Пещерные некрополи Горного Крыма
Карстовые пещеры использовались для сооружения жилья или хозяйственных целей еще в глубокой древности. В таких местах в горных районах Крыма нередко встречаются и костные останки человека, попавшие туда по разным причинам. В настоящее время известны несколько объектов, на которых удалось зафиксировать следы намеренного погребения. Такие комплексы исследователи полагают правильным считать некрополями. Наиболее ранние погребения относятся к эпохе камня (например в гроте Киик-Коба). Позднейшие памятники, средневековые, обычно связаны с христианскими храмами. В эпоху раннего железа и античности в малопригодных для жилья или хозяйственных целей частях пещер возникли комплексы с человеческими останками. А. В. Лысенко предложил называть их спелеоархеологическими.
Так, в Туакской пещере, на южном обрыве Караби-яйлы еще в 20-е гг. XIX в. П. И. Кеппен обнаружил человеческие останки. В конце ХХ в. археологическими обследованиями здесь выявлены более двух десятков черепов и других костей, которые находились на поверхности пола пещеры. Помимо этого, в пещере найдены артефакты эпохи бронзы и раннего железа. Однако их связь с антропологическим материалом не установлена. Достаточно известной является пещера Бинбаш-Коба на нижнем плато Чатыр-Дага, перевод названия которой – «Пещера тысячи голов». В середине XIX в. здесь можно было увидеть значительное количество человеческих останков. Е. Л. Марков сообщал, что кости встречались уже на полу у входа в пещеру, а особенно много их было во внутренних коридорах. В 1873 г. множество перемешанных костяков обнаружил в пещере В. В. Марковников. Вместе с тем, уже к концу столетия пещера была разграблена туристами. Небольшие раскопки здесь произвел в 1880 г. К. С. Мережковский. По его сведениям нижние напластования относились к неолитическому времени, а в верхних ─ найдены предметы эпохи раннего железного века.
В XIX в. В. Х. Кондараки посетил в Байдарской долине пещеру Сюндюрлю-Коба, перед входом в которую он отметил наличие плит, а внутри обнаружил большое количество костей. Наличие многочисленного антропологического материала зафиксировал в 1907 г. Н. И. Репников. Небольшими раскопками Крымской палеолитической экспедиции в 1936 г. выявлены человеческие останки, наконечник железного копья и другие находки, которые позволили отнести комплекс к VIII-X вв. н. э. и определить его как жилище. По версии О. И. Домбровского здесь находилось средневековое культовое сооружение. А. М. Лесков отмечал наличие в Сюндюрлю-Кобе остатков «среднего» этапа развития таврской культуры (VI-V вв. до н. э.).
В Курцово-Сабловской долине находится пещера Змеиная, первые обследования которой произвели в 1920-е гг. Н. Л. Эрнст и С. И. Забнин. Здесь ими обнаружены несколько позднеантичных погребений и собран подъемный материал. В послевоенное время пещеру осмотрел А. А. Щепинский, который встретил «таврскую», «скифскую» и средневековую керамику. В одном из ответвлений пещеры им были найдены костные останки и фрагменты керамики первых веков н. э. В 1957-1961 гг. археологически изучалась пещера Кизил-Коба на юго-западном склоне Долгорковской яйлы. Работами археологического отряда Крымской карстовой экспедиции в 40 м от входа обнаружены и раскопаны слои кизил-кобинского и позднеантичного времени. Ранние отложения содержали большое количество фрагментированной лепной посуды: кувшинов, корчаг, кубков, мисок. По находкам бронзовых наконечников эти предметы датированы VII-IV вв. до н. э. В верхних слоях зафиксированы обломки амфор, краснолаковых чашек, кувшинов, горшков, мисок, а также пряслице, бусы и стеклянный браслет – датированные III – началом IV вв. н. э. Помимо прочего были найдены человеческие останки, четкое положение которых, однако, исследователям зафиксировать не удалось.
В 1984 г. спелеологами была открыта пещера «Глазастая», после чего ее изучение начала Горно-Крымская экспедиция, продолжавшаяся до 1988 г. В результате исследованы около 40 разрушенных погребений с многочисленным инвентарем, некоторые из которых отделяли каменные перегородки. Установлено, что 8 костяков были детскими, 4 женскими и 10 мужскими. В привходовой части пещеры были поставлены черепа баранов, козлов и оленя. Находки из погребений характерны для грунтовых могильников первых веков н. э.: стеклянные, пастовые, фаянсовые, серебряные, гагатовые и костяные бусы, бронзовые круглопроволочные сомкнутые браслеты, височные кольца и серьги, железный нож, черешковый наконечник стрелы, пряслице, лепная посуда и несколько монет. Точное время функционирования могильника трудно определить. Многочисленные бусы датируются в пределах II-IV вв. н. э. Найденные монеты выпущены в период с 68 по 229 гг. н. э., но, по-видимому, к моменту погребения использовались достаточно долгое время. Таким образом, наиболее вероятно, что некрополь использовался с рубежа II-III по IV вв. н. э.
На юго-восточном обрыве г. Курушлюк у пос. Куйбышево в 1995 г. сотрудниками сектора Первобытной археологии Крымского филиала Института археологии НАНУ была разведана пещера «Албатская». Раскопками выявлены культурные отложения эпохи поздней бронзы – первых веков н. э. Среди находок – фрагменты не менее чем 20 амфор, краснолаковых кувшинов и чашек, стеклянных бус, а также два бронзовых браслета и глиняное пряслице. По обломкам краснолаковой посуды верхний слой некрополя датируется II-III вв. н. э.
В целом, на сегодняшний день в Горном Крыму известны более десятка карстовых пещер, служивших местом преднамеренного захоронения людей в период с финала поздней бронзы по IV в. н. э. Большинство памятников подверглись частичному или полному разрушению в результате как естественных, так и антропогенных причин. Кроме того, объекты такого типа остаются малоизученными, что в не меньшей мере умаляет наши представлений о них. В связи с этим непросто соотнести некрополи в пещерах между собой, ведь датировка отдельных памятников либо сильно разнится, либо не может быть установлена. В настоящее время выделяют два периода использования пещер в качестве могильников: кизил-кобинский (предположительно IV-I вв. до н. э.) и позднеантичный (II-IV вв. н. э.). К первому периоду относят памятники в пещерах Ени-Сала-2, Лисья, Ай-Никола, Албатская, Кизил-Коба и Змеиная. Для них характерно небольшое количество погребений, а также расположение рядом с синхронными поселениями. Вторую группу составляют некрополи с многочисленными (до нескольких десятков) погребениями. Они зафиксированы в пещерах Туакской, Бинбаш-Коба, Сюндюрлю-Коба, Су-Ат, Глазастая, а также в верхних слоях памятников первой группы.
Попытки объяснить феномен использования пещер в качестве места погребения предпринимались еще в XIX в., и обычно связывались с представлениями об укрытии некоторой части «местного» оседлого населения от вторжения завоевателей «кочевников». Существовало мнение, что такие места были капищами, на которых приносились человеческие жертвы. Современные исследователи интерпретируют пещерные некрополи как родовые склепы. Другие полагают, что в связи с близостью пещер к горным пастбищам, захоронения могли принадлежать пастухам, умершим во время откочевки на летнее пастбище. Многочисленность захоронений на некоторых некрополях может объясняться, известным этнографам, обрядом создания родового склепа на месте погребения одного из сородичей. Впрочем, более точно причины будут установлены в результате дальнейшего и тщательного изучения известных и новых пещерных некрополей.