Расписные склепы Боспора

фон боспор слепы.png

расписные склепы карта.jpgБоспор Киммерийский являлся одним из важнейших центров греческой колонизации Северного Причерноморья. Здесь сложилось и на протяжении 1000 лет (V в. до н. э. — V в. н. э.) существовало самое крупное в регионе Боспорское царство. Его культура, как считается, представляет наиболее удачный вариант греко-варварского синтеза в Северном Понте. Она подарила немало памятников классической древности, заслуженно вошедших в сокровищницу мирового культурного наследия. Среди таких памятников, сохранившихся на берегах Керченского пролива, одними из самых ярких, безусловно, являются расписные склепы.

васюринская гора.pngНаиболее ранние из них относятся к концу IV – началу III вв. до н. э. Это памятники Азиатского Боспора, такие как склеп в кургане на Васюринской горе и склепы вблизи Анапы. В Крыму, на территории Европейского Боспора подобные склепы датируются временем, начиная с II столетия до н.э. Некоторые из них относятся к рубежу эр и представляют собой, видимо, этап эволюции погребального сооружения. Однако наиболее многочисленная группа расписных склепов принадлежит к I–III вв. н. э., и находится на северном склоне горы Митридат.

Эти конструкции, вырубленные в скале, иногда называют катакомбами. Практически все они были ограблены, вероятно, еще в древности. Стены и потолки таких склепов были покрыты разнообразными изображениями, основной смысл которых заключается в представлении о блаженном существовании умерших в загробном мире, а также о путях достижения этого мира.

P I d.527 l.13 fragment.pngОдним из ранних примеров расписных склепов на некрополе Пантикапея является такой показательный памятник как «склеп Пигмеев». Он был открыт Д. В. Карейшей в 1832 году на продолжении горы Митридат. Курган состоял из двух частей: погребальной камеры и преддверия. Склеп был расписан. Орнаментальная композиция представляла битву пигмеев с журавлями. Этот памятник обычно датируют II–I вв. до н. э., и, в общем, вполне возможно, что он относится к митридатовскому времени.

К эпохе Митридата VI Евпатора, ставшей ярчайшей страница в истории Боспора, относится не так много выдающихся погребальных комплексов. Приблизительно к этому времени относятся некоторые из расписных катакомб Пантикапея. В этом отношении, прежде всего, необходимо обратить внимание на расписной склеп 1852 года, обнаруженный К. Р. Бегичевым на северном склоне г. Митридат. Имеющийся рисунок позволяет считать, что над ним был насыпан невысокий курган. Склеп представляет собой типичную для Боспора более раннего времени двухкамерную гробницу «македонского» типа. К входу вел спуск, нижняя часть которого, ограниченная по сторонам двумя стенками, оформлена в виде лестницы. Дверь, как обычно в боспорских гробницах этого типа, была заложена каменной плитой. Первая камера имела относительно небольшие размеры, вторая была более обширной. Свод был сделан в виде арки.

склеп 1852.pngСклеп был сооружен из отесанных камней на известковом растворе, стены и потолок оштукатурены. Поверх штукатурки была нанесена роспись. В первой камере нижняя часть стен разбита на четырехугольники, имитирующие ряды каменной кладки. Во второй нижняя часть стен имеет роспись, имитирующую покрытие плитами цветного мрамора; ее верхний ряд украшен изображениями птиц, сидящих на ветвях. Над входом во вторую камеру сохранилось нечеткое изображение двух фигур — мужской и женской, как бы указывающих на вход. На торцовой стене гробницы так же нечетко сохранилась роспись в виде двух всадников, вооруженных копьями. Эти фигуры размещены по сторонам от ниши.

Гробница 1852 года была ограблена, поэтому надежных оснований для ее датировки мы не имеем. Тем не менее, вполне очевидно, что архитектура этой гробницы очень схожа с конструкцией склепов Васюринской горы, а роспись находит аналогии в склепе Большого Васюринского кургана и Анапской гробницы 1908 года. Вместе с тем, здесь имеются отличия от этих хорошо известных памятников, позволившие М. И. Ростовцеву датировать этот склеп концом I в. до н. э. — самым началом I в. н. э. Если эта датировка верна, то следует признать, что склеп 1852 года является важным звеном на пути эволюции боспорских элитных гробниц к расписным катакомбам первых веков н. э.

