Расписные склепы Херсонеса

фон склепы херсонеса_0.png

Весьма примечательными и дискуссионными памятниками Херсонеса-Херсона являются склепы с раннехристианскими росписями. На сегодняшний день открыто 14 таких погребальных сооружений. Большинство из них были исследованы еще в XIX - начале XX столетия, а наиболее полное описание восьми из них вошло в фундаментальный труд М. И. Ростовцева. В 1998–1999 годах были открыты еще два склепа, опубликованные в приложении к работе В. М. Зубаря и А. И. Хворостяного. Наконец в начале 2000-х году археологами Е. Я. Туровским, А. А. Филиппенко и М. В.Фоминым были обнаружены и изучены еще два склепа.херсонесские склепы.jpg

В отличие от известных расписных склепов Боспора, полихромные росписи херсонесских комплексов очень близи между собой по технике и стилю. Это позволяет говорить о приблизительной единовременности их возникновения. Вместе с тем, вопрос датировки херсонесских склепов остается дискуссионным. Еще М. И. Ростовцев, опираясь на нумизматический материал, датировал эти памятники второй половиной IV – началом V вв. Позже эту дату поддержали и другие исследователи. Точку зрения о более позднем создании расписных склепов – не ранее второй половины V–VI вв. – отстаивал В. М. Зубарь.

Исследуя памятники раннехристианской живописи Херсонеса, М. И. Ростовцев пришел к выводу о том, что группа христианских склепов с росписью представляет собой результат заимствования, перенесения уже готовых, полностью сформировавшихся художественных форм. Сюжеты декоративной росписи херсонесских склепов свидетельствуют о том, что они были созданы в один период и находятся в хронологической близости к аналогичным по стилю памятникам. По его мнению, херсонесские склепы, скорее всего, были расписаны приезжими мастерами, которые хорошо знали основы современной им системы погребальной живописи и следовали ей.

Херсонес имел постоянные связи с различными районами Империи, в том числе и с Малой Азией, что зафиксировано неоднократно исследователями в области экономики города. Такой тесный обмен вполне мог привести и к заимствованию сюжетов или к привлечению к работе приезжих мастеров. Аналогичные херсонесским росписи открыты и в Болгарии. Три из девяти описанных гробниц Софийского некрополя, роспись которых имеет так называемую „мраморную инкрустацию“, относятся к самой ранней группе и датируются временем в пределах второй половины IV – конца V вв. Позже V в. погребальные памятники, в декоре которых присутствовала бы имитация мрамора, неизвестны и в других областях христианского мира. Таким образом, присутствие техники „мраморировки“ в христианской погребальной живописи является признаком ее относительно ранней датировки, что важно и для вывода относительно времени создания расписных херсонесских склепов.

план карта склепов.png

Одним из аргументов, подтверждающих позднюю датировку херсонесских склепов, В. М. Зубарь считал изображение рюмкообразного сосуда на входной стене склепа № 1. В Херсонесе подобные „рюмки на высокой ножке“ встречаются в археологических комплексах, начиная с V в. В центрах Ближнего Востока, Северной Африки и Западного Причерноморья такие сосуды были известны на протяжении второй половины V в. Другими учеными такое положение опровергается, ввиду схематизма изображения сосуда, который совсем не обязательно имеет реальный прообраз.

Ранняя дата росписи херсонесских склепов подтверждается, прежде всего, декоративной системой в целом, практически полностью еще подчиненной античным традициям. Единственным исключительно христианским изображением является монограмма имени Христа в венке на сводах некоторых склепов. Полное изображение хрисмы сохранилось только в склепе 1904 года. В росписи плафона склепа 1909 года также наблюдаются диагональные гирлянды, сходящиеся к расположенному в центре венку, но изображение внутри венка не сохранилось. М. И. Ростовцев предполагал вероятность монограммы также в склепах 1907 года и „на земле Н. И. Тура“, на сводах которых зафиксированы следы изображений венков. Следы двойного круга, в котором могло быть изображение венка, и от которого, вероятно, шли прямые гирлянды, отмечены также в склепе 1905 года.хрисма 2006.png

Известно значительное количество погребальных памятников IV–V вв., живопись которых имеет христианскую символику в виде хрисм и крестов. Немало примеров и их сочетания с античными сюжетами, которым, видимо, придавались новые смыслы. Это, например, погребальные памятники Сердики, Фессалоники, Никеи, Филипп. Совмещенные буквы Х и Ро греческого алфавита неоднократно трансформировалось и было широко распространено. Но именно Константиновская хрисма, обрамленная в лавровый венок, стала символом триумфа, победы, небесного креста. Наиболее ранние изображения такой хрисмы относятся к концу III в.

