Средневековые памятники с. Верхоречье
В Качинской долине сосредоточено множество памятников археологии, относящихся к различным эпохам. К юго-западу от села Верхоречье, на правом берегу р. Кача расположена г. Резанная, южный склон которой в ранее средневековье использовался местным населением для совершения погребений. В позднейшее время в южной части могильника был построен христианский храм и рядом с ним возник плитовой некрополь. В окрестностях с. Верхоречье в разное время обнаружены и другие следы прошлого, речь о которых пойдет ниже.
Одно из первых описаний древностей этого района составил Н.И. Репников. Результаты его наблюдений помещены в «Материалах к археологической карте юго-западного нагорья Крыма», которые ученый готовил в течение 1938-1940 гг., но так и не успел опубликовать. Фрагменты рукописи вышли из печати лишь недавно, в 2017 г. Н.И. Репников упоминает развалины церкви Иоанна Предтечи и, хорошо заметные в то время, надгробные плиты, расположенные вокруг:
«В поселении упраздненный храм Иоанна Предтечи, восстановленный в 1848 г. из развалин. П. И. Кёппен видел его до ремонта и дал схематический план здания с пятигранной апсидой. Внутри храма он видел остатки фресковых росписей, а над входом с внутренней стороны, невзирая на то, что свод обвалился, надпись, которую списал и которой дал посильный перевод. При ремонте надпись утрачена. В. В. Латышев, повторив копию, переводит ее так:
«Воздвигнут от оснований и расписан всечестный и божественный храм честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна рукою моею, смиренного Константия, архиерея и предстоятеля Готфии, старанием, помощию и иждевением господина Бината сына Темирке, в память его и родителей его, лета семь тысяч девяносто шестого в месяце ноябре.»
Церковь, а точнее ее сохранившаяся часть с апсидой, а также кладбище располагаются на северо-западной окраине села. Предполагается, что первоначальное здание церкви и первая роспись ее алтаря относятся к концу XIV — началу XV в. Первое упоминание о церкви Иоанна Предтечи сохранилось в грамоте царя Бориса Годунова 1598 г. В ней перечислялись церкви юго-западного Крыма, которым жаловалось «денежное вспоможение», среди них была и церковь Иоанна Предтечи.
Фреска этого храма с сюжетом «Поклонение жертве» является уникальной для Крыма и Северного Причерноморья. В 1966 г. стены церкви были разобраны на строительный материал, осталась только апсида храма с фреской, которая была снята и перенесена на гипсовый каркас для хранения в запасниках Института археологии АН УССР. В 2001 г. каркас с фреской был передан на хранение в Бахчисарайский музей-заповедник, но до этого была утрачена значительная часть фрески. Сейчас она требует срочной реставрации.
Н.И. Репников сообщает и о других памятниках в окрестностях Бия-Салы (в пер. «белая деревня», ныне - Верхоречье):
«К востоку от поселения, на бугре следы развалин храма с надгробными памятниками вокруг и по всему склону. А. Л. Бертье-Делагард видел здесь интересную стелу, «с высеченными на ней тремя крестами, под восточным узором в виде арки луковицей». Под крестами две строки очень мелких греческих букв не разобранных, а внизу отчетливая дата 6871 (1363). Узоры крестов этой стелы «в армяно-восточном вкусе». В 1884 г. с этого кладбища на выставку на VI арх. съезд в Одессу доставлено было несколько «деформированных» черепов. На них сохранились еще остатки кожи, волос, тканей, а также металлические украшения, именно: бронзовые сережки и большие бронзовые булавки с цепочками, состоящими из колечек и различных (круглых и продолговатых) блях».
Д. Н. Анучин не считает черепа деформированными в полном объеме, типа ранних. Они подвергались лишь кольцевой перевязки, с ясно выраженным уплощением затылка, вытянувшим «непосредственно от долгого ношения младенца в колыбели, к которой (т. е. доске), может быть привязывалась голова с помощью бинтов». Почти все выставленные черепа, судя по их типу и украшениям, были женские, по своей первоначальной форме (не деформированной) они были субдоликефальные или ортокефальные, с довольно большим тонким носом и большими глазницами. Волоса их были черными». Д. Н. Анучин датировал их XVI–XVII веками.
После съезда В. М. Сизов произвел рекогносцировочные раскопки на кладбище, вскрыв два погребения: могила №1. Надгробие двускатной крыши. Могила на глубине свыше 1 м сложена из каменных плит. Костяк головой на запад; руки скрещены на груди. «Заметны остатки тканей» одежды. На пальце правой руки медный перстень с сердоликом. Могила №2. Надгробие, прямоугольная плита с рельефным изображением вроде «гребня». Положение погребенного такое же, как и в могиле, № 1. «Одежда из шелка, с вышитыми из узорного позумента крестами, хорошо сохранились. У нижней челюсти сохранилась борода, черного цвета, мелкими кудрями. У правого плеча связка стеблей напоминает о букете цветов». Исследователь датирует вскрытое им погребение «быть может, незадолго от переселения греков из этих мест», то есть 1778 год».
Кладбище, о котором идет речь расположено на северо-восточной окраине села и имеет название Канджанка. О. И. Домбровский считал, что это кладбище следует датировать IX–XV вв.
