Судакские склепы

Комплекс судакских склепов, представленный четырьмя каменными склепами VIII-XII вв. и 4 грунтовыми погребениями салтовского времени (VIII-X вв.), расположен на участке XIV куртины между башнями

Лукини Фиески Лавани (1409 г.) и безымянной № 3 на западном склоне г. Дженевез-Кая, открыт в ходе изучения золотоордынских мастерских и изучен И.А.Барановым в 1986-1988 гг. И.А.Баранов связал Судакские склепы с хазаро-иудейской верхушкой раннесредневековой Сугдеи. При этом автор ограничился лишь двумя фотографиями и тезисным описанием одного из склепов, что не могло не вызвать справедливую критику С.А.Плетневой, усомнившейся в принадлежности указанных склепов хазарам-иудеям.

Склеп №1 сооружен в котловане, вырытом в плотном материковом суглинке желтого цвета. Погребальная камера, размером 3,55х2,4 м, ориентирована по оси север-юг и имеет прямоугольную форму. Коробовый свод циркульной формы начинается на высоте 1 м. Высота камеры склепа 1,86 м от уровня пола. Камера сложена из известняковых блоков 50х12 см и 55х17 см на известковом растворе с наполнителем из морского песка. Погребальная камера внутри была отштукатурена. Дромос, длиной 1,8 м и глубиной от уровня древней дневной поверхности около 1 м, перекрыт шестью плоскими плитами. Из дромоса в погребальную камеру вел квадратный проем в северной торцевой стене погребальной камеры, заложенный точно подогнанной плитой размером 0,8х0,7 м.

Внутри склепа сооружена одна плитовая могила, ориентированная по оси север-юг. Могила, размером 2,0х0,6х0,4 сложена из хорошо обработанных известняковых плит со снятой фаской.

Склеп и находящаяся внутри него плитовая могила были ограблены через пролом в своде в конце XIII в., когда они были обнаружены при строительстве золотоордынской мастерской. После ограбления пролом в своде, через который проникли грабители, был заложен камнями. Костяк извлечен из могилы, а ее заполнение прокопано до материка. Разрозненные кости грудой свалены в южной части могилы и юго-западном углу склепа, а раздавленный череп - у входа с северной стороны могилы.

При зачистке склепа обнаружены угли и мел подсыпки, конский череп и копыта, а также череп барана. Наличие конских костей достаточно частая находка в европейских кочевнических погребениях от Урала и до Дуная. В салтово-маяцкой культуре они зафиксированы в Подонье, в Дагестане, где они так же как и в Судаке обнаружены в каменных склепах и Дунайской Болгарии. Отсутствие иных конских костей, кроме черепа и копыт позволяют предположить наличие не целого конского костяка в склепе, а лишь шкуры или чучела коня. По предположению Ч. Балинта, шкура коня является индикатором угорского происхождения погребенного. Впрочем, этот обряд, хотя и крайне редко, распространен среди тюрок Центральной Азии, где связывается учеными с уйгурами или кыргызами И.П. Засецкая считает использование шкуры животных элементом тюркской культуры. Череп барана, видимо, следует связывать с заупокойной пищей, сопровождавшей погребенного вместе с конем в потусторонний мир.

За пределами плитовой могилы найдено два раздавленных однотипных светильника, аналогичные аварским светильникам, происходящим из дома VII в., остроконечник для распутывания ног коня, железное кольцо от узды, пастовые, сердоликовые и гагатовые бусы, подвеска из янтаря, четыре сильно коррозированные медные поясные бляшки с растительным орнаментом, аналогичные бляшке с тепсеньской литейной формы и рассыпавшиеся при реставрации, и салтовская односоставная литая бронзовая пряжка с прямоугольной рамкой. В Крыму аналогичная пряжка находилась в склепе 290 Скалистинского могильника. Подобные пряжки отнесены А.И.Айбабиным к пряжкам уральского и салтовского круга и датируются VIII-IX вв.

На полу погребальной камеры обнаружены мелкие фрагменты салтовского кухонного горшка с линейно-волнистым орнаментом и железный нательный крест с расширяющимися лучами и шариками на концах лучей. Крест того же типа, высотой 0,2 м прочерчен пальцем по сырой штукатурке в южной стене склепа. Аналогичный крест, выполненный из бронзы и происходящий из Египта, хранится в фондах Думбартон Оакс и датируется VII в. Близкий по форме крест прочерчен на Константинопольском блюде датирующемся 610 г. н.э.

