Укрепление Масляная гора

масляная гора.jpgУкрепление Масляная гора находится в нижнем течении р. Бельбек, около современного с. Поворотное (г. Севастополь) и представляет из себя подквадратный в плане форт, функционировавший с конца IV по рубеж II и I вв. до н.э. Исследование объекта ведется Бельбекской экспедицией музея-заповедника «Херсонес Таврический» с 2013 года под руководством А.А. Филиппенко и М.И. Тюрина. Ранее памятник пострадал в результате пахоты, проводившейся с целью посадки сосновых насаждений. Объект привлек внимание исследователей в 2012 году, после того, как началось его разграбление.

Полевые исследования 2013-2014 годов позволили уточнить назначение, планировку и хронологию комплекса. Авторы раскопок интерпретируют его как укрепленную усадьбу в пограничной зоне Херсонесского государства (по крайней мере, в первый период существования объекта). На этом этапе раскопок было исследовано 170 кв. м. памятника, раскрыта значительная часть южной и восточной внешних стен, короткие участки западной и северной стен, а также три помещения.

Комплекс имеет форму прямоугольника размерами около 27,1 х 24,5 м. От типичных сельских усадеб его отличают мощные внешние стены (толщиной до 1,55 м). Материалы, полученные в ходе исследований, позволили выделить три этапа застройки объекта в пределах конца IV-начала I вв. до н.э.

раскоик 2013 14.png

В 2013-14 годах был полностью исследован юго-восточный угол усадьбы, в котором находились два помещения: квадратное в плане помещение №I в юго-восточном углу комплекса и примыкающее к нему помещение №III. Оба помещения имели ярко выраженное хозяйственное назначение. В помещении I обнаружена зернотерка и столик; в III — три глинобитных очага. Начато исследование помещения №II. Под помещениями II и III на материковой поверхности находится слой желтого суглинка мощностью от 2 до 5 см. Слой содержал многочисленные фрагменты керамики I периода, в котором обнаружена преимущественно керамика херсонесского производства и фрагменты лепных сосудов.

раскоп 2017.pngТретий полевой сезон на памятнике был начат в 2017 году. Исследования сконцентрировались в северо-восточной части укрепления, к северу от раскопа 2013–2014 годов. Археологами были раскрыты северная и восточная внешние стены комплекса, два помещения, часть мощёного двора, подвальное сооружение; общая площадь раскопа сезона составила 150 кв. м.

Итоги изучения укрепления на Масляной горе в 2017 году позволили выделить основные этапы существования объекта. Первый, конца IV − первой трети, возможно, середины III в. до н.э. относится к херсонесской укреплённой усадьбе. Фактически, усадьба этого времени является единственным памятником, который можно на настоящий связать с активностью Херсонесского полиса эпохи его расцвета на пространстве от Севастопольской бухты до района р. Кача.

изваяние.pngВторой этап относится к концу II − рубежу II/I вв. до н.э., связан с существованием форта митридатовского времени и завершается гибелью укрепления в пожаре. Трудно сказать, был ли населён объект в промежутке между этими этапами, однако мощные слои, уверенно датируемые концом III − первой половиной II вв. до н.э. на объекте пока не выявлены. Наконец, в эпоху средневековья остатки укрепления привлекли внимание кочевников, устроивших на его месте святилище, о чем свидетельствуют 4, обнаруженные здесь, половецкие известняковые стелы.

В следующем 2018 году исследователям удалось оконтурить помещение №VI, восточная часть которого обнаружена в предыдущем году. С севера помещение ограничено внешней стеной комплекса мощностью 1,5 м, с востока – трехслойной кладкой помещения №V, возникшей не ранее второй половины III в. до н.э. С юга и запада помещение ограничивают бутовые кладки, которые отнесены к финальному периоду существование укрепления. Под слоем распашки в помещении VI зафиксирован слой пожара, содержавший мощный керамический завал и остатки сырцовых конструкций.

раскоп 2018.png

В завале присутствовала столовая (кувшины) и лепная керамика, однако основную массу находок составляли амфоры. В настоящее время ведется реставрация сосудов, но уже можно утверждать, что в составе комплекса присутствуют амфоры косского, родосского, книдского и синопского производства. Наилучшую сохранность имеют сосуды, находившиеся в северной части помещения, около наружной стены комплекса. Амфорный материал по зафиксированным клеймам датируется в пределах третьей четверти – конца II в. до н.э.  амф завал.png

Помимо керамической тары в завале обнаружено глиняное пряслице в форме усеченного конуса, а также костяной стержень. Непосредственно в полу помещения VI обнаружена ручка херсонесской амфоры с желобчатым клеймом, датирующимся 294–285 гг. до н.э. по хронологии В.И. Каца. Очевидно, она попала сюда из нижележащего слоя желтого суглинка, содержавшего материалы конца первой половины III в. до н.э.: фрагменты херсонесской амфорной тары и столовой посуды, лепных сосудов с орнаментацией кизилкобинского типа.

