Храм у горы Килиса-Кая

храм судк.jpgВ 2016 году у подножия горы Килиса-Кая в Судакском регионе Республики Крым был открыт и исследован трехапсидный крестово-купольный храм. Внутреннее пространство храма на сегодняшний день раскопано полностью. С внешней стороны целиком зачищена западная и частично южная и восточная стены. Особо примечательна уникальная сохранность культового сооружения.

Парадоксальным кажется то, почему памятник такой сохранности был обнаружен совсем недавно. Вместе с тем, именно благодаря скрытости сооружения под землей и его удаленности, современные исследователи обнаружили его практически целым. Письменные источники не указывали на наличие здесь средневекового храма. Единственным указанием на наличие здесь в прошлом культового христианского объекта осталось название горы, под которой он расположен. В переводе с татарского Килиса-Кая означает церковная гора.

Вероятно, следы храма были настолько слабо различимы, что в записках путешественников конца XVIII – первой половины XIX в. он никак не упоминается. В наиболее полном описании христианских древностей полуострова, оставленном Гавриилом, архиепископом Херсонским и Таврическим, в середине XIX в., есть упоминание, по крайней мере, о развалинах двух христианских храмов, находившихся поблизости от деревни Токлук (Богатовка). Один из них, согласно легендарным сведениям, был посвящен Святому Иоанну Златоусту. Однако точно сопоставить раскопанный храм с этим легендарным объектом пока нет возможности.

Объяснить возникновение столь значимого культового православного сооружения вдали от средневековой Сугдеи на сегодняшний день сложно. Не исключена его связь с синхронным поселением в Ай-Ваньской долине, расположенном примерно в 1 км к северо-западу. Однако более вероятно предположение о том, что храм является центром крупного христианского монастыря, возникшего у источника вблизи дороги, ведущей через долину Ай-Вань в сторону сел Козы и Токлук.

Храм представляет собой трехапсидное, почти квадратное в плане сооружение с большим притвором, ширина которого меньше ширины храма. Общая длина по оси запад-восток составляет 19,5 м, по оси север-юг 12,5 м. Храм имеет крестово-купольную конструкцию, о чем свидетельствуют четыре полностью сохранившиеся квадратные подпорные столбы. С внешней стороны боковые апсиды – трехгранные, с одним окном по центру, центральная – пятигранная, с тремя окнами. С внутренней стороны центральной апсиды зафиксирован одноступенчатый синтрон и основание квадратного престола.

храм.png

Все двухпанцирные стены с забутовкой сложены на качественном известковом растворе из местного песчаника. Все архитектурные детали традиционно выполнены в основном из местного ракушечника. Средняя толщина стен составляет 0,90–1,10 м. Максимальная сохранившаяся высота северной стены составляет 4,60 м. С внешней стороны боковые апсиды трехгранные, центральная – пятигранная. В северной апсиде, сохранившейся лучше всего, зафиксирован внутренний панцирь ее перекрытия, сложенный из мелких камней песчаника. Толщу ее стены прорезало узкое прямоугольное окно, сохранившееся полностью, с небольшим подоконником. Аналогичное окно, сохранившееся на половину высоты, прослежено и в южной апсиде. Толщу стен центральной апсиды прорезало три симметрично расположенных в толще боковых граней окна, от которых сохранились только их основания.

В центре алтаря частично сохранилось и основание квадратного в плане престола, выложенного по краям блоками песчаника и ракушечника. Полностью сохранившаяся алтарная преграда, высотой в один ряд кладки, выполнена из обработанных блоков ракушечника. С западной стороны к центральной части алтарной преграды примыкала солея, выполненная из обработанной плиты ракушечника. В заполнении притвора была обнаружена колонна, изготовленная из песчаника, обрамлявшая, вероятно, царские врата.

реконстр храма.jpg

Пол храма был вымощен крупными известняковыми плитами, тщательно подогнанными друг к другу на известковом растворе. Лучше всего вымостка сохранилась в северной части храма, возле алтарной преграды, центрального и южного входов. На площади притвора зафиксированы только отдельные плиты вымостки. Центральные входы в притвор и храм расположены соответственно по центру западных стен. Помимо этого, в южной и северной стенах храма сделаны дополнительные входы. Сохранившиеся карнизы, обрамляющие центральные входы, позволяют точно установить их высоту и предположить наличие арочного перекрытия.

