Храм Кильсе-тубю
Один из малоизвестных средневековых пещерных храмов находится недалеко от Мангупа, на склоне балки Корув-дере ( в пер. с кр.тат. – "Загражденный овраг), имеющей другое название – Кильсе-дере ("Церковный овраг"). Эта балка прорезает южный склон куэсты Чардаклы-баир, расположенный напротив мыса Чамну-бурун ("Сосновый мыс" – самый западный из мысов плато Мангупа). Храм вырублен в отдельно стоящем обломке скалы. Несмотря на известность и популярность Мангупа и его ближайшей округи среди ученых и путешественников конца XVIII – первой половины XX в. первое упоминание о памятнике встречается только в неопубликованных «Материалах к археологической карте Юго-Западного нагорья Крыма» Н.И. Репникова (1939/1940 гг.):
«Выше, в той же балке, в одиночном камне пещерный храм, прямоугольный в плане формы. В северной стене прорублено большое квадратное окно, а в западном конце сильно разрушенная дверь, имевшая деревянную коробку (пазы). В апсиде остатки сильно закоптевшей фрески – Деисус на синем фоне. Опушка широкой киноварной каймой. Христос, сидящий на престоле. Богоматерь и Предтеча в рост. Время стенописи – конец XIV или самое начало XV в. Несколько выше пещерного храма, на вспаханной поляне Кильсе-тубю (вероятно, Кильсе-тепе «Пещерный храм»), следы селища (керамика, фрагменты черепиц XIII–XV вв.). Несколько выше, в промойке, линия гончарного трубопровода. Звенья последнего из хорошо обожжённой глины, желтого цвета».
В следующий раз исследователи обратили внимание на церковь в 1937 г., во время археологических разведок, проводившихся в этом районе сотрудниками Эски-Керменской археологической экспедиции. И все же церковь на поляне Кильсе-тубю была описана лишь спустя семьдесят лет А.Г. Герценым и Ю.М. Могаричевым в монографии «Пещерные церкви Мангупа». Авторы, вслед за Н.И. Репниковым, датировали ее XIV – началом XV в. В этой же работе впервые были опубликованы план, разрезы и фотографии церкви.
Церковь подпрямоугольной в плане формы, размерами 5,4 х 3,0 х 2,4 м. Апсида, размерами 2,0 х 2,5 х 2,0 м, ориентирована на юго-восток и имеет небольшое закругление. В северной стене апсиды на высоте 0,9 м от пола вырублено прямоугольное окно 0,8 х 0,6 м. В полу апсиды на расстоянии 0,4 м от юго-восточной стены – вырубно прямоугольное в плане основание престола 0,6 х 0,4 м, представляющее собой четыре небольших квадратных гнезда, расположенных по краям, и еще одно, центральное, размерами 0,25 х 0,25 х 0,2 м, находящееся ближе к юго-восточной части.
Вход в здание был устроен в северной стене наоса. В настоящее время он в значительной степени разрушен. Пострадавшая часть частично заделана каменной кладкой из необработанных камней. На дверном проеме сохранились пазы для установки деревянной дверной коробки. Пол и потолок церкви неровные, с выбоинами. Вероятнее всего, в период функционирования культового сооружения пол был деревянный. Отметим, по стенам внутрискального помещения проходят значительные трещины, а в юго-западной части в потолке имеется провал, что свидетельствует о возможности скорого разрушения памятника.
Алтарная часть церкви была украшена фресковой росписью, которая ныне фрагментарно просматривается на площади около 3 м2. Изображения в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии: копоть, известковый налет и ямчуга повредили не только саму поверхность росписи, но и раствор, поэтому местами просматривается даже скальная стена. Практически уничтожена правая часть изображения, повреждены лики. В процессе обследования Ю.М. Могаричевым и А.С. Ергиной в 2018 г. выявилось, что роспись была недавно кем-то «вымыта» от копоти водой, в некоторых местах даже видно механическое воздействие на стенопись губки. Как следствие такой «расчистки» – отслоение штукатурного слоя от скальной основы. Это привело к невосполнимым утратам в ряде мест. В итоге красочный слой орнамента тусклый, остался лишь подмалевок.
Как отмечал Н.И. Репников: «в апсиде остатки сильно закоптевшей фрески – Деисус на синем фоне». Композиция «Деисус» встречается в храмовой росписи в апсидах как пещерных церквей Горной Юго-Западной Таврики, так и храмов Восточного Крыма и передает главную тему стенописи – искупительную жертву Иисуса Христа, которая, вероятно, была актуальной для христианского населения Крыма XIII–XV вв. Надписи к фигурам святых не просматриваются, видны только остатки нимбов, фигуры фрагментированы. Лучше всего сохранилась фигура Богородицы, она изображена в полный рост слева. Глаза на лике Богоматери выбиты. Очевидно, это произошло еще в эпоху позднего средневековья и, вероятно, связано с посещением здания носителями исламских традиций. Скорее всего, тогда церковь использовалась как хлев. Хорошо прочитывается нимб желтой охры. Богоматерь облачена в светлое, предположительно белое платье, подол которого различим внизу фигуры. Поверх платья одет красный мафорий со следами киновари. Голова покрыта красным платом цвета киновари, которая со временем под воздействием воздуха и влаги приобрела серый цвет (а в некоторых местах почернела). На ногах красные туфли.