Склеп №2 расположен в 2,2 м к западу от склепа № 1. Склеп ориентирован по оси север-юг и обращен входом к югу. Погребальная камера прямоугольной формы, размером 3,35х2,19 м, сложена из блоков пиленного известняка на глине и отштукатурена изнутри белым известковым раствором с примесью морского песка. Основание коробового свода сохранилось лишь на восточной стене и находилось на высоте 0,6 м от уровня пола. В остальных местах свод разобран при строительстве золотоордынских мастерских. Входное отверстие дромоса квадратное в плане со стороной 0,9 м Стенки дромоса сохранились у входа и сложены в нижней части из блоков

пиленного известняка, а верхней - из плиток песчаника. В привходовой части имелась плита порога. Остатки разбитой закладной плиты и плит перекрывавших дромос зачищены в завале камня в верхней части засыпи погребальной камеры.

Внутри склепа обнаружено два

горизонта погребений, разделенные прослойкой гумусированного грунта. Склеп подвергся ограблению при строительстве золотоордынских мастерских, в результате чего костяки верхнего яруса были разрушены. При зачистке они представляли собой беспорядочное скопление костей.

Погребального инвентаря в этом слое не обнаружено. В 1,0 м от северо-восточного угла погребальной камеры склепа обнаружено известняковое надгробие, представлявшее собой мальтийский крест, длиной 21 см, горизонтальные лучи которого сбиты у основания.

Погребения нижнего яруса совершены в трех каменных ящиках, напоминающих по конструкции византийские плитовые могилы. Ящики ориентированы по оси склепа север-юг и сложены из поставленных на ребро известняковых плит. Длина ящиков 2,2 м, ширина - в изголовьях 0,7; 0,6 и 0,6 м. Могилы примыкали к северной торцевой стене склепа, при этом центральная могила (№2) составляла единое целое со входным отверстием и дромосом. Центральная могила изнутри отштукатурена и имеет подсыпку из сухой желтой глины, углей и мела.

В плитовой могиле № 1 на глубине 0,06 м от уровня верхнего обреза плит обкладки обнаружен тлен от древесной рамы, изготовленной из тонких брусьев и покрытой кошмой или плотной тканью. В северной части могилы зачищены тазовые кости и верхняя часть скелета ребенка 5 - 6 лет, ориентированного головой на север. Погребение совершено на спине. Кости ног и левой руки отсутствуют. Правая рука согнута в локте и ее кисть уложена на тазе. В черепе на левой теменной кости прослеживается прижизненное отверстие неправильной формы, нанесенное остроконечным оружием типа "клевак". Рядом с погребением ребенка находились кости ног мужчины 25 - 35 лет. Остальная часть скелета уничтожена грабителями.

В потревоженном гумусированном слое обнаружен щиток бронзовой поясной пряжки с прорезным отверстием сердцевидной формы

(17). Аналогичные пряжки, плучившие в западной литературе наименование "болонья" зафикси-рованы в склепах 216 и 249 Эски-Кермена, в склепе 381 Скалистинского могильника, где подобная пряжка находилась в одном комплексе с поясной гарни-турой геральдического типа. В.Б. Ковалевская датирует этот тип пряжек VII-VIII вв. и считает местом их производства Константинополь и Херсонес.

Кроме того, в могиле 1 обнаружены 2 серебряные сердцевидные бляшки (5), и одна бляшка с кольцом декорированная рельефным крестом (7), видимо от одного поясного набора с пряжкой типа "болонья". Возможно, поясной набор принадлежал взрослому мужчине, от которого сохранились лишь кости ног. В районе груди детского погребения найдены широкое тонкое серебряное кольцо (9), серебряный салтовский перстень с овальной сердоликовой вставкой, укрепленной четырьмя "лапками" (14) и серебряный перстень с сердоликовой вставкой (15). Перстни изготовлены на взрослую руку, а у ребенка видимо использовались в качестве подвески. В районе черепа находились парные серьги салтовского типа (12-13). Кроме того, у черепа зачищена небольшая низка бус (16).

Комплекс вещей указывает на то, что погребение принадлежит ребенку. Наличие в черепе прижизненного пробоя, аналогичного пробоям в черепах погребенных в двух других склепах, позволяет видеть в этом погребении ритуальное жертвоприношение, обряд ранее не известный у крымских салтовцев. Прокопий описывая эфталитов указывает, что

“...Когда же тот, у кого они являлись дружинниками умирает, эти мужи по существующему у них обычаю живыми ложатся с ним в могилу...”