Вторым погребальным памятником такого рода является катакомба № 134, открытая на горе Митридат в 1867 году. На рисунке Ф. И. Гросса прекрасно видно, что над этой гробницей был насыпан невысокий курган, а вход в нее был закрыт большим каменным блоком. Гробница состояла из трех отделений, высеченных в скале и образующих вместе с входом почти правильную форму креста. Стены катакомбы были оштукатурены и украшены широким расписным фризом, на котором были изображены стебли, листья и цветы какого-то вьющегося растения. Гробница оказалась разграбленной, но М. И. Ростовцев признавал катакомбу 1867 года относительно ранней, относящейся к рубежу эллинистической и римской эпох.

Ill. 67b.png

В римское время под Пантикапеем курганы не насыпались, и господствующим типом элитарных погребений стали расписные катакомбы. Однако из этого правила имеются исключения, и, прежде всего это относится к гробнице, открытой на Карантинном мысу в 1834 году, а также к знаменитой гробнице с золотой маской (1837 года). Кроме того, существовала и практика захоронения в курганах раннего времени. Так, Львиный курган является одним из хорошо известных, хотя и слабо изученных памятников подобного рода. Курган, как представляется, был сооружен в IV в. до н. э., но в римское время в его насыпь был впущен каменный склеп, увы, полностью разграбленный.

К. Е. Думберг проводил работы на этом памятнике в течение двух сезонов 1894–95 годов, в результате чего вся насыпь была снята полностью. Под ней были выявлены остатки разграбленного и почти полностью разрушенного каменного склепа с длинным дромосом. Склеп, скорее всего, имел полуцилиндрический свод; он был оштукатурен и, вероятно, расписан. На его полу была обнаружена каменная плита с надписью, свидетельствующей о том, что «этот памятник» построил некий Алким и его жена Филопатра в 311 году боспорской эры. Склеп, если судить по найденным архитектурным деталям, был богато украшен; важной деталью его внешнего убранства, несомненно, была мраморная скульптура льва.

P I d.227 l.10.pngИ все же расписные катакомбы Боспора первых веков новой эры являются самыми показательными памятниками элитарной культуры этого времени и достигают в своем изяществе наибольшего расцвета именно в этот период. Подавляющее их большинство открыто в некрополе Пантикапея. К началу I столетия н.э. относится выдающееся погребальное сооружение, также являющееся расписным склепом, - «склеп Деметры». Гробница была открыта в 1895 году на Глинище в Керчи. Склеп не был высечен в скальном грунте, а построен из камня; он состоит из погребальной камеры и короткого дромоса. Свод оформлен в виде арки; в каждой из стен имеется по нише. Склеп был оштукатурен и расписан.

На задней и боковых стенах на уровне ниш и по сторонам от них изображены виноградные ветви. Около входа, по обе стороны от него, представлены человеческие фигуры: справа – женская фигура, над которой написано её имя Калипсо; слева – обнажённая мужская фигура с жезлом-кадуцеем в левой руке и крылышками на щиколотках, в которой легко узнаётся бог Гермес. Имя его тоже написано на стене.

Люнетка входной стены заполнена гирляндой из аканфа, папоротника и пр., перевитая лентами, с плодами фруктовых деревьев. На извивах аканфа сидят две птички. На люнетке задней стены представлена классическая сцена похищения Коры (Персефоны) Плутоном. На потолке, в круглом медальоне написано женское лицо, обрамлённое чёрными волосами, с широко открытыми, очень выразительными глазами. По обе стороны от изображения обозначено имя – Деметра. Богиня заглядывает в гробницу сверху, как бы разыскивая свою похищенную дочь Кору (Персефону).

P I d.227 l.2.png

Не менее знаменитым памятником расписной традиции является склеп 1872 года. Он впервые был описан известнейшим российским искусствоведом В.В. Стасовым. Поэтому склеп называют Стасовским. Склеп был вырублен в грунте. Узкий вход вел в погребальную камеру. Сама камера имеет в плане форму неправильного четырёхугольника, его высота тоже неодинакова.

