Эски-Кермен. Городище
Свидетелями тысячелетней эпохи присутствия Византийской империи в Таврике остаются остатки укрепленных поселений, входивших в цепь фортификационных сооружений горных районов полуострова. Одно из них - Эски-Керменское городище располагается в 12 км к юго-западу от Бахчисарая. Памятник входит в группу пещерных городов Крыма и отличается природной неприступностью и наличием искусственных пещер различного назначения, которые изначально сочетались с наземными строениями из камня и дерева.
Столовая гора, которая была выбрана первыми поселенцами, вытянута с севера на юг на 1040 м. В самом же широком месте возвышенность достигает 200 м. С севера, востока и запада плато защищено 30-метровыми обрывами, спускающимися к оврагам Джурла и Текме-Таш. И лишь с южной стороны открывается пологий склон, приглашающий подняться к воротам городища.
Более того, от взора нежданного врага гора Эски-Кермен, достигающая в высоту всего 300 м, спрятана окружающими возвышенностями. С востока от Эски-Кермена протянулась стена возвышенности Зангурма. На ее склонах также множество всевозможных естественных гротов и пещер. Не менее живописны места и с западной стороны Эски-Кермена. Отделенная балкой Джурла возвышенность Топшан выглядит сложенной из отдельных хорошо отполированных камней, глыб, уступов и выступов. Обе возвышенности близко сходятся на севере.
Название Эски-Кермен (в переводе с тюрк. «Старая крепость»), которое исследователи используют в наши дни закрепилось за городищем достаточно поздно. Настоящее наименование установить не удалось. Собственно письменные источники по истории памятника крайне немногочисленны. В XVI в. о заброшенной крепости Эски-Кермен упоминал в своем «Описании Татарии» Мартин Броневский. Не сразу проявился интерес к пещерным городам Крыма с присоединением полуострова к Российской империи. Исследования на плато Эски-Кермен в 1850-е годы производил известный русский археолог, один из создателей Московского археологического общества и нынешнего Государственного исторического музея – А.С. Уваров. А сопровождавший его художник М. Вебель, выполнил ряд рисунков, из которых впоследствии были изготовлены гравюры, вошедшие в так называемый не изданный альбом А.С. Уварова. Особую ценность представляют изображение (правда не совсем пропорциональное) интерьера церкви «Трех всадников» и перерисовка фрески.
Планомерное изучение комплекса было начато только в XX веке. В 1921 году исследование Эски-Кермена начал Н. Л. Эрнст. Он работал тогда заведующим Центральным музеем Тавриды. Из-за отсутствия средств у музейного учреждения работы производились за счет самого исследователя. В письмах к брату он сообщал о том, что во время посещения памятника сделал много рисунков, планов и заметок:
«Кормился, правда, чёрт знает, чем, ночевал где Бог пошлёт и терпел разные невзгоды вплоть до «зелёных» в горах, но чувствовал себя чудесно и был вполне удовлетворён…».
Летом 1925 и 1926 гг. Эрнст руководил экспедициями учеников Областной Опытно-показательной школы (г. Симферополь) на Эски-Кермен. Он первым предпринял меры по охране пещерного города. К сожалению, большая часть полевых материалов Н. Л. Эрнста бесследно пропала после его ареста.
В конце 1920-х годов изучение памятников готской культуры в Крыму было уделено особое внимание со стороны государства. От экспедиций на Эски-Кермен был постепенно «оттеснен» Н.Л. Эрнст, что было вызвано как начавшимися притеснениями ученого, так и конфликтом с новым руководителем, сформированной в 1927 году Главнаукой РСФСР археологической экспедиции. Симпатии высшего руководства были на стороне столичного и более опытного археолога Н. И. Репникова. В конце 1920 – 1930 годах под его началом и при его активном участии производились ежегодные раскопки на плато.
Государственная академия истории материальной культуры 13 июля 1933 года подписала с представителем Филадельфийского университетского музея Е. А. Голмштоком договор об организации совместной археологической экспедиции. Экспедиция проработала с 19 июля и до конца сентября. Начальником экспедиции был назначен Ф. И. Шмит. Ситуацию значительно усугубило нападение Германии на Советский Союз усугубило и сделало готов заложниками политики и военной пропаганды. Исследования по «готскому вопросу» и органически связанной с ним темой «пещерных городов» в академическом виде возобновились лишь в 70-е —80-е гг. XX в.
Эски-Кермен необычайно богат пещерными сооружениями, и их анализ, сопоставление с пещерными сооружениями других городов может дать обширную информацию. Около 400 пещер выделяют исследователи на плато. Первые жилые постройки появляются здесь уже в первые века новой эры. О них свидетельствуют как характерные зерновые ямы, встречающиеся также в городище Бакла и, датируемые не позднее VI века, так и более воздняя перепланировка помещений. Этим временем датируются и ранние погребения могильника на склоне городища.