В 1947 г. в ходе археологических наблюдений, которые производил сотрудник Тавро-скифской экспедиции Я. А. Дубинский на участке строившегося шоссе Бахчисарай-Синапное, было обнаружено несколько грунтовых склепов, ограбленных в древности. Остатки погребального инвентаря тогда удалось датировать VI–VII вв. Полвека спустя, в 1998 г. И. И. Неневолей и А. А. Волошиновым был раскопан склеп, также ограбленный в древности. В нем, правда, сохранились останки не менее пяти человек. По инвентарю это погребение было датировано второй половиной VIII — первой половиной IX вв.
С 1990-х гг. могильник подвергается несанкционированным “раскопкам”. Грабили погребения некрополя и раньше, по-видимому, со средневековых времен. Но особых масштабов мародерство достигло именно в последнее десятилетие прошлого века. Кроме того, многие из могил оказались разрушенными в процессе строительства шоссе. Тем не менее, проведенные здесь в 2018 г. экспедицией ООО «Таврическое археологическое общество» под руководством А. В. Белого археологические исследования оказались результативными. Сделанные находки позволяют составить определенное представление о некрополе и населении, оставившем его.
Участок работ 2018 г. расположен вдоль северной кромки шоссе Бахчисарай — Синапное. Общая площадь исследований составила немногим более 1000 кв. м. В процессе работ был получен полный разрез могильника по линии запад — восток. Его протяженность составила около 170 м. Всего на участке исследований археологами выявлены 28 вырубленных в материковой глине погребальных сооружений, в том числе 21 склеп и 7 подбойных могил. Большинство из них оказались разрушенными в процессе строительства шоссе.
Несмотря на плохую сохранность, удалось зафиксировать некоторые особенности конструкции склепов и погребального обряда. Все склепы имеют Т-образную форму, характерную для гото-аланских некрополей Крыма. Большинство из них ориентированы вверх по склону, по линиям юг — север или юго-восток — северо-запад. Исключениями являются склепы под № 9, 13, 15, 20, ориентированные поперек склона. Входные ямы имеют подпрямоугольную форму длиной 1,50–1,60 м и шириной 0,50–0,60 м. В торцевых стенках входных ям склепов № 6 и № 18 зафиксированы ниши. Во входной яме склепа № 20 зачищены две ступеньки.
Входные отверстия в камеры закладывались плоскими мергелевыми плитами или сложенными насухо крупными бутовыми камнями. Погребальные камеры в плане имеют форму прямоугольника со скругленными углами. Средние размеры 2,70х2,00 м. Сохранившиеся своды имеют куполообразную форму. В большинстве погребальных камер под входными отверстиями имеются небольшие трапециевидные ступени. Все погребенные укладывались на спину, ногами к входу в погребальную камеру. По предварительным данным в склепах хоронили не менее двух человек. В склепе № 2 погребения совершались в два яруса. Вокруг погребения № 7 нижнего яруса были зачищены остатки деревянного гроба.
Что касается подбойных могил, большинство из этих сооружений имеют один подбой, за исключением могилы № 1, где ниши устроены в обеих длинных стенках входной ямы. Все исследованные подбойные могилы содержали одиночные захоронения.
Интересной особенностью погребального обряда, зафиксированного на Верхореченском могильнике, является наличие между погребальными сооружениями небольших ям, содержавших фрагменты керамических сосудов и кости животных. Вероятно, они являются остатками тризны. Раскопанные в восточной части участка исследований ямы №№ 6–8 содержали строительный мусор XX в. и, видимо, не связаны с могильником.
В ходе исследований могильника была получена небольшая, но достаточно презентабельная коллекция погребального инвентаря. Наиболее яркой находкой является золотой семиссис, отчеканенный в Константинополе в годы правления Константина IV Погоната (668–685 гг.). Монета была найдена в заполнении погребальной камеры склепа № 3. Вместе с ней была найдена фрагментированная красноглиняная ойнохоя с широкой датировкой в пределах конца VI — XI в., фрагмент бронзовой пряжки второй половины VII в., бронзовая пальчатая фибула с концентрическим орнаментом типа I, датирующаяся VII в.
В склепе № 2 на левом бедре погребения № 7 была найдена бронзовая цельнолитая пряжка типа «Сиракузы». Аналогичная пряжка без язычка была найдена на поясе погребения № 8 того же склепа. Этот тип пряжек датируется VII — началом VIII вв. В заполнении камеры склепа № 12 были найдены две золотые бляшки треугольной формы из спаянных рифленых трубочек, характерные для женских погребений второй половины VI — третьей четверти VII вв.
Редкая для Крыма бронзовая шарнирная пряжка с овальной рамкой и щитком в виде трех соединенных колец была найдена на поясе погребения № 1 в склепе № 15. Аналогия ей известна в Симеизском склепе 1955 г. В. Б. Ковалевская близкие по форме пряжки датирует VIII—IX вв.
В заполнении склепа № 21 была найдена бронзовая серьга с полукруглым щитком с пятью напаянными шариками и изображением павлинов. Подобные предметы известны в могильнике Лучистое, в погребальных комплексах IX в. Вероятно, этим же временем датируется близкая серьга из того же склепа, украшенная концентрическим орнаментом.
В результате исследований Верхореченского могильника в 2018 г. были установлены западная и восточная границы памятника, выявлен ряд особенностей погребального обряда. Предварительный анализ погребального инвентаря позволяет определить время функционирования могильника в пределах второй половины VI — IX вв.