Храм Аполлона в Пантикапее

maxresdefault (1).jpg

К рубежу VI–V вв. до н.э. в полисах Малой Азии, и, прежде всего, в Милете, сформировался и получил достаточно широкое распространение тип периптерального храма – окруженного со всех сторон колоннами. В научной литературе рассматривается вопрос о возможности сооружения такого храма на акрополе Пантикапея в период от 500 до 485 гг. до н.э. Эту точку зрения разделяли В.Д. Блаватский, И.Р. Пичикян, В. П. Толстиков и другие. В настоящее время существование храма, посвященного согласно эпиграфическим источникам Аполлону, реконструируется в наше время по отдельным архитектурным деталям. Сооружение столь значительного по затратам средств и сил, а также столь сложного в техническом отношении здания стало возможным в силу роста политического значения и экономического потенциала молодого полиса, а также благодаря притоку в Пантикапей известного числа новых переселенцев-эпойков из Милета и других областей Ионии после подавления персами Ионийского восстания и разрушения ими Милета в 494 г. до н. э.

Не исключено, что переселение отдельных групп милетян могло происходить и раньше. Весьма наглядный пример такого рода эмиграции засвидетельствован Геродотом, который сообщает, что зять милетского тирана Гистиэя Аристагор, будучи так же тираном Милета, в 496 г. до н.э., т.е. перед спровоцированным им Ионийским восстанием, покинул Милет в качестве беженца и вместе с другими колонистами обосновался в Миркине — в области Материковой Греции, в которой позднее возник город Амфиполь. Этот эпизод показывает, что в числе вынужденных эмигрантов были как представители богатых аристократических фамилий, так и граждане других категорий. Не исключено, что родину могло покинуть и некоторое количество искусных ремесленников, архитекторов и каменотесов.2021-11-15_20-32-10.png

Данные раскопок В. П, Толстикова на Пантикапее свидетельствуют о том, что в период между 510–485 гг. до н.э. на вершине горы Митридат, к западу от Первого кресла, возводится ряд монументальных построек, группировавшихся вокруг толоса и образовывавших единый архитектурный ансамбль. Тогда же сооружаются и первые многокамерные жилые дома с подвальными помещениями, типа дома Койрана, хорошо сохранившиеся остатки которого были частично открыты в 1949 и 1952 годах на Верхнем Митридатском раскопе. Возведение периптерального храма на верхнем плато холма также приходится на этот весьма значимый для Пантикапея период: это было время активной урбанизации его центрального района, архитектурно-планировочного оформления городского центра молодого полиса и, как представляется, момент начала чеканки первых серий пантикапейского серебра.

Последующие годы отмечены дестабилизацией военно-политической ситуации и серьезными испытаниями для полисов Боспора Киммерийского. Где-то между 490–480 гг. до н.э. прогрессивное развитие формирующейся городской среды центрального района Пантикапея было временно прервано, вероятно, в результате военных действий. Археологическими свидетельствами тому служат слои пожарищ и разрушений в большинстве населенных пунктов по обеим сторонам пролива, как в самом Пантикапее, так и в Порфмии, Мирмекии, Тиритаке, Нимфеи, Кепах, Фанагории и ряде других пунктов. В этом контексте следует трактовать и материал боспорских некрополей, свидетельствующий о значительном росте числа погребений с оружием.

Дополнительным свидетельством существования военной угрозы служит и археологически зафиксированный факт временного запустения в центральной части Пантикапея, характеризующийся разрушением монументальных общественных зданий и возвратом населения к примитивным, заглубленным в землю строительным структурам. Недавно сооруженный храм мог также пострадать в этот драматический момент истории Боспора. Приход к власти в Пантикапее Археанактидов в 480/479 гг. и наступившая в 70-е — 60-е годы V столетия некоторая стабилизация военно-политической обстановки могли сделать актуальным вопрос о восстановлении или ремонте главного храма Боспора. Во всяком случае, существование храма Аполлона в Пантикапее в течение IV–III вв. до н.э. надежно подтверждено эпиграфическими источниками

Список литературы
Толстиков В.П. Храм Аполлона на акрополе Пантикапея: проблема датировка, типологии и периодизации // Проблемы истории, филологии, культуры. 2010. № 1 (27). С. 277-315.

Видео: