Склеп "Геркулеса"
Знаменитые расписные боспорские склепы, как известно, концентрируются вокруг горы Митридат в центре современной Керчи — древнего Пантикапея. Исследования последних лет раздвинули границы применения античной живописи в погребальных памятниках и на другие некрополи Боспорского царства, в том числе и на такие отдаленные, как кызаульский. Новым для этого некрополя стало открытие в 2006 году в 500 м к северу от берега моря, на распахиваемом поле уступчатого склепа с рельефным изображением мужской фигуры, которая была идентифицирована как Геркулес/Геракл.
Кызаульский некрополь находится в 40 км к югу от Керчи, на относительно высоком, подверженном интенсивной абразии Черноморском берегу Керченского полуострова, поблизости от селения Кыз-Аул (совр. Яковенково). Первые небольшие, но очень результативные раскопки здесь были проведены ещё к 1930 году тогдашним директором Керченского музея Ю. Ю. Марти. Результаты их позднее опубликовал В. Ф. Гайдукевич. В 1979–83 и 1985 годах их продолжил сотрудник Керченского музея О. Д. Чевелев. Всего было исследовано 113 погребений.
Обнаруженный склеп с уступчатым перекрытием оказался разорённым грабителями. Аналогичные ему склепы первых веков зафиксированы в различных местах Боспора, что свидетельствует о возрождении прежней традиции монументальной погребальной архитектуры. В отличие от «уступчатых» склепов IV века до Р. Х. кызаульский имел «неполный свод», состоявший всего из четырёх уступов и более плоского перекрытия.
Возможно, этот склеп был известен и ранее. По крайней мере, В. Ф. Гайдукевич писал, что кызаульский кузнец Макаров показывал место на территории некрополя, где в 1918 году местные «счастливчики» откопали древний расписной склеп с богатыми находками. По словам Макарова, склеп имел коридор (дромос), устроенный с западной стороны («со стороны Опука»), причем вход в склеп был заложен плитой. В склепе оказалось несколько захоронений. Некоторые доски от гробов настолько хорошо сохранились («крепкие»), что на них потом «сварили ужин».
В склепе были найдены стеклянные сосуды, ювелирные изделия («пара серег, кольцо с портретом, маленькое кольцо») много бус, медных вещей — фибулы, пряжки и т. д. В двух нишах — одна находилась в стене против входа, другая в левой стене — стояли светильники. На правой стене были написаны краской какие-то изображения («дракон, верблюд»). Все это описание, включая расположение дромоса и ниш для светильников, вполне подходит к рассматриваемому склепу.
Склеп был заглублён в грунте, который окружает скальную складку, идущую от берега моря и выделяющуюся на местности поднятием рельефа. Вероятно, по вершине этой складки в древности проходила дорога в город, вдоль которой и располагались гробницы. Рассматриваемый склеп находился существенно дальше от моря, чем исследованные ранее другие здешние погребальные комплексы. Не исключено, что кызаульский некрополь вообще имел значительно большие размеры, чем считалось ранее.
Склеп однокамерный, в него ведет расширяющийся книзу дромос, ступеньки которого высечены в скале. Южная стена дромоса выложена из камней в 9 рядов. Уровень перекрытия начинается от 9-го ряда дромоса. Нижний ряд кладки дромоса по наклону спускается к входу в камеру. Его закрывала массивная плита, которая к моменту открытия склепа стояла под небольшим углом, образуя вверхней части незначительное отверстие.
Боковые стены прохода состояли из четырёх каменных блоков с каждой стороны, перекрытых пятым, верхним. С северной, нижней стороны дромоса, а также на камнях перекрытия и повсеместно внутри склепа видны следы инструмента — мелкой троянки. Как известно, она широко применялась в строительном деле Римской Империи и Северном Причерноморье.
Камера склепа практически квадратная (2,85×2,75 м), высота до первого выступа 1,45 м, реконструируемая высота 2,2 м. Пол камеры земляной, полностью прокопан грабителями. Лишь по углам удалось зафиксировать его уровень. Стены сложены из известнякового камня различной величины, и тщательно обработаны с лицевой стороны. Все стены, кроме западной, где расположен вход, имели рельефное изображение псевдо-исодомной кладки. Подобное оформление стен склепа для Боспора не редкость. Похожая роспись зафиксирована в «Склепе пигмеев» и «Склепе 1891 года».
Судя по остаткам красной краски, стены были окрашены в красный цвет прямо по камню, без штукатурки. Примеры подобной техники на Боспоре, тем более на его хоре, не известны. Возможно, свод склепа был белым, что находит свои аналогии среди других расписных склепов Боспора. На южной стене, на высоте 0,50 и 0,70 м от уровня пола, зафиксированы горизонтальные полосы (0,24×0,44 м, глубиной 0,29 м), появившихся, возможно, в период, когда склеп был уже ограблен. Помимо имитации рустованной кладки на стенах склепах сохранилось несколько рельефов, которые можно интерпретировать как изображение птицы на северной стене и канфара на северо-западном простенке.
В последнем случае, скорее всего, можно предположить изображение двух павлинов вокруг канфара. Зато несомненно на юго-западном простенке на уровне пятого-шестого камня от пола высечена в невысоком рельефе мужская фигурка размером: 0,40×0,15 м. Он стоит анфас, правая рука протянута вперед и что-то держит, левая рука полусогнута и опирается на предмет, в котором исследователи склонны видеть палицу, а в самом изображении — Геркулеса.
В склепе три ниши, впрочем, не все они синхронны времени сооружения. Изначальные ниши оштукатурены, имеют заднюю стенку из камня и странные кольцевые углубления (под стеклянные сосуды). Есть ниши, которые относятся к периоду, когда склеп был уже ограблен. Аналогичные примеры, когда некоторые камни из стены вынимались, образовывая ниши, зафиксированы и на других ранее открытых склепах. Оштукатуренные ниши расположены в восточной и южной стенах. Это позволяет предположить, что саркофаг стоял вдоль северной стороны. И, таким образом, ориентация погребенного была головой на восток.
Впрочем, размеры склепа позволяли разместить там два саркофага. Очевидно, что саркофаг был деревянный, украшенным гипсовыми прилепами, бесформенные фрагменты которых найдены в грунте заполнении склепа. Находка фрагмента бронзового зеркала позволяет допустить, что среди погребенных была женщина. Из другого найденного здесь инвентаря следует упомянуть фрагмент стеклянного сосуда, обломки краснолаковой керамики и гипсовых прилепов.
Без сомнения, сам склеп и фигуры были раскрашены. Возможно, роспись была даже более богатой, однако никаких данных об этом не сохранилось. Гипотетическим является и изображение двух павлинов перед канфаром. Возможно, в другой цветовой гамме решено было изображение псевдо-исодомной кладки.
На стенах склепа обнаружены следы воздействия огня, аналогичные тем, что были зафиксированы в уступчатом склепе на соседнем некрополе Китея. Предполагалось, что это следы трупосожжения внутри склепа. Но трудно предположить, что кому-то придет в голову сжигать труп внутри склепа, при отсутствии тяги. Вероятнее мы имеем дело со следами использования склепов для жилья в более позднее время. В 2000 г. на кызаульском некрополе был открыт склеп № 6, который явно использовался как жилой.
По всей вероятности, распространение такого вторичного использования склепов связано с событиями 576 г., когда согласно византийским источникам, Боспор временно заселили утигуры и тюрки. По всей видимости, в VI–VII вв. н. э. его свод был разобран, а камера использовалась под убежище. По крайней мере, в ней разводили костры, следы которых и остались на стенах. Какое-то время склеп стоял открытый, отчего со стен исчезли все росписи — уцелев лишь там, где не было прямого воздействия осадков. Сохранились и рельефные изображения, одно из которых Н.Ф. Федосеев склоне считать Гераклом/Геркулесом.