Укрепление Пампук-Кая

Укрепленное поселение и монастырь на горе Пампук-Кая датируются временем X-XV вв. и расположены в 1.5 км к западу от с. Нижняя Голубинка (бывш. Нижняя Фоти-Сала). Остатки сооружений разбросаны на скальном мысе, именуемом в некоторых источниках Кильсе-Бурун. Восточная сторона скалы резко обрывается над долиной р. Бельбек. С юго-запада и севера поселение было замкнуто стеной, общая длина которой составляет около 100 м. Система укреплений включает и внутреннюю разделительную стену длиной 40 м, которая разбивает комплекс на южную и северную части. Современная поверхность возвышенности бугристая, на ней довольно ясно выделяются следы древних построек. Общая площадь городища составляет около 0,6 га, из которых 0,2 га занимала цитадель крепости.

Археологические исследования на г. Пампук-Кая проводились спорадически, на сегодняшний день лишь небольшая часть территории памятника изучена раскопками разных лет. Впервые обследования и работы на плато произвел в 1956 г. выдающийся крымский археолог О. И. Домбровский. Наиболее результативными следует признать предприятия А. Л. Якобсона, под руководством которого в 1961-1962 гг. раскопаны и изучены остатки средневекового храма. В 1980 г. работы на городище, в ходе которых был получен материал X-XV вв., проводил В. Л. Мыц.

В результате археологических раскопок на сегодняшний день известны расположение и характер оборонительных сооружений, жилых и хозяйственных построек. Так, оборонительная стена состояла из двух панцирей и забутовки между ними. В качестве вяжущего раствора использовалась глина. Внешний панцирь складывался из слегка подтесанных блоков известняка, уложенных с соблюдением рядов. Тщательно обработанные блоки использовались лишь в кладе углов стен. Известняк обрабатывался бучардой – ручным инструментом, имеющим вид небольшого молотка с зубчатой рабочей поверхностью. В наши дни стены сохранились на высоту 0,4-1,1 м. Интересно, что лицевые кладки стен сложены из привозного материала – известняка, выходы которого находятся примерно в 3 км к северо-западу от городища у массива Чердаклы-Баир.

Наиболее полно изучен храм, расположенный на вершине возвышенности, у ее края. Очевидно заметен он был из­дали. Храм трехапсидный, состоит из центральной части (наоса), северного бокового нефа, южной галереи или придела и притвора (нартекса). Наос — это продолговатое помещение (шириной 4,10—4,15 м и длиной 7,30—7,35 м) с полукруглой апсидой, имеющей синхрон, линия которого очень ясно прослеживается по очертанию известковой заливки пола (сохранился in situ и один правильно отесанный камень синтрона). Боковые части — неф и галерея (шириной 2,2 м) заканчиваются с восточной стороны также по­лукруглыми апсидами. Примыкающий к храму с западной стороны при­твор (нартекс) приблизительно равен по ширине наосу.

Важная особенность здания заключается в том, что наос отделен от юж­ной части сплошной стеной. Это обстоятельство не позволяет именовать южную часть нефом; правильнее называть ее приделом или галереей. С северной стороны, наоборот, стены, по-видимому, не было. В ходе раскопок никаких следов ее обнаружено не было. Здание сложено из сравнительно крупных камней, подтесанных с лица и образующих лицевые стороны стены; внутристенный промежуток запол­нялся бутом. Кладка выполнена на крепком известковом растворе с морской галькой и мелких щебнем. Толщина стен 65, 70 и 72 см. Местами ясно про­слеживается цоколь в виде ряда камней, выступающих из-за стены. Боль­шей частью стены основаны на приматериковой глине со щебнем, а с юж­ной стороны — на скале. Углы, как и в случае с оборонительной стеной, сложены из штучных камней, обработанных зубаткой.

Здание плохо сохранилось. В сущности, от него уцелели лишь фраг­менты стен. Это объясняется тем, что здесь уже давно выбирался камень (заплывшие западинки видны были до раскопок); при этом разру­шена и вымостка пола. Здание, как показали раскопки, погибло в сильном пожаре. Храм был сравнительно богато декорирован. От внутреннего убранства сохранились части узорчатой вымостки пола и фрагменты резных капите­лей. Вымостка — на известковой заливке и состояла из известняковых пли­ток в форме удлиненных ромбиков, выложенных наподобие паркета или елочки и образующих шесть продольных полос, каждая шириной 32—33 см . Вдоль стен вымостку обрамлял бордюр (шириной также 32— 33 см) в виде треугольников, встречающихся вершинами, и квадратиков между ними. В этой узорчатой вымостке использованы плитки из известня­ка и кирпичные, т. е. серые и темно-красные, причем те и другие чередуют­ся. Таким образом, в выкладку введен элемент полихромности, хотя и в простейшем виде.