Еще одним важным аргументом в споре о херсонесских расписных склепах могут выступать нумизматические материалы, несмотря на то, что некоторые исследователи отвергают их решающую роль в датировке. В склепах 1903, 1905 и 1912 годов были обнаружены монеты второй половины IV в. По одной монете Льва I (457– 474) найдено в склепах 1912 и 1907 годов. Именно на основании этих находок М. И. Ростовцев считал временем росписи большинства склепов вторую половину IV в. Однако В. М. Зубарь неоднократно отмечал тот очевидный факт, что монеты IV–V вв. находились в денежном обращении Херсонеса – Херсона вплоть до VII в.

Полное отсутствие в склепах монет конца V–VII вв. неопровержимо свидетельствует о том, что в эти времена они уже не функционируют. Опираясь на вышесказанное, есть все основания полагать, что создание херсонесских расписных склепов и их функционирование не выходит за рамки сравнительно узкого промежутка времени – конец IV–V вв., причем часть из них не выходит за пределы середины V в.

В IV-V вв. развитие убранства погребальных сооружений характеризовалось упрощением художественных композиций. Постепенно многоцветная роспись исчезает. Как своеобразная переходная ступень в таком движении может быть склеп №1 2006 года с граффити, в виде кораблей – символов плавания в Вечность, нанесенными по сырой штукатурке. Но в конечном итоге именно изображения крестов становится не только доминирующим в декоративной схеме погребальной росписи, но и практически ее единственным элементом.

склеп 2006 корабли.png

С конца V в. отмечается упадок античных традиций в погребальном декоре. Новая декоративная система, пришедшая на смену старой, окончательно лишается живописности и полихромии. Строгая христианская символика окончательно вытеснила с гробничных стен античную по своему происхождению роспись. Памятники с подобной росписью более позднего времени неизвестны. Данный процесс явился результатом новых требований, предъявляемых к оформлению мест погребения христиан. Украшение погребений полихромной росписью вошло в обычай лишь в среде достаточно состоятельных членов раннехристианских общин, так как подобное оформление мест захоронения было хлопотным, стоило сравнительно дорого, тем более с учетом стоимости самих склепов.

склеп 1905.pngНаиболее богато украшенные херсонесские расписные склепы, это комплексы 1903, 1904 и 1905 годов. Они расположены к югу от загородного крестообразного храма Богородицы Влахернской. Их роспись отличается наиболее разнообразным набором живописных элементов, изящным и скрупулезным исполнением „мраморной инкрустации“, причем единообразно для всех, утонченной прорисовкой птиц и растительного декора. Уровень мастерства исполнения этих росписей представляется наиболее высоким из всей группы раннехристианских склепов Херсонеса. Скорее всего, данный участок некрополя принадлежал в позднеантичный период наиболее состоятельным христианским семьям города, что подтверждается и находками золотых вещей.

Здесь же хоронили клириков, на что указывает известняковое крестообразное надгробие с упоминанием имен трех пресвитеров, двух Стефанов и Христофора. Склеп 1 2006 года, судя по многочисленным рисункам кораблей, мог принадлежать семье, связанной с морским делом. Склеп 2 2006 года имел, помимо полихромной росписи, надгробные эпитафии. Таким образом, он может являть своеобразную переходную ступень от расписных склепов к более поздним, где росписи вытеснены текстами. Поскольку этот склеп был перекрыт крестообразным храмом, он не мог достраиваться позднее второй половины VI в.

Отдельно необходимо остановиться на склепе „на земле Н. И. Тура“. Он был открыт в 1894 году, но раскопан лишь в 1912 году. В плане склеп изначально являлся типичным для подобных сооружений, но позднее был перестроен. Саркофагообразная лежанка, расположенная напротив входа, была углублена до уровня пола, а образованное таким образом „помещение“, площадью около 5 кв. м, было соединено проходом, прорубленным в перемычке. Помимо росписи задней стены, остатки фресок зафиксированы под левой нишей, где, по мнению М. И. Скубетова, находилось изображение пальмового венка.

склеп тура.png

Плафон был оформлен, как и в большинстве других херсонесских расписных склепов, в виде диагональных гирлянд и, вероятно, венка с хрисмой в центре. Таким образом, вся роспись, за исключением правой стены, как по стилю, так и по набору декоративных элементов, находится в полном созвучии с живописью остальных расписных херсонесских склепов. Ее погребальный характер не вызывает сомнений. Скорее всего, она связана с захоронениями, совершенными в тот же период, что и в остальных расписных склепах Херсонеса, то есть датируется концом IV – первой половиной V вв.

Зато совсем иной характер имеет роспись правой стены, где представлена сюжетная композиция с двумя фигурами, мужской и женской, направляющимися к схематично изображенному вдалеке городу. Еще одна фигура, от которой сохранились изображения ног в ремешковых сандалиях, показана идущей от города. Эта роспись относится, скорее всего, ко времени перестройки склепа (возможно, связанной с чествованием памяти о неком событии местной церковной истории) в своего рода мемориальную церквушку-молельню. Не исключено, что на момент перестройки этот склеп принадлежал всей христианской общине ранневизантийского Херсона и был местом для общественных молений в дни памяти почитаемых событий или погребенных.

