Курганный некрополь Юз-Оба
Курганный некрополь Юз-Оба расположен на одноименном хребте на мысе Ак-Бурун, ограничивающем с юга Керченскую бухту. Само название Юз-Оба — татарское, переводится, как «сто холмов». Многочисленные курганы тянутся вдоль всего кряжа от Ак-Бурунского мыса с востока на запад. Хребет Юз-Оба хорошо виден с главной высоты города Керчь — горы Митридат. Курганы были возведены в IV в. до н.э. и представляли собой усыпальницы боспорской знати.
Раскопки курганов проводились в основном в XIX в. По всей видимости, первые исследований курганов на мысе Ак-Бурун, не носившие систематического характера, были произведены английским военным врачом Данканом Макферсоном во время оккупации Керчи англо-французскими войсками в 1855 – 1856 гг. Раскопки были проведены в четырех насыпях. В трех из них они производились с помощью тоннелей, которые в русскоязычной специальной литературе обычно именуют минами или минными галереями. Эти тоннели имели размеры примерно 1,5х0,7 м и сооружались таким образом, чтобы один человек мог в них работать киркой, другой откидывать землю, а третий вывозить ее на тачке. Для освещения тоннелей использовались свечи. Работа, конечно, была весьма опасной. Результаты этих по существу грабительских раскопок были отражены в книге «Древности Керчи и исследования на Боспоре Киммеийском», изданной в Лондоне в 1857 г. На ее страницах автор в общем виде описал устройство курганов и обрисовал основные результаты своих изысканий. Любопытно, что он назвал крупные курганы на Ак-Бурунском мысе «Пять братьев». Ряд предметов из раскопок Макферсон в 1856 г. передал в Британский музей, где они находятся до сих пор.
После завершения Крымской войны исследования курганов на мысе Ак-Бурун начал директор Керченского музея древностей Александром Ефимовичем Люценко. Это произошло в 1862 г., когда раскопки на хребте Юз-Оба, как ему представлялось, себя уже почти исчерпали. Правда, двумя годами раньше он обратил внимание на разрытый до основания земляными работами большой курган. Эти работы проводило военное ведомство в связи с возведением крепости (сейчас этот объект известен как Керченская крепость). Люценко проинформировал об этом Императорскую археологическую комиссию, после чего военное руководство допустило археолога к осмотру курганов. В своих описания А. Е. Люценко, как и ранее Макферсон, говорит о пяти расположенных на мысе курганах. Но, видимо, и английский врач, и директор музея обратили внимание только на самые большие насыпи. Однако, помимо крупных курганов на мысе Ак-Бурун, на южном склоне хребта существовала еще цепочка малых курганов, параллельная основной гряде.
В 1862 г. А. Е.Люценко провел раскопки двух курганов – Второго и Пятого. В Пятом кургане были обнаружены два лошадиных костяка, на одном из которых находилась узда с великолепным набором бронзовых украшений.
К сожалению, после 1862 г. район строительства крепости вышел из сферы внимания археологов. В 1874 г. в одном из курганов были «случайно» найдены два бронзовых сосуда с перегоревшими костями и набором весьма ценных вещей, которые, не без трудностей, были переданы в Императорский Эрмитаж. А в 1875 г. военными строителями было открыто погребение, возможно, одного из боспорских династов. Под курганом оказалась небольшая гробница, крытая боспорской черепицей, в ней находился жженый прах и предметы, указывающие на мужское погребение. Здесь была найдена панафейская амфора, золотая монета Александра Македонского, рядом находились чешуйчатый панцирь, копье, дротики, стрелы, длинный греческий меч и золотая ажурная шапка-шлем типа пилоса. Этот золотой пилос весит около одного килограмма и был сверху украшен надетым на него золотым венцом. После 1975 г. археологи уже не могли попасть на Ак-Бурунский мыс, поскольку эти земли до недавнего времени всецело принадлежали военным.
Курганы Юз-Обы относятся к числу самых известных археологических памятников Боспора. Однако его изучение для современных исследователей представляет немалые сложности по нескольким причинам: большинство курганов было разграблено, документация о раскопках неограбленных гробниц не отличается подробностью, а коллекции находок из этих курганов, хранящиеся в фондах Государственного Эрмитажа, долгое время не были опубликованы (их ввели в научный оборот совсем недавно, в 2014 г.). До сих пор нам не известно ни точное число исследованных курганов (вероятно, их было около 40), ни узкая датировка каждого из них. Создание детальной хронологической схемы всех обнаруженных во время раскопок комплексов — дело будущего, в настоящее время в этом направлении сделаны лишь первые, весьма скромные шаги. Несмотря на это, все специалисты уже давно согласны в том, что Юз-Оба является некрополем боспорской знати, относящимся к времени процветания государства в IV в. до н. э. Нет сомнения, что в курганах всех трех частей нашли упокоение представители высшего слоя боспорской аристократии и, прежде всего, члены правящего рода Спартокидов.