Храм "Донаторов"

Рис1_1_0.jpgЭски-Кермен – один из самых крупных и известных «пещерных городов» средневекового Крыма. Его богатая и яркая история вот уже многие десятилетия вызывает большой интерес у исследователей крымских древностей. На территории городища ведутся археологические раскопки, делаются уникальные и интересные находки. Тем не менее, внимание на себя обращает не только само плато Эски-Кермена, но и его окрестности.

В удалении от «традиционных» экскурсионных маршрутов, в балке Черкес-Кермен, к западу от плато Эски-Кермена, находится христианский храм «Донаторов», вырубленный в скальном мысу. Свое название он получил от сюжета росписей на его стенах, изображающих семью донаторов или ктиторов (заказчиков строительства) церкви.   

В XIX – начале XX вв. храм, несмотря на труднодоступность, неоднократно посещали путешественники, писатели и любители древностей. Такое описание храма оставил Евгений Марков:

«Но всего замечательнее в Черкес-Кермене его пещерный храм… Эклисе спрятано в лесистых скалах так хорошо, что даже побывав в нем, не сразу найдешь его опять …низенькая дверочка эклисе заросла кустарником и бурьяном. Храмик выдолблен правильным круглым сводом и сохранился отлично, без сомнения, по причине своей недоступности. Остатки штукатурки и византийских фресок на ней очень заметны; можно еще разобрать некоторые греческие надписи под образами и даже характерный лик Николая угодника. Рядом с дверью маленькое окошечко, через которые на белые известковые стены падает веселый солнечный свет. Алтарик в особом отделении, на возвышении. Каменный престол с изображением креста и круглым углублением; в левом углу крошечный альков для трапезы; по стенам алтаря низенькие каменные сиденья».  

Художник и академик архитектуры Императорской Академии художеств Мориц Вебель, сопровождавший крымскую экспедицию графа Алексея Уварова в 1848 году, оставил цветные зарисовки храма. Первое научное описание церкви в 1920-е гг. выполнил Николай Эрнст, дав ему условное наименование – «донаторов». В 1928 году памятник был обследован экспедицией Николая Репникова, проводившего в это время основные работы на плато Эски-Кермена. В период работы экспедиции художниками Л. Линно и Г. Андреевым выполнены копии сохранившихся тогда в помещении росписей, которые вызывали у посетителей храма особый интерес.

Рис4_0_0.jpg

Сам храм имеет прямоугольную форму, размерами 5,1×3,2×2,5 м. Апсида подковообразная, расположена не по центру помещения, а смещена к югу. К апсиде примыкает синтрон (скамья для духовенства) с престолом трапециевидной формы. В северной стене вырублены две ниши. По мнению Николая Репникова, одна из них могла быть жертвенником. К востоку от последней расположены еще одна ниша. В южной стене на высоте около 50 см находится сидение.

Апсида отделялась от наоса - центральной части харама) алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 35 см. По предложению Олега Домбровского, в позднее время алтарная преграда была наращена иконостасом. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Центральная часть храма прямоугольная. По ее периметру расположена скамья. Северная стена вырублена двумя углублениями. Здесь, в скамье имеется небольшое углубление, возможно для деревянных конструкций. На стыке северной и западной стен также есть арочная вырубка. В южной стене вырублено окно и дверной проем. В северной части ранее была скальная колонна, основание которой сохранилось в полу.

Подробнее стоит остановится на самом интересном элементе храма «Донаторов» - фресковых росписях.

Рис5_0_0.jpg

Роспись алтарной части. На полукуполе апсиды представлена поясная композиция «Деисис» (икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа), которая сейчас закрыта копотью. Можно выделить силуэт фигуры Христа на синем фоне, который крупнее двух других изображений. Слева от Спасителя  - женская фигура Богоматери, ныне практически не видна, справа – Иоанн Предтеча с простертыми к Иисусу Христу руками. Ниже, над престолом, изображен младенец Христос в чаше (потире), символизирующий Евхаристию, по бокам пять святителей в белых облачениях с красным и черными крестами, со свитками в руках, и архидиакон с кадилом. У нимба одного из святых сохранилась надпись на греческом языке – св. Николай. На своде алтарной арки изображено «Благовещение» с фигурами Богоматери и архангела Гавриила с соответствующей подписью на греческом языке «ГАVРIHЛ».