Уточнить датировку комплекса помогают находки из соседних помещений, где исследованы синхронные слои разрушения. Так, в полевом сезоне 2017 года были обнаружены родосские амфоры с клеймами (107–88/86 гг. до н.э.). Важным хроноиндикатором являются так же тетрахалки Амиса и Синопы типа «Арес – меч». Эти находки позволяют отнести гибель укрепления ко времени после Диофантовых войн (ок. 112–108 гг. до н.э.), т.е. к рубежу II и I вв. до н.э. или даже первой четверти I в. до н.э. Этим временем и следует датировать исследуемый амфорный комплекс.

В 2018 году был также исследован комплекс ям в помещении IV. Всего здесь находилось 4 хозяйственные ямы колоколовидной в сечении формы, как правило, с обрушенными краями. Сооружения вырублены в материке, имели глубину от 0,9 до 1,65 м от уровня материковой поверхности при диаметре придонной части до 1,70 м. Одна из ям (№ 1) перекрыта более поздней трехслойной стеной, ограничивающей с юга помещение V. Таким образом, изучение этих комплексов чрезвычайно важно для определения строительной истории комплекса, в том числе для уточнения времени появления исследованных помещений.

Для всех четырех ям характерна близкая стратиграфия. Так, в каждой из них фиксировался верхний слой серого грунта толщиной до 25 см. В этом верхнем слое засыпи ямы №1 обнаружен свинцовый грузик в форме усеченного конуса. Здесь также содержался палеоботанический материал − обугленные зерна ячменя пленчатого, а также пшеницы двузернянки. В верхнем слое ямы №3, содержалось синопское клеймо 30-х гг. III в. до н.э. (по В.И. Кацу) или 252 г. до н.э. (по Н.Ф. Федосееву). В горловине ямы №4 обнаружено фрагментированное синопское клеймо 40-х гг. III в. до н.э. (по В.И. Кацу) или 251 г. до н.э. (по Н.Ф. Федосееву).  Нижележащий слой коричневого грунта во всех четырех ямах содержал значительное количество фрагментов керамики.

находки_4.png

В слоях заполнения ям наиболее многочисленным материалом являлась лепная керамика. Массово встречены фрагменты закрытых лощеных сосудов кизил-кобинского типа с врезной гребенчатой орнаментацией. Стенка одного из сосудов повторно использована в качестве крышки. Отдельно следует отметить комплекс, обнаруженный в нижней части заполнения ямы №3. Здесь исследован in situ антропологический материал, представленный частями скелетов, лежащих в анатомическом порядке (в числе прочего, определены: 2 левых локтевых кости, 2 левых лучевых кости; 4 ключицы (2 правых, 2 левых), 2 фрагмента рёбер, 3 надколенника (2 правых и 1 левый), позвонки, кости запястья и т.п.).

Исследованные останки принадлежат не менее чем двум взрослым индивидам мужского пола. В слое обнаружены два наконечника стрел скифского типа: трехгранный и трехлопастной со скрытой втулкой. Второй из них зафиксирован непосредственно в костяке, в районе плечевой и лучевой костей, оставив на них след зеленого цвета. Костяки были перекрыты керамическим развалом, в котором содержались верхняя часть амфоры с грибовидным венцом, часть корчаги кизил-кобинской культуры с врезной орнаментацией, выполненной тройной гребенкой, верхняя часть лепного сосуда, а также крупный фрагмент зернотерки из вулканической породы. Не исключено, что комплекс представляет из себя сброс человеческих останков, выполненный после каких-то катастрофических событий на объекте.

погребение.png

Авторы раскопок полагают, что слои хозяйственных ям образовались единовременно, либо же с небольшими временными промежутками. Формирование верхних слоев относят ко времени около третьей четверти III в. до н.э., когда жизнь здесь временно прекращается. Это событие отмечает финал первого периода существования укрепления, начавшегося, вероятно, в конце IV в. до н.э. По всей видимости, этот этап следует связать с активностью Херсонесского полиса по освоению нижнего течения р. Бельбек. Финальный этап функционирования укрепления относится к концу II − рубежу II–I вв. до н.э., возможно, началу I в. до н.э. Он завершается гибелью объекта в пожаре, примером чего является описанный выше завал в помещении VI. Не исключено, что слои разрушения укрепления маркируют некий неизвестный ранее конфликт в Юго-Западной Таврике, последовавший за военными кампаниями Диофанта.

Список литературы
Тюрин М.И. Раскопки античного укрепления Масляная гора в 2017 году // История и археология Крыма. 2018. № 8. С. 137-140.
Тюрин М.И. Раскопки античного укрепления Масляная гора в 2018 году // История и археология Крыма. 2019. № 11. С. 275-286.
Филиппенко А.А., Тюрин М.И. Херсонесская укрепленная усадьба Масляная гора // XVI Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: Географическая среда и социум Материалы конференции. 2015. С. 352-359.