Храмы с пятигранной апсидой

св ирины.png

Первые примеры появления пятигранных центральных апсид фиксируются еще в раннехристианских базиликах Константинополя. Ярким примером этого может служить широко известный храм Святой Ирины с многоступенчатым синтроном, традиционно датируемый 532 г. Эта традиция получила достаточно широкое распространение в первые века существования Византийской империи на достаточно широких территориях, включая и византийский Херсон. Более того, пятигранная апсида стала одним из характерных отличий ранневизантийских базилик этого города.

115511_1000.jpg

В Херсонесе наиболее яркими примерами являются так называемые Восточная базилика, Западная базилика, Северная базилика, Базилика 1932 года, время сооружения которых не выходит за рамки первой половины VII в. С момента возникновения крестовокупольных храмов в X–XI вв. пятигранная апсида фиксируется как в столичной архитектуре, так и в центральных провинциях государства. Вероятно, изначально ее развитие шло по двум направлениям. object01_0small.jpgПервое направление ярко иллюстрирует церковь св. Феодора – Килиссе-Джами – в Константинополе с крупной центральной пятигранной и слегка выраженными боковыми трапециевидными апсидами, датируемая серединой XI в. В отличие от раннехристианских прототипов, все пять граней центральной апсиды практически равны по величине, образуя тот же самый полукруг, но расчлененный углами.

Довольно быстро подобная форма апсиды распространяется и в византийских провинциях, включая Таврику. В Херсонесе среди трехапсидных крестовокупольных храмов ярким примером является так называемый храм 21, пятигранная центральная апсида которого имеет одинаковую длину граней, образующих ломаный полукруг.

3_17.jpg

В Восточном Крыму единственным пока примером является храм Иоанна Предтечи. Вопрос о его датировке окончательно не решен. Считается, что древнейшая часть ныне существующего строения была возведена не ранее второй половины Х в. Конструктивное решение первоначальной алтарной части традиционно для византийских крестовокупольных храмов X–XI вв. Боковые апсиды – трапециевидные, вытянутые в восточном направлении, центральная – пятигранная с гранями, образующими также вытянутый в восточном направлении полукруг.

Ярким примером закавказских храмов, наследовавших подобную традицию, является широко известная церковь в микрорайоне Лоо г. Сочи. Согласно мнению большинства специалистов, датировка древнейшей части собора укладывается в рамки XI–XII вв. В данном случае пятигранная апсида, при наличии двух боковых полукруглых, за счет длинных боковых граней значительно вынесена в восточном направлении. Исследователи отмечают, что такое же решение алтарной части присутствует и в храме Симона Кананита (Новый Афон), в Цандрипшской базилике и Моквском соборе.

Начиная со второй половины XIII в., эта линия развития центральной пятигранной апсиды получает развитие и в одноапсидных храмах. Константинопольским примером может служить церковь Синан Паша Меджид XIII–XV вв. Однако, при несомненном влиянии традиций архитектуры Закавказья, пятигранная вытянутая форма центральной апсиды получает развитие в армянских храмах Трапезунда и его ближайших окрестностях. Таковы церкви Святого Филиппа и Монастыря Айварвар XIII–XIV вв. Именно эти армяно-трапезундские традиции послужили основой и при сооружении одноапсидных храмов Восточного Крыма, возведенных также армянскими зодчими.

Наиболее яркими примерами являются церковь Святой Параскевы, расположенная на территории городского посада Сугдеи, храм 12 Апостолов, находящийся в портовой части этого средневекового города и, правда в меньшей степени, храм на участке куртины XI. Во всех случаях боковые грани апсид примерно равны по величине и образуют либо подобие полукруга (храм 12 Апостолов и особенно храм на участке куртины XI), либо вытянутого в восточном направлении овала (храм Параскевы).

Другим направлением развития пятигранной апсиды стало появление центральных алтарных частей с очень короткими боковыми гранями, образующими, по сути дела, ту же трапецию, только вынесенную за линию коротких боковых апсид. Фактически это было почти полное копирование апсид раннесредневековых христианских базилик. Наиболее ранним примером крестовокупольных храмов с подобными апсидами можно считать кафоликон Благовещения монастыря Великой Лавры на Афоне, время строительства которого определяется самым началом ХI в.

церкви.png

Ярким примером возрождения пятигранной апсиды в форме, вынесенной при помощи боковых коротких граней трапеции, является центральная алтарная часть храма Святой Софии в Трапезунде, сооруженного в 1238–1263 годах императором Мануилом I Комниным.  Будучи центральным столичным храмом и кафедральным собором Трапезундской митрополии, он, безусловно, стал законодателем моды и для последующего времени. Причин появления центральной апсиды подобной формы может быть две. Первая – это попытка возвращения к истокам оформления христианских храмов Византии, которая пропагандировалась официальной властью. Вторая, как отмечают исследователи, может быть связана с влиянием закавказских традиций. Не случайно в архитектуре собора переплелись византийские, сельджукские и кавказские, в том числе грузинские, черты.

Благодаря раскопкам трехапсидного крестовокупольного храма у горы Килиса-Кая, время сооружения которого предварительно датируется в рамках середины XIII в., появилась возможность впервые проследить развитие этой традиции и в таких отдаленных провинциях империи, как Таврика. Это, конечно же, не случайно, ибо, по мнению исследователей, начиная с 1204 г., по крайней мере, восточная часть полуострова входила в состав Трапезундской империи. Здесь мы как раз и наблюдаем классический вариант пятигранной «трапезундской» апсиды, правда, в сочетании не с двумя полукруглыми боковыми апсидами, как у Софии Трапезундской, а с традиционными трапециевидными. Не исключено, что эти две малые трапециевидные апсиды подчеркивают связь с «классической» моделью крестовокупольного христианского храма средневизантийского времени, вероятно, «греческого» образца.

В течение короткого времени рассматриваемый тип пятигранной апсиды получил развитие и в архитектуре армянских храмов Восточного Крыма. В качестве наиболее яркого примера следует указать храм армянского монастыря Сурб-Стефанос, расположенного недалеко от средневекового Солхата (Старый Крым). Исследования этого объекта не были завершены, но предварительно он датируется в рамках второй половины XIII – первой половины XIV в. Совершенно аналогичная апсида, покоящаяся на традиционном прямоугольном основании, зафиксирована и в одноапсидном храме на мысе Ай-Фока у села Морское в Юго-Восточном Крыму. Время строительства храма, исходя из минимального количества археологического материала, определить трудно, но вероятно, это вторая половина XIII в.

церкв.png

Таким образом, можно говорить о двух совершенно самостоятельных периодах существования пятигранных апсид с короткими боковыми гранями на территории средневековой Таврики. Первый, относящийся к ранневизантийскому времени, датируется второй половиной VII – первой половиной VIII в. и связывается с прямым влиянием Константинопольской архитектуры. Второй период датируется второй четвертью – серединой XIII – первой половиной XIV в. и связан с влиянием Трапезундской архитектуры, учитывавшей классические ранневизантийские традиции.

Список литературы
Майко В.В. Пятигранные апсиды христианских храмов Крыма // Археология античного и средневекового города Сборник статей в честь Станислава Григорьевича Рыжова. Ответственный редактор В.В. Майко. Севастополь-Калининград, 2018. С. 142-148.
Майко В.В.К вопросу о пятигранных апсидах христианских храмов Восточного Крыма /III Свято-Владимирские чтения Материалы международной научной конференции, посвященной 1030-летию Крещения Руси. Редакторы-составители В.В. Майко, Т.Ю. Яшаева. 2018. С. 66-69.