Рис7_0_0.jpg

Роспись центральной части (наоса). На плафоне близ алтарной арки стенопись сохранилась крайне фрагментарно. По зарисовкам Л. И. Линно можно лишь представить колорит утраченных сюжетов и примерные их размеры. На восточной стене сохранилось изображение двух женских полуфигур с нимбами, а ниже – орнаментальный фриз. На своде северной стены имеются изображения пяти медальонов, обрамленных сложным растительным орнаментом. По мнению Николая Репникова, «по своду северной части потолка в пышном орнаментальном узоре в пяти медальонах - поясные фигуры. Из них сохранились с изображениями Ермолая, Пантелеймона, апостолов Петра и Павла. На остальном участке этой части потолка композиции мучения Федора Стратилата перед царем и усекновение главы его».  В арках северной стены также находилось изображение конного воина (не сохранилось) и две крупные фигуры святых воинов с копьями и щитами. Между образами святых воинов изображена фигура со скрещенными на уровне груди руками.

Роспись западной стены по своему содержанию и композиционной структуре является продолжением росписи северной. Н. Репников сделал следующее ее описание:

«В узком аркосолии западной стены фрагменты композиции, представляющей донаторов. По середине остатки фигуры в рост в богатом красном одеянии. Лицо молодое, с остроконечной бородкой, в нимбе. Остаток окончания надписи имени DINOC с несомненностью устанавливают мученика Акиндина, державшего в правой руке большой процветший крест.... Справа женская фигура в монашеском одеянии, правая рука наискось груди. Слева от Акиндина бородатая фигура, от которой сохранилась верхняя часть. На голове оригинальная шапка с матерчатым верхом и меховой опушкой, на уши спускаются матерчатые тесемки белого цвета с кисточками на концах. Правая рука наискось груди. Над головой остатки надписи ВОН, справа ТY. Рядом с этой фигурой остатки женской в красноватой одежде с короткими по локоть рукавами. Исподняя одежда белая. На голове остроконечный кокошник с эспри, в ушах серьги, сбоку надпись EKOIMHTY (почила, упокоилась)».

Иную трактовку изображения дал Олег Домбровский. По его мнению, мученик в красном плаще с крестчатым нимбом – это Христос. Его окружали две фигуры: женская, в монашеском облачении и молитвенно протянутыми к Христу  руками, и мужской, в княжеском головном уборе, в жесте моления, направленного к образам святых воинов.  Росписи южной стены не сохранились, хотя акварель, исполненная Л. И. Линно, фиксирует остатки ее фрагментов на откосах оконных проемов.

Большой интерес вызывает также сохранившаяся на северной стене наоса строительная надпись: «[…] основан при содействии рабы Христовой Марии. В 6890 (или: 6860) году, в 5-й индикт». Она позволяет предположить появление храма и его росписей в XIV веке (около 1351-1352 или 1381-1382 гг.) по заказу некой знатной Марии, ставшей монахиней. Исследователи, отмечая качество живописи, предполагают, что храм мог быть украшен византийским мастером высокого класса, бывшим в Крыму проездом из Византии на Русь.

Список литературы
Днепровский Н.В. Росписи пещерного храма «Донаторов»: новые ответы на старые вопросы // Спелеология и спелестология. 2023. № 1. С. 70–100.
Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев. 1966.
Марков Е. Очерки Крыма. Симферополь. 1994.
Могаричев Ю.М. «Пещерные города» Горной Юго-Западной Таврики в описании А.С. Уварова. Симферополь. 2019.
Могаричев Ю.М., Ергина А.С. Роспись пещерного храма «Донаторов» // История и археология Крыма. Вып. ХХ. 2023. С. 232-251.
Репников Н.И. Эски-Кермен в свете археологических разведок 1928–29 гг. // Готский сборник. Ленинград. 1932. С. 107–152.