У протобулгар подобный обряд зафиксирован С.А.Плетневой по материалам Дмитровского могильника, где воинов сопровождали молодые женщины-рабыни, специально умерщвленные для погребения своего хозяина.

Могила 2, являвшаяся основным погребением, ограблена полностью и костей человека в анатомическом порядке в ней не обнаружено. Обломки черепа сконцентрированы в южной части плитового ящика. У южного борта могилы найден проволочная продолговатая медная серьга, рассыпавшаяся при расчистке и круглый амулет, диаметром 3 см, вырезанный из теменной части человеческого черепа.

В могиле 3 полностью разрушена южная часть погребения. В северной части на спине лежал скелет ребенка 6-7 лет, ориентированный головой на север. Погребение совершено на спине с вытянутыми ногами. Кости рук не сохранились. В правой теменной части детского черепа имеется прижизненный пролом, нанесенный остроконечным орудием типа "клевак" и явившийся причиной смерти. Детский костяк находился в ногах погребения подростка 9-10 лет. Погребение подростка совершено на спине с вытянутыми конечностями и ориентировано головой на юг. Кости скелета ребенка частично перекрывают погребение подростка. Кости таза, верхней части скелета и рук разрушены при ограблении склепа золотоордынцами в конце XIII в. Сохранилась лишь кисть правой руки, лежавшая на известковой обмазке боковой стенки центрального погребения. Костяк подростка уложен на деревянной раме, сколоченной из узких реек, уложенных ромбами. Рама покрыта кошмой или плотной тканью, от которой сохранился слой желтого рыхлого тлена. Погребального инвентаря в могиле 3 не обнаружено.

Кроме того, в склепе найдены разрозненные кости еще 19 погребенных, принадлежавших трем детям 1,5-2 лет, одному - 5-6 лет, трем - 10-11 лет, восьми взрослым женщинам и пяти взрослым мужчинам. На черепе одного из погребенных в районе брегмы зафиксирована прижизненная трепанация, характерная для могильников "зливкинского типа". Погребальный инвентарь представлен верхней частью массивной золотой пуговицы в виде полого шарика с проволочным ушком (10), относившейся, видимо, к верхнему слою. Близкие пуговицы входили в состав Преславского клада, связанного с осадой Иоанном Цимисхием болгарской столицы в 971 г.

Склеп №3 расположен на той же терассе, что и два предыдущих склепа. Склеп ориентирован по оси север-юг. Склеп состоит из погребальной камеры и дромоса. Северная часть дромоса разрушена в древности и он сохранился в длину

на 1,3 м, при ширине 0,82 м и глубине 0,7 м. Дромос сложен из пиленых известняковых блоков. С внутренней стороны обкладок сооружен паз, на который укладывались плиты перекрытия, примыкавшие к стене погребальной камеры. Сохранилась лишь южная плита перекрытия дромоса, размером 1,1х0,25х0,1 м, которая примыкала к стене погребальной камеры. Остальные плиты перекрытия сорваны грабителями и отсутствовали. В северной части дромоса на уровне пола зачищены две каменные ступеньки.

При выборке заполнения обнаружены переотложенные кости скелета ребенка, среди которых найдена разомкнутая витая медная пластинчатая серьга (21) и литая сферическая пуговица из бронзы, рассыпавшаяся при реставрации.

Погребальная камера прямоугольной формы, размером 3,42х2,28 м. Высота склепа от замкового камня и до урыыовня пола составляет 2 м. Стены погребальной камеры сложены из хорошо подогнанных блоков капсельского известняка на глиняном растворе. Погребальная камера сооружена в котловане вырытом в плотной материковой глине. Первоначально возведены северная и южная торцевые стены и лишь затем, они были перекрыты коробовым сводом, опиравшемся непосредственно на грунт. Два блока известняка в своде отсутствовали и лежали внутри склепа, а пролом сверху заложен известняковой плитой.

На полу постройки золотоордынского периода и внутри склепа лежали обломки одной красноглиняной тарелки на кольцевом поддоне, покрытой прозрачной оливковой поливой. В центре сосуда - медальон с заполнением растительным орнаментом, выполненным в технике сграффито и пятнами подкраски марганцем; под венчиком в той же технике нанесены сердцевидные украшения (10). Помимо тарелки внутри склепа под проломом в своде обнаружена монета с восьмиугольной орнаментальной розеткой в квадратной рамке на лицевой стороне и с тамгой джучидов без косой перекладины с оборотной.