Найденные на Тамани и в Херсонесе источники свидетельствуют о начале сооружения фортификационной линии в Горном Крыму во второй половине VI века. Эти меры были вызваны усилившейся угрозой со стороны тюрков, захвативших Боспор и угрожавших Херсонесу. Оборона последнего была усилена в правление Юстина II (565-578). Строительство же крепостных стен на плато Эски-Кермена было начато в период правления византийского императора Маврикия (582—602), вернее всего, около 590 г. В начальный период существования крепости его население составляли алано-готы, бывшие федератами Византии.
В VI—VII вв. византийское влияние в Юго-Западном Крыму значительно укрепляется. В окрестностях Эски-Кермена высекаются пещерные храмы. В тоже время на территории крупнейших «пещерных городов»: Мангуп, Чуфут-Кале и Эски-Кермен строятся наземные базилики. Базилика Эски-Кермена находится в самом высоком месте плато, практически в центре застроенной территории. В плане храм прямоугольной формы, размерами 24 х 13 м. Он разделен на три помещения (нефа) двумя рядами колонн. Каждый из нефов в восточной части заканчивается апсидой, полукруглой внутри и пятигранной снаружи. С западной стороны к нефам примыкал притвор. Стены наоса толщиной 65 см сложены из двух рядов блоков с забутовкой между ними, апсиды из квадров меньших размеров. Перекрытие храма было плоским. Вероятно, сооружение базилики следует отнести к концу VI в. Скорее всего, первоначально у базилики была одна апсида, центральная, хотя Е.А. Паршина и А.И. Айбабин считают церковь изначально трехапсидной. Несомненно, что базилика функционировала на всем периоде истории Эски-Кермена и неоднократно ремонтировалась и перестраивалась В XI в., а скорее всего в его конце, храм был существенно реконструирован и стал трехапсидным. В XIII—XIV вв. к храму с севера пристроили небольшую часовню, стены которой были расписаны фресками. Вокруг нее были сооружены могилы и семейные усыпальницы.
В VIII веке городище переживает нападение хазар и временно переходит под контроль Хазарского каганата. По мнению Н.И. Репникова фортификационные сооружения в этот период были принудительно демонтированы новыми хозяевами. Возможно свою роль в этом сыграло неудавшееся восстание под предводительством епископа Иоанна Готского. Восстание было направлено против гнета хазар и вскоре его поддержали светские власти. Временно были освобождены – столица Дорос и дороги, ведущие к нему. Однако к концу 787 года восстание было подавлено, а его предводитель был заключен в тюрьму в Фуллах. Вскоре, правда, Иоанн Готский из заключения смог бежать.
Уже в 940-960-е года Эски-Кермен вновь был подконтролен византийской администрации и входит в состав фемы Херсон. В XII—XIII вв. городище переживает экономический подъем, оно из крепости превращается в городской центр. Отстраиваются кварталы усадеб, которых к XIII в. было около 600, причем население города составляло не менее 2500—3000 тыс. чел. Именно по усадьбам во многом можно судить о жизни и занятиях жителей средневекового Эски-Кермена. Территория городища по толщине культурного слоя делится на две части - большую (южную), где видны следы плотной застройки и меньшую (северную), представляющую собой пустырь. Они отделены друг от друга стеной, пересекающей плато с востока на запад. Необходимость в пустыре заключалась в том, что крепость предназначалась не только для защиты ее жителей, здесь в случае опасности должно было найти убежище, вместе со своим скарбом и скотом, и население окрестных долин. Поэтому часто в крупных крепостях оставляли такие «резервные» участки.
Начиная с XII в. на большей части городища появляется плотная застройка: усадьбы (площадью от 85 до 150 кв.м), объединенные в прямоугольные кварталы (обычно квартал состоял из 1—3 усадеб), между которыми проходили улицы и переулки. Каждую усадьбу ограждал глухой каменный забор. Дома были, в основном, двухэтажные. Нижний этаж (каменный) предназначался для содержания скота и хозяйственных целей, а верхний (в основном деревянный или сырцовый, реже каменный) был жилым. Односкатная или двускатная крыша покрывалась черепицей. Внутри двора возводились также подсобные помещения, мастерские, а часто вырубались и внутрискальные подвалы. Остатки нескольких раскопанных в 30-х гг. прошлого века можно наблюдать на восточном краю плато, к востоку от базилики. Последние погибли в результате сильного пожара, произошедшего в конце XIII века.