Фигура Богородицы изображена традиционно: повернутой к Христу в жесте моления. Доминанта данной композиции – фигура Спасителя на троне. В центре апсиды просматривается часть нимба Христа: хотя сейчас она практически не читается в связи с сильным загрязнением копотью, но виден охристый круг со светлой обводкой, возможно белой. Можно предположить, что Христос был изображен художником в светлом, лиловом либо голубом хитоне. Он сидит на престоле охристого цвета, остатки которого просматриваются между его фигурой и Богородицей. Фигура справа от Спасителя в настоящее время полностью уничтожена, ее трудно идентифицировать. Но с большой долей вероятности можно предположить, что справа была традиционная для иконографии такой композиции фигура Иоанна Крестителя. Она, вероятно, была представлена в облачении цвета теплой охры, остатки следов пигмента которой просматриваются в правой части.
Можно предположить, что изображения близки фигурам сюжета «Деисус» из церкви Южного монастыря Мангупа. Кроме близости с фресковыми росписями храма Южного монастыря Мангупа, можно отметить определенное сходство фресковых росписей рассматриваемого памятника с композицией стенописи сюжета «Деисус» в ныне не существующем (он был уничтожен при прокладке железной дороги во второй половине XIX в.) храме так называемого Скита в Георгиевской (Крымской) балке в Инкермане. Фресковые росписи этой церкви были зарисованы Ф. Дюбуа да Монпере (1831–1834 гг.) и Д.М. Струковым (1870-е гг. XIX в.). Как видим, в апсиде храма Скита в Георгиевской (Крымской) балке над престолом прослеживается сюжет «Деисус» на ярко-синем фоне. Как и в церкви на поляне Кильсе-тубю, святые изображены в полный рост. Помимо пещерной церкви на поляне Кильсе-тубю, пещерной церкви Южного монастыря Мангупа и Скита в Георгиевской (Крымской) балке в Инкермане, композиция «Деисус» представлена также в росписях: храма «Донаторов»; храма «Успения» на Эски-кермене; открытой Т.А. Бобровским пещерной церкви на Загайтанской скале (Инкерман); храма в селе Верхоречье; церкви Дмитрия Солунского в Феодосии.
По своему топографическому расположению церковь на поляне Кильсе-тубю напоминает церковь «Трех всадников» на Эски-кермене. Оба пещерных храма вырублены в отдельно стоящих обломках скалы, отколовшихся от скального массива, и устроены на территории (или рядом) раннесредневековых некрополей. В процессе исследований в ближайшей округе храма «Трех всадников» были выявлены как раннесредневековые захоронения, так и погребения XIII в. Храм на поляне Кильсе-тубю расположен выше так называемого Каралезского раннесредневекового могильника. К сожалению, указанный некрополь мало исследован. Поэтому невозможно однозначно утверждать, что его захоронения доходят до территории церкви. Однако по аналогии с иными раннесредневековыми некрополями можно с определенной долей вероятности предполагать, что таковое имело место. Особенностью церкви является отсутствие захоронений в ней.
Сложно определить, какую функцию выполняла рассматриваемая церковь. Ю.М. Могаричев интерпретировал ее как приходскую. Этот вывод был сделан на основании вышеупомянутого предположения Н.И. Репникова, что каменные развалы вокруг церкви принадлежат некогда функционировавшему здесь селищу. Действительно, в округе храма отчетливо просматриваются следы каких-то построек, а выше от останца, в котором вырублено помещение, выделяются остатки каменной стены из ломаного камня, которая, вероятно, выполняла функции не только забора, но и защищала храм от камней и иного мусора, в силу естественных или искусственных причин летевших сверху по склону. Однако, учитывая, что археологические исследования комплекса не проводились, исключать версию, что указанные строения и пещерная церковь могли являться частью монастыря, также нельзя.
Относительно датировки пещерной церкви на поляне Кильсе-тубю, судя по сохранившимся остаткам фресковых росписей, это памятник, как и отмечал Н.И. Репников, не выходит за пределы второй половины XIV–XV вв. Несомненно, церковь была создана и функционировала в период княжества Феодоро. Появление этого государственного образования, вероятно, сначала находившегося в системе золотоордынских владений в Крыму, письменные, археологические и эпиграфические источники фиксируют с начала 1460-х гг. Погибло Феодоро в 1475 г. в результате османской агрессии. Однако, датировку постройки храма можно сузить. По-видимому, художник при создании изображений в церкви на поляне Кильсе-тубю, вероятно, ориентировался на росписи пещерного храма Южного монастыря Мангупа, время создания которого датируется 1420–1430 гг. Отсутствие погребений в рассматриваемой церкви, вероятно, свидетельствует о ее недолгом функционировании, заверившемся после завоевания княжества Феодоро.