В склепе имеются погребения относящиеся к двум разным историческим периодам и совершенные по разному обряду.

В погребениях нижнего горизонта зафиксировано три разнообразных обряда. Основное погребение совершено в могиле с плитовыми обкладками и полностью ограблено. Могила пристроена к входному отверстию дромоса, ориентирована по оси север - юг и полностью ограблена. Длина могилы 1,61, при ширине южной обкладки внутри могилы 0,47 м, а северной - 0,54. Обкладка могилы сделана из известняковых плит, шиной 0,09 - 0,1 м, поставленных на ребро. С внешней стороны южной торцевой стены зачищены два отверстия, диаметром 5 см с остатками вертикально поставленных столбов, являвшихся частью какой-то погребальной конструкции. Внутри могилы при зачистке обнаружены отдельные фаланги пальцев, позвоночник и фрагменты черепной коробки. На дне могилы отмечена обмазка из плотной зеленой глины, меловая подсыпка и угольки. Погребальный инвентарь не обнаружен.

Между западной продольной обкладкой плитовой могилы и западной стенкой склепа зачищено погребение ребенка 3-5 лет, совершенное на боку с вытянутыми ногами головой на север. Кости правой руки отсутствовали, левая рука перекрыта грудной клеткой и кисть лежит на тазу. На черепе ребенка зафиксировано прижизненное отверстие, нанесенное оружием типа "клевак". На груди ребенка находилась прямоугольная сильно коррозированная коробочка из тонкой меди с камешком внутри, рассыпавшаяся при реставрации и бронзовый литой наконечник салтовского поясного набора, украшенный чешуйчатым гравированным орнаментом (1). Близкий по форме и декору наконечник происходит из Херсонеса из комплекса третьей группы, датируемой А.И.Айбабиным второй половиной VIII-IX вв. Скорее всего, поясной наконечник использовался в качестве подвески и висел на одном шнурке с коробочкой.

В северо-восточном углу склепа зачищен костяк, ноги которого перекрывают плитовую могилу. Между берцовых костей лежит череп затылочной частью вверх. Кости рук лежат ниже позвоночника и таза вдоль костей ног, что позволяет говорить о совершении погребения в сидячем положении. В районе таза обнаружен наконечник с прорезным растительным орнаментом (3), хорошо сохранившаяся копоушка (4) и литой щиток византийской пряжки, видимо находившиеся на поясе (9). Пляшки, орнаментированные подобным образом, ранее в Крыму не встречались. Пряжка не имеет прямых аналогий ни в Крыму, ни на Северном Кавказе ни на памятниках салтово-маяцкой культуры. Отдаленная аналогия происходит из Суук-Су и датируется А.И.Айбабиным второй половиной VII - первой половиной VIII вв. Между обкладкой плитовой могилы и восточной стены склепа в 30 см южнее таза на полу склепа найдено большое бронзовое височное кольцо с замком (8) и деревянный овальный предмет с отверстием в центре, являвшийся, возможно, кольцом для стрельбы из лука (6).

Кроме того, на полу склепа у южной стены зачищены остатки еще четырех погребений, уложенных головой на запад. Череп погребения лежащего около южной стены потревожен и лежит отдельно вверх основанием. Погребение совершено на спине с вытянутыми ногами. Руки согнуты в локте и уложены на груди. Под тазом этого костяка зачищено сочленение более раннего, полностью уничтоженного при подзахоронении.

Между южным погребением и южной обкладкой плитовой могилы зачищена круглая в плане яма, диаметром 1 м, в которой находились пережженные человеческие кости и древесные угли. В этом месте среди костей нижнего яруса отмечена меловая подсыпка, среди которой обнаружено железное кольцо и небольшой нож (10). Между плитовой могилой и краем ямы найден кованый железный наконечник пояса (11), плохо сохранившийся бронзовый костылек, рассыпавшийся при реставрации и сломанный серебряный перстень с ромбической жуковиной без вставки (12).