На Эски-Кермене и в его ближайшей округе насчитывается свыше 400 пещерных сооружений, в том числе на самом плато — более 350. Значительная часть пещер расположена по краям обрывов застроенной части городища, хотя они встречаются и в других местах. Подавляющее большинство этих помещений в скале было создано в XII—XIII вв. и предназначалось, в основном, для хозяйственных целей (около 85%). Оставшиеся 15%— это подвалы в усадьбах и другие хозяйственные помещения. Данные памятники различны по своим размерам (от 6 до 100 кв.м.) и форме (овальные, прямоугольные со скругленными углами, неправильной формы). Из внутренних деталей обращают на себя внимание каменные кольца и ясли, распространенные в большом количестве. Доминирование хлевов для скота, вероятно, указывает на значительную долю скотоводства в экономике населения Эски-кермена в XII—XIII вв. Особенно показательны случаи, когда хлева для скота вырубались на месте раннесредневековых зерновых ям.
Кроме базилики, на Эски-кермене были и другие наземные культовые сооружения, в частности, небольшие квартальные однонефные церкви и часовни. Так, четыре таких сооружения были выявлены в районе подъемной дороги и въезда на городище. «Большой пещерный храм» расположен в начале подъемной дороги. Уровень его пола находится приблизительно на 2,5 м. выше уровня последней. Первоначально из-под обрыва в него вела сложенная из камней лестница. Размеры церкви по уровню пола— 4x4,7x2,3 м. В плане она имеет форму трилистника (конхиальную). Пещерный храм «Судилище» расположен в восточной части скального проезда у главных ворот Эски-Кермена. Он представляет собой комплекс смежных пещер. Значительный участок потолка западной части обрушился во второй половине XIX в. В плане комплекс имеет сложную асимметричную конструкцию размерами 15x17,5x2 м. Храм «Успения» (назван по основному сюжету росписей) расположен на восточном краю плато Эски-Кермена. Он прямоугольной формы, размерами 5,7x3x2,25 м. В него с юго-востока ведет вход размерами 1x1,5 м, направо от которого в углу находится ниша апсиды 1x0,7 м. со скальным престолом, размерами 0,5x0,55 м. примыкающим к стене. Храм «Трех всадников» Расположен на юго-восточном склоне под церковью «Успения».
Раннесредневековый могильник (конец VI—X вв.) расположен на юговосточном склоне городища (рис. 21,1). За время археологических исследований здесь было раскопано около 350 погребальных сооружений. Первоначальные захоронения производились в грунтовых склепах и подбойных могилах. Распространение и укоренение христианства стало причиной перемен в погребальном обряде. В X в. захоронения на данном некрополе прекращаются. Жителей стали погребать в усыпальницах, устроенных вокруг церквей на плато. В XI—XII вв. на территории могильника разбиваются виноградники и огороды.
В округе Эски-кермена также находится храм «Донаторов», получивший свое условное название от сюжета росписей, изображающих семью донаторов (покровителей) церкви. Храм расположен к западу от Эски-кермена, в верховьях балки Черкес-кермен, на плато скалистого мыса, нависающего над ущельем. Рядом усыпальница и келья причетника. Церковь подпрямоугольной формы, размерами 5,1 хЗ,2х2,5м. Апсида подковообразная (1,5x1,8x2,2 м), смещена к югу. В северной стене вырублены две ниши. К востоку от последней еще одна ниша. В южной стене на высоте 0,52 м находится сиденье. Апсида отделялась от наоса алтарной преградой, сохранившейся на высоту до 0,35 м. По центру алтарной преграды, в месте царских врат, вырублены ступеньки, ведущие в алтарь. Наос храма прямоугольный.
Уникальное гидротехническое сооружение находится на восточной стороне плато – это осадный колодец, служивший важнейшей частью системы водообеспечения города и, как предполагается, был создан одновременно с ним. Большой грот у подножия был по всей видимости вымыт бурным потоком воды источник, бившего здесь долгое время. Прорублен колодец был снизу, от известного уже бассейна. Ступенька за ступенькой, марш за маршем поднимались жители городища наверх, стараясь прижиматься к краю глыбы, чтобы была возможность устройства оконных проемов для освещения лестницы. Выход на плато оборудовали навесом и дверью, пазы от балок которых сохранились в стенах первого марша. Наверху у входа была вырублена комната для охраны и водоносов.
Считается, что поселение пришло в упадок в результате опустошительного набега Ногая в 1299 году. Большинство жителей вероятно покинули стены своих домов после эпидемии чумы 1347 г. В любом случае, к концу XIV в., после набега Эдигея, город окончательно прекратил свое существование.