Также прослежены и конструктивные элементы, однозначно говорящие о том, что двери были двухстворчатые и открывались внутрь. О наличии запорного устройства свидетельствуют пазы в откосах входа. Двери входа в южной стене, открывающиеся также внутрь, были одностворчатые, но с таким же арочным перекрытием. Как и центральные входы, южный дверной проем завершался аналогичными карнизами. Вход в северной стене имел также одностворчатые, открывающиеся внутрь двери, но меньшего размера и высоты.

В ходе раскопок в стенах зафиксировано три ряда сквозных отверстий с отходящими в толщу стен дополнительными каналами. Точное их назначение установить сложно, но не исключено, что они были предназначены для деревянной обрешетки, необходимой при возведении стен с целью предотвращения проседания камней кладки, положенных на сырой известковый раствор.

Вместе с тем, остатков деревянных конструкций в каналах отверстий не зафиксировано. В толще стен храма подобные отверстия есть, но их намного меньше и никакой системы в расположении подобных каналов не прослеживается. Стены храма и притвора покоились на мощном фундаменте, выступающем на уровне древней дневной поверхности с внешней стороны южной, северной и восточной стен сооружения.

Все внутренние поверхности стен сооружения и подпорные столбы были украшены фресковой росписью. К сожалению, от нее сохранились только несколько небольших фрагментов, наибольшее количество которых зафиксировано на стенах северной апсиды.

Вдоль южной стены храма и притвора располагались могилы прихрамового некрополя. Одна из них, двухъярусная по конструкции, пристроенная непосредственно к фундаменту юго-западного угла храма, была исследована в 2016 году. Пространство к югу от могил, расположенных вдоль южной стены храма и до северного склона балки, было вымощено разномерными плитами песчаника. Вероятно, могилы прихрамового некрополя располагались с внешней стороны северной стены и алтарной части. Внутри храма и притвора погребальные сооружения раскопками 2016 года зафиксированы не были.zahoronenie.jpg

Максимальная мощность культурного слоя в северной бровке раскопа от уровня современной дневной поверхности до плит вымостки храма составляет 5,50 м. Мощность культурного слоя по центру притвора составляет 3,60 м, по центру храма – 2,70 м. Стратиграфия заполнения притвора и храма в принципе аналогична. Под мощным слоем натечного грунта зафиксировано несколько прослоек пожара и сырцовой глины, которые подстилает в центральной части храма полукруглый каменный завал от разрушавшихся стен.

Археологический материал, в том числе нумизматический, обнаруженный в ходе раскопок, и данные стратиграфии заполнения объекта и культурного слоя с внешней стороны западной, восточной и южной стен позволяют утверждать, что храм был разрушен в последней четверти XV в. После этого его развалины использовались, вероятно, в качестве жилых помещений и кошары до конца XVII в. В пользу этого предположения свидетельствуют и попытки изменения его функционального назначения, выразившиеся в сооружении нескольких каменных перегородок и очагов.

Небольшая часть материала, в том числе нумизматического, обнаруженного на полу храма и притвора, однозначно относится к первой половине – середине XIII в., но четко выраженного слоя не образует. Несколько культовых раритетных находок датируется второй половиной X–XI вв., но не исключено их использование и в более позднее время.

На сегодняшний день можно предположить, что храм был сооружен во второй половине XII – первой половине XIII вв. и в качестве православного культового сооружения использовался до 1475 года (год покорения Крыма Османской империей). Затем был превращен в кошару, существовавшую до конца XVII в., и после этого к концу XVIII в. был практически полностью погребен под толщей земли.

Список литературы
Майко В. В. (ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН», Симферополь). Христианский храм у подножия горы Килиса-Кая возле Судака (предварительное сообщение). // Материалы научной конференции, посвященной 170-летию К.К. Косцюшко-Валюжинича. — Севастополь: Госуд
Майко В.В., Карнаушенко Э.Н. Вариант реконструкции храма у подножия горы Килиса-Кая близ города Судака// ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: ИМПЕРИЯ И ПОЛИС Материалы X международного Византийского семинара. Ответственный редактор Н.А. Алексеенко. 2018