Наличие в яме пережженных костей человека позволяет в ней видеть трупосожжение, которое следует связать с нижним слоем погребений. Салтовские трупосожжения известны в Подонье. А.В.Дмитриев связывает погребения совершенные по обряду кремаций с воинами-кочевниками угорского происхождения, А.В.Пьянков - с касогами. С.А.Плетнева констатировала, что ни аланскому, ни болгарскому населению обряд трупосожжения совершенно несвойственен. В.С.Аксенов связал кремации с потомками тюркских родов, которые после гибели Западно-тюркского каганата нашли пристанище у хазар. А.В.Комар усмотрел в обряде кремаций обезвреживание погребенных, связав некрополи с трупосожжениями с этническими хазарами.

Кроме того, в нижнем горизонте склепа обнаружены и другие салтовские вещи, не связанные с конкретным погребением. Под костями груди южного костяка обнаружен серебряный салтовский перстень с четырьмя лапками без вставки (14), а между черепом и южной стеной бронзовая подвеска-амулет в виде головы барана (7). Близкие амулеты происходят из Верхнего Салтова и Борисова и датируются VIII - IX вв.

У северной стены склепалежали два салтовских серебряных перстня со стеклянными жуковинами (12-13), такой же перстень без вставки (15), плохо сохранившаяся копоушка, разомкнутое проволочное височное кольцо, рассыпавшееся при реставрации и две византийские серебряные серьги со стилизованной виноградной гроздью.

Склеп №4. Расположен к 7,0 м к востоку от склепа № 3, ориентирован по оси север-юг и обращен входом к югу. Склеп состоит из погребальной камеры и дромоса. Дромос, размером 2,3х0,57х0,9 м сложен из

вертикально поставленных блоков пиленого известняка и выше входного отверстия перекрыт горизонтально уложенными сланцевыми плитами. В северном торце дромоса сооружены две каменные ступеньки, шириной 0,25 и 0,2 м при высоте 0,17 м. При зачистке дромоса поверх его перекрытия обнаружены остатки разрушенного костяка, обложенного по краям вертикально поставленными плоскими плитами.

Северный фасад склепа между перекрытием дромоса и аркой свода был отштукатурен и по сырой штукатурке украшен орнаментом, процарапанным плоской палочкой с неровными краями. Орнаментальная композиция состояла из переплетения геометрических фигур, розеток и стилизованных растительных элементов в обрамление стилизованных бараньих рогов. Судя по следам желтой и темно-красной краски в порах штукатурки орнамент был в древности расписан.

Погребальная камера представляет собой прямоугольную погребальную камеру, размером 2,21х3,0 м, сложенную из блоков пиленого известняка на глине и отштукатуренную изнутри белым известковым раствором с примесью крупного песка. На западной стене по сырой штукатурке пальцем была нанесена греческая надпись, почти не сохранившаяся из-за плохого состояния штукатурки. Погребальная камера перекрыта коробовым сводом. В центре камеры в свод вбит железный крюк для подвешивания светильника, на котором имелись остатки истлевшей веревки.

В склепе № 4 внутри погребальной камеры обнаружены погребения, относящиеся к двум хронологическим горизонтам. Между верхним и нижним ярусами имелась стерильная прослойка, после выборки которой обнаружен каменный ящик, размером 1,54х2,18 м.

В каменном ящике склепа зачищены 11 костяков, уложенных двумя ярусами без стерильной прослойки. В верхнем ярусе ящика обнаружено четыре костяка, принадлежавших четырем взрослым женщинам. В нижнем ярусе зафиксированы семь костяков, два из которых принадлежал взрослым мужчинам, два детям 2-3 лет, один - ребенку 5-6 лет и один юноше. Все погребения ориентированы головам строго на юг и совершены на спине с руками, уложенными в области таза.

При погребении головы укладывались на южный борт ящика, а ступни ног прижимались к северному, в результате чего черепа, в процессе разрушения мягких тканей, упали за пределы ящика. Погребального инвентаря в ящике не обнаружено, но на восточной стене сохранились фрагментарные следы росписи темно-красной краской по сырой штукатурке. Пересекающиеся под прямым углом широкие прямые линии образуют сочетания квадратов и прямоугольников, усложненных двумя симметрично расположенными полукружьями. Роспись обрамляет четырех строчную греческую надпись, буквы которой в трех местах являются продолжением орнамента. Надпись небрежно процарапана палочкой по сырой штукатурке курсивом. Читается только вторая строка надписи: "Упокоился

раб божий...".

