Чернореченский могильник
Могильник расположен в Юго-Западном Крыму в долине р. Черная, у с. Чернореченское, на склонах Федюхиных высот. По характеру погребального обряда могильник биритуальный. На нем хоронили в грунтовых могилах и в погребальных урнах, в которые клали сожжённые останки умерших. Могильник датируеться II - V вв. н.э. Он был основан сарматами, заселившими крымские предгорья в I - II веках н.э. В III в. начинают хоронить в Т-образных склепах, их появление связывают с проникновением в Крым северокавказских алан. Во второй половине III в. н.э. на полуостров вторгаются германские племена, разрушая при этом крупнейшие позднескифские поселения. Примерно в это же время на Чернореченском могильнике начинают хоронить в погребальных урнах, большая часть таких захоронений относится к IV в. н.э. Именно с германцами связывают возникновение на некоторых сарматских могильниках обряда кремации (сожжения). По всей видимости, в Крыму сарматы, аланы и германцы сосуществовали мирно, что позволяло им хоронить на одних и тех же могильниках.
Раскопки памятника проводились в 1950 году под руководством В. П. Бабенчикова. Всего было исследовано 87 захоронений, из них 38 подбойных могилы, 33 погребальных урны, 9 прямоугольных ям, 7 склепов и два захоронения коня. Подбойные могилы представляли из себя сооружения, состоящие из прямоугольной входной ямы и одной двух камер (подбоев). Сам подбой делали в длинной стенке входной ямы и перекрывали каменными плитами. Иногда погребенные в подбоях хоронили в деревянных колодах, в некоторых случаях их ставили на плоских камнях. Склепы имели прямоугольную или трапециевидную камеру, в которую вела длинная прямоугольная входная яма. Вход в камеру перекрывался каменной плитой. Иногда между камерой и входной ямой делался узкий коридор – дромос. В качестве погребальных урн использовали амфоры греческого производства и лепные сосуды. Их закапывали в землю на глубину меньше метра. В некоторых случаях яма с урной обставлялась камнями. Иногда в сосуды вместе с прахом клали вещи. Почти все погребения в урнах располагались на отдельном участке могильника и не были связаны с другими погребениями. Только в двух случаях сосуды с прахом нашли в подбойных могилах вместе с обычными захоронениями.
В качестве погребального инвентаря в могилы клали различную краснолаковую и лепную керамическую посуду. Иногда встречаются сероглиняные острореберные сосуды, которые исследователи связывают с черняховской культурой (археологическая культура III – IV вв. н.э., связываемая с германскими племенами, осевшими в Северном Причерноморье). Редко встречались остродонные амфоры. Найден один бронзовый кувшин. Много стеклянной посуды, в основном бальзамарии. Было найдено немало предметов одежды (пряжек, фибул и др.). Некоторые фибулы и пряжки являются образцом мастерства древних ремесленников, например, пряжки в виде узорных пластин или фибулы-броши. Среди погребального инвентаря присутсвует большое количество бронзовых и серебряных украшений: перстни, кольца, серьги, разнообразные браслеты и подвески. Иногда встречались вещи из золота. Некоторые украшения декорировались вставками из полудрагоценных камней или стекла. Иногда в погребения клали вооружение (меч, кинжалы и наконечники копий) и предметы конской упряжи (удила и псалии).
По составу инвентаря и разнообразию погребального обряда Чернореченский могильник один из наиболее богатых памятников варварского населения Юго-Западного Крыма римского времени. Он является ярким примером смешения культур различных народов, населявших наш полуостров в первые века нашей эры.