композиция с фигурами.png

М. И. Ростовцев допускал, что на изображении мог быть представлен некий святой или мученик, или вообще обыкновенный христианин в райском саду. В последнее время предложена новая версия, согласно которой в этой росписи изображены Мария с Иосифом, идущие в Вифлеем. Возможна и иная трактовка – изображение умерших, идущих к Небесному Граду, к которому протянуты руки мужчины и женщины. Учитывая особое отношение херсонитов к склепу, перестройку его в подземную церковь, имевшую, вероятно, мемориальные и кладбищенские функции, более вероятна связь с житийным чудом воскрешения мальчика по молитве Св. Василея.

В то же время Ю. М. Могаричев подверг критике идею об использовании склепа как церкви. Он приводит в качестве аргументов незначительные размеры сооружения и содержание изображений, которые двигаются от алтаря, а не к нему, как это положено по церковным канонам. Вместе с тем, „Церквеобразная“ архитектура склепа имеет свои аналоги. Кроме того, рассматриваемый склеп определенно перестраивался с некой целью. Итак, возможность функционирования склепа „на земле Н. И. Тура“ как культового сооружения не исключена.

М. И. Ростовцев сделал вывод о происхождении расписных сюжетов в пользу сирийско-палестинского Востока, что, по его мнению, указывало на „тесную связь первых христиан Херсонеса не с Византией или Балканским полуостровом“, а с сирийско-палестинской Церковью. Такая связь нашла свое отражение и в текстах Житий Свв. епископов Херсонских. Из семи первых епископов шесть были присланы из Иерусалима и только последний – Капитон – из Константинополя. В пользу сирийского происхождения росписей может говорить тот факт, что одна из наиболее ранних церквей Херсона конца IV–V вв. (ранняя базилика 1935 г.) была возведена из саманного кирпича; такой строительный материал характерен именно для Ближнего Востока.

Опираясь на некоторые топографические указания Житий о местах захоронения замученных в Херсонесе Свв. епископов Василея, Евгения, Агафадора и Елпидия, можно попытаться сделать некоторые предположения. Большая часть открытых расписных склепов располагается на территории позднеантичного некрополя около Карантинной бухты. Традиционно именно эта часть кладбища считалась среди херсонеситов местом погребения первых христиан и первых святых мучеников, что отразила их агиография. Именно здесь во второй половине V в. возникла богато украшенная гробничная церковь – мартирий. Есть все основания думать, что именно с этой частью кладбища был связан рассказ о погребении троих из семи Свв. епископов Херсонских.

склеп 1904.pngОсобо стоит остановиться на склепе склеп 1904 (1853) года. По своей конструкции он являлся типичным для херсонесского некрополя – четыре ниши в левой и задней стене, расположенные одна над другой, и одна в правой стене. Стены склепа были отштукатурены и расписаны, на задней стенке ниши изображен лавровый венок с вплетением цветов. Вся роспись обращена не к зрителю, а скорее, к умершему. Изображение венка могло символизировать „венец мученика“, подчеркивать мученическую смерть погребенного, его триумф в вечной жизни. На плитах, закрывавших нишу, были изображены деревья с плодами, которые в христианской символике обычно говорили о райских садах. К сожалению, склеп был ограблен еще в древности.

Первым его исследовал граф А. С. Уваров в 1904 (1853) году, но среди находок упоминаются только несколько серебряных пряжек и обломок гипсового кружка с изображением креста. Склеп был приспособлен для усыпальницы почитаемого человека, все прежние захоронения из склепа удалили, что указывает на его роль мартирия. По мнению К. К. Косцюшко-Волюжинича и М. И. Ростовцева, исследовавших памятник, здесь был погребен человек, особо чтимый в среде христианской общины Херсонеса. Склеп мог быть местом поклонения первых христиан. Вполне вероятно, погребенный мог быть местночтимым святым или одним из первых Херсонесских епископов.

Другой склеп, 1905 года, имеет четыре лежанки (по две – одна над другой) с обеих сторон от входа и „аркосолий“ в стене против входа. Стены склепа были богато украшены росписями, но особо надо отметить росписи „аркосолия“. В центре изображена виноградная лоза, обрамленная гирляндой. При исследовании склепа было найдено несколько монет, датирующихся серединой – концом IV в., и нательный крестик. По-видимому, гробничное сооружение также могло принадлежать одному из почитаемых херсонеситов, возможно, главе местной христианской общины, который был погребен в особенном „аркосолии“.

план 1905.png

Остальные расписные склепы, вероятно, принадлежали зажиточным херсонесским семьям, представителям позднеантичной городской знати или отдельным церковным приходам.

Список литературы
Ростовцев, М. И. Античная декоративная живопись на юге России. Атлас. СПб., 1913
Фомин М.В. Раннехристианская живопись позднеантичного Херсонеса // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 6
Туровский Е.Я., Филиппенко Р.И., Фомин М.В. Херсонесские склепы с раннехристианскими росписями // Дриновський збірник. 2012. Т. 5. С. 154-163.