Склеп 1912 года в Херсонесе
Одними из наиболее ярких памятников, оставшихся от Херсонеса раннехристианского периода, являются вырубленные в скале склепы с росписью. Значительное их число было раскопано в конце XIX - начале ХХ вв. В широких научных кругах они стали известны после выхода фундаментальной работы М. И. Ростовцева "Античная декоративная живопись на юге России" (1914 г.). К сожалению, с тех пор интерес исследователей к таким памятникам стал угасать. Дискуссии в отношении расписных склепов возобновились лишь в последние десятилетия. Немало разночтений сложилось вокруг склепа, раскопанного на землях Н.П. Тура в 1912 г. В его конструкции зафиксированы следы перестройки, в связи с чем окончательное предназначение сооружения оказалось для исследователей неочевидным. Весьма необычны и сюжеты росписей, выполненных на стенах гробницы.
Как и многие другие склепы Херсонеса рассматриваемый комплекс обнаружили в ходе выработки строительного камня, в результате чего конструкция пострадала. В плане склеп имел трапециевидную форму, размерами 2,5 х 2,8 х 1,7 м с нишами – 3,95 х 3,95 м. В левой и дальней от входа стенках имелись ниши-лежанки, последняя из которых со временем была прорублена до пола и соединена с основным пространством камеры переходом. По периметру стен тянулась длинная скамья. Росписи, покрывавшие стены, уже к началу ХХ в. имели плохую сохранность. На дальней стене изображены два павлина, держащих в клювах лавровую гирлянду. На правой – высокое дерево и две фигуры – мужчина и женщина, направляющиеся к городу, обнесенному стеной с башнями. Еще правее нарисованы заросли тростника. На правой стене входной ямы сохранилось изображение ноги.
Открытие сразу привлекло внимание специалистов-современников. В отношении изменений в конструкции склепа Н. М. Печенкин высказал мнение, что причиной могли стать действия грабителей. Трактуя сюжет на правой стене склепа, А. Л. Бертье-Делагард предположил, что в усыпальнице мог быть похоронен «крупный стеноустроитель или крепостной начальник». М. И. Скубетов и М. И. Ростовцев посчитали, что первоначально был сооружен обычный склеп, который на рубеже IV-V вв. украсили росписью. Позднее посредством вырубки в дальней стене погребальное сооружение было преобразовано в маленькую церковь с престолом, грубой апсидой, алтарной преградой и царскими вратами.
А. Л. Якобсон заключил, что в склепе похоронили некоего очень знатного, весьма почитаемого гражданина, могила которого с течением времени стала предметом культа, а сооружение позднее превратилось в миниатюрную церковь – меморию. Это объясняло появление вместо задней ниши расширения, ставшего апсидой, перед которой оставили выступ – алтарь. По-иному считал В. М. Зубарь, увидевший в сюжетах росписи доказательства её более поздней датировки. Исследователь отнес её не ранее чем к VII в. Однако часть украшения могла появиться и раньше. С ним не согласилась И. А. Завадская, отметив, что использование катакомб для собрания христиан, а также их украшение характерны скорее для периода гонений на верующих. По мнению исследовательницы, таким местом собраний склеп был еще до перестройки в чаовенку-молельню. С. Б. Сорочан предложил для памятника такого типа использовать термин – мартирий.
Ю. М. Могаричев согласился с предшественниками в том, что изначально в склепе похоронили нерядового херсонесита. Он подвергает критике предположения о соотнесении упокоенного с какой-либо личностью, известной из житий херсонесских святых. Ставит под сомнение ученый и вывод об устройстве на позднем этапе церкви. Детали перестройки, на его взгляд, недостаточно выразительны для того, чтобы без опасений увидеть в них апсиду, алтарь и т.д. Высота помещения в среднем составляла не более 1,6 м, площадь мала, а значит помолиться в склепе могли лишь несколько человек, при этом сильно сгибаясь. Наконец, Ю. М. Могаричев предлагает вернуться к замечанию Я. И. Смирнова о том, что «невозможен для церкви поворот фигур на правой стене ко входу, а не к алтарю». Таким образом, даже если в усыпальнице со временем возникла церковь, росписи были нанесены раньше этого. Наконец, придание склепу «церквеобразной» формы известно, в частности на могильнике Мангупа, где раскопаны земляные склепы с такой же архитектурой. Вероятно, заключает, Ю. М. Могаричев они строились для служителей церкви.