Между южной стенкой ящика и южной торцевой стеной склепа в том же горизонте обнаружены 6 костяков, уложенных четырьмя ярусами без стерильных прослоек и ориентированных головами на запад. Все погребения совершены на спине с вытянутыми ногами и кистями рук уложенными на тазе. На черепе нижнего костяка, принадлежавшего мужчине 30-40 лет, в лобной части в районе правого лобного бугра имеется прижизненное отверстие, нанесенное остроконечным орудием типа "клевак", которое, скорее всего и являлось причиной смерти.

На этом костяке в верхней части груди обнаружен кованый нательный железный крест и две массивные золотые пуговицы в виде спаянных полусфер с проволочной петлей, аналогичные пуговице из склепа. Одна из пуговиц носит следы ремонта - ее утраченная золотая петля заменена медной проволочной и почти полностью разрушена. Рядом с пуговицами сохранились две параллельные полоски плотного синего шелка, а в районе коленного сустава и таза - фрагменты шелковой ткани темно-синего и темно-бордового цвета, на одном из которых сохранились следы набивного рисунка и нити серебряного шитья. С правой стороны черепа лежала серебряная проволочная византийская серьга с подвеской в виде стилизованной виноградной грозди, а в районе таза - два серебряных перстня: с овальной жуковиной и вставкой из гагата и с жуковиной, утраченная вставка которой крепилась двумя лапками.

Погребения верхнего горизонта ориентированы головой на запад. Погребения сильно повреждены при ограблении склепов в конце XIII в. и анатомический порядок прослеживается лишь у четырех костяков, находившихся в привходовой части камеры. Эти погребения совершены на спине с вытянутыми ногами и руками, уложенными в области таза. На костях погребения № 1, находившегося у входа в склеп, в момент вскрытия погребальной камеры сохранялись остатки кожи, а на голове и в лобковой части - волосы. У восточной стены склепа в 1,2 м от входа на ногах погребенных устроено кострище, диаметром около 1,0 м, в котором, судя по устойчивому ароматическому запаху, сжигалось какое-то маслосодержащие вещество. В северо-западном углу погребальной камеры рядом с отдельно лежащим черепом обнаружен хорошо сохранившийся двусторонний деревянный гребень. Других находок в погребениях верхнего горизонта не имелось.

Помимо погребений в каменных склепах на этом же участке обнаружены 3 грунтовых погребения и череп четвертого, полностью перекрытого стеной Безымянной башни № 3. Погребения совершены в простых грунтовых ямах и впущены в плотный материковый суглинок.

Могила №1 находится между западной стеной башни № 3 и восточной стеной бани XIV в. В могиле обнаружены два погребения, перекрывших одно другое. Оба костяка ориентированы головой на запад. Погребение верхнего яруса принадлежало мужчине зрелого возраста и совершено на спине с вытянутыми ногами. Правая рука согнута в локте и ее кисть находилась на тазе. Левая рука вытянута вдоль тела. Череп повернут влево. Погребального инвентаря нет. Погребение нижнего яруса принадлежало женщине 20-25 лет и свешено на спине с вытянутыми ногами и кистями рук в районе нижней части груди. Погребальный инвентарь не обнаружен.

 

Могила №2. Примыкала к могиле 1 с севера. Зафиксирована лишь нижняя часть грунтовой ямы подпрямоугольной формы, размером 1,9х0,6 м. В могиле погребен подросток, уложенный на спину. Ноги вытянуты и ступни связаны веревкой. Правая рука на груди, кисть левой - на тазе. Погребальный инвентарь отсутствует. Могила №3. Принадлежала грудному ребенку и находилась под полом золотоордынской бани. Контур ямы не прослеживается. Среди костного тлена найдены четыре мозаичные бусины и небольшая подвеска.

Анализ материалов из судакских склепов позволяет сделать вывод, что судакские склепы возникли в конце VII - начале VIII вв. и непрерывно просуществовали до XII-XIII вв. (нижняя дата обоснована по византийским пряжкам VII-VIII вв., бляшке с прорезным растительным орнаментом VIII в. и аварским светильникам VII в., а верхняя - по браслетам синего стекла). Несмотря на то, что обряд погребения в каменных склепах достаточно широко распространен в византийской погребальной практике, зафиксирована не византийская ориентация погребенных (для христианства характерна западная ориентация, но никак не южная), а целый ряд элементов обряда связан с тюркской погребальной традицией (погребения коня, ритуальные жертвоприношения, поясная гарнитура уральского и салтовского происхождения).

Список литературы
Баранов В.И. Судакские склепы//"Историческое наследие Крыма" №2 - 2003