На расстоянии 2,5 м от южной апсиды поперек галереи в пол заложен длинный известняковый, тщательно t обработанный брус, ограничивавший алтарную часть и слу­живший основанием предалтарной преграды. Колонне этой преграды и принадлежала, очевидно, известняковая не­большая капитель, украшенная четырьмя листьями зубчатого аканфа, внизу ее «обегает» кайма из поставленных наискось зубчатых лепестков, как это бы­вает на ранневизантийских капителях с зубчатым аканфом. Ближайшими аналогиями могут служить такие же небольшие известняковые капители с зубчатым аканфом, найденные в церкви, открытой в Рогуз-дере (долине с южной стороны Мангупа) и при раскопках, базилики на самом Мангупе, т. е. поблизости от Пампука. Местные мастера воспроизводили византийские мраморные капи­тели V—VI вв., в массе привозившиеся в Херсон (Херсонес), но при этом сильно упрощали их декор.

Перекрытие здания было, несомненно, деревянным стропильным, а не сводчатым. На это указывает полное отсутствие среди завалов камня блоков от свода и многочисленные следы сильного пожара на полу, образовавшиеся скорее всего от падавших вниз горевших стропил. Кровля была черепичной, о чем свидетельствует завал черепицы в сред­ней части южной галереи. Тип черепицы — раннесредневековый (массив­ный довольно высокий бортик, слабое сужение в нижней части, водосливные валики). Особенно важны рельефные ремесленные знаки на черепицах. Их всего одиннадцать; из них пять буквенных (варианты буквы П, вЕ, и В), два — в виде условного знака (звезда и елочка), один — в виде животного. Большая часть знаков находит себе аналогии среди знаков на черепицах Херсона — как раннесредневековых, так и IX—X вв. Знак ЭЕ неоднократно встречался на раннесредневековых черепицах Мангупа и Эски-Кермена.

В храме много могил, расположенных вдоль стен боковых частей здания и в притворе; несколько могил находится вне стен храма. Могилы ориенти­рованы с востока на запад, обложены камнем, некоторые — черепицами, и покрыты плитами. Сами погребения большей частью, вероятно, вторичные. Погребения все потревожены и ограблены, но в некоторых погребенные лежали в анатомическом порядке — на спине, головой на запад, руки вдоль туловища. Вещей найдено немного: в детской могиле № 4 — медные пуговицы в виде шарика с петлей; в моги­ле № 5 — шаровидный горшочек с плоской ручкой; аналогичные горшки хорошо известны в Херсоне в слоях X в. и более позднего времени; в мо­гиле № 2 под черепом — маленький медный энколпион с очень стертым изображением распятия на лицевой стороне и богоматери Оранты (с воз­детыми руками) – на обратной. Сильная стертость изобра­жения объясняется, очевидно, длительностью ношения. Крест русский, про­исходит из Поднепровья, где известно уже не мало таких же, и относится он к концу XII в.

Особо выделялась большая (1,15 X 2,05 м, глубина 0,7 м) могила № 6, примыкающая с южной стороны к притвору, сложенная из больших квадров. Она оказалась костницей с четырьмя ярусами костяков (судя по числу черепов их было не меньше вось­ми), сваленных, правда, в определенном порядке — головой на запад. Око­ло челюсти одного из нижних костяков, лежавших в относительном порядке, оказалась золотая монета византийского императора Ираклия (610—641). По мнению А.Л. Якобсона монета эта косвенно указывает на то, что первоначальные захоронения в храме относятся еще к раннему средневековью. Не исключал исследователь, что первоначальный храм был построен еще в VI— VII вв., «о затем в VIII или XI в. перестроен. Этим объяснялось бы то, что западная стена северного нефа, продолжающаяся к северу (за западную стену нефа), не совсем совпадает с ней, несколько сдвинута, что вряд ли возможно, если бы стены строились одновременно.

Список литературы
Якобсон А.Л. Новый памятник раннесредневековой архитектуры в Крыму // КСИА. Вып. 99. 1964.
Мыц В.Л. Укрепления Таврики Х-ХV вв. - Киев, 1991