В росписях Стасовского склепа сочетаются два стиля: инкрустационный (более ранний) и цветочный (более поздний). Склеп можно датировать началом II в. н.э. Роспись нижних частей стен выполнена как бы из разноцветных мраморных плиток. В таком же стиле, но в ярко выраженном «шахматном» порядке исполнена декорация потолка над тремя лежанками, на которые были уложены тела усопших. Остальное пространство потолка заполнено орнаментом из лепестков, цветов и листьев. Здесь изображены мешки-гирлянды, игравшие важную роль в погребальной символике того времени. Сильно вытянутые мешки набивали листьями, побегами, вероятно, лепестками цветов, а на обеих концах они имели длинные тесёмки. Среди листьев и лепестков изображены птицы, порхающие или сидящие в различных позах.

фон склеп.png

В подобной манере расписаны боковые стены склепа. Здесь кроме лепестков и листьев представлены пейзажи некой волшебной страны, в которой по траве среди деревьев бродят различные звери, некоторые из которых объединены в пары: пантера и кабан, олень и собака; имеется также изображение льва и, вероятно, медведя. Особое значение в этой стране имели птицы, прежде всего, павлины.

Ярким памятником боспорской культуры первых веков нашей эры является двойной склеп 1873 года Он был открыты на северном склоне горы Митридат в 1873 году. Склеп состоит из двух погребальных камер, соединённых нешироким проходом. Роспись обеих носит ярко выраженный цветочный характер. В первую камеру можно было попасть через небольшой коридор. Она отличается удивительным богатством декоративной росписи. Стены и потолок сплошь покрыты зелёными листьями и лепестками цветов, возможно роз. На потолке изображены птицы и парящие женщины, одежды которых раздуваются на ветру. Почти в самом центре плафона находится крылатая женская фигура, летящая с распростёртыми руками.

В склепе есть изображение двух павлинов с вытянутыми хвостами и повёрнутыми назад головами. Одна птица клюет «гирлянду-мешок». Между павлинами изображён куст, рядом с которым находятся две некрупные птицы. Недалеко от входа представлена фигура вепря.

павлины.png

На одной из стен изображена сцена возвращения Коры. По древнегреческой мифологии, Кора, дочь богини Деметры, была похищена богом царства мёртвых Аидом. Мать нашла её, и Аид вынужден был отпускать пленницу из своего царства на полгода. Возвращение Коры на землю символизировало наступление весны, возрождение природы, начало новой жизни. На росписи склепа Кора, вероятно, была представлена в колеснице, запряжённой драконом. Перед ней видна часть женской фигуры с факелами в руках, возможно, это богиня Геката, связанная с подземным миром. Над всей этой композицией изображены фигуры парящих по воздуху женщин. На одной из боковых стен можно видеть некую волшебную страну. Приблизительно в центре композиции находилась чаша, за которой изображён куст розы. По краям чаши сидят птицы и пьют из неё воду.

Изобразительное искусство позднего Боспора также представлено преимущественно росписями склепов. Г. И. Соколов выделил III–IV вв. в особый период развития позднеантичного изобразительного искусства в регионе, отметив, что в этот период боспорская живопись угасает, росписи становятся небрежными, контуры фигур наносятся бегло. С учётом открытых в последние годы новых памятников, позднеантичный период в истории искусства Боспора следует продлить до V–VI вв. Поздние боспорские расписные склепы дают менее выразительную, но географически более широкую картину распространения живописи. В III–IV в. преобладал геометрический стиль, который постепенно переходит в христианский символический.

Одним из первых памятников с росписями этого периода был склеп 1894 г. из Керчи, исследованный Ю. А. Кулаковским. Слева от лежанки находилось изображение корабля. На правой стене, по обе стороны ниши – грубые изображения двух деревьев с корнями и ветвями.

Ill. 72.png

В 1912 году была открыта первая на Боспоре собственно христианская гробница с росписью. В дальнейшем их количество увеличилось. Обычно в склепах геометрического стиля было принято обрамлять ниши и лежанки бордюрами в виде ленты с геометрическим узором, состоящим в основном из непрерывного ряда треугольников, иногда усеянных точками. На стенах возле лежанок помещались различные рисунки, не составлявшие какой-либо цельной композиции. Они представляли собой набор орнаментальных растительных и фигурных изображений, рассеянных по поверхности стен.

Исполненные образы по мнению В. Ф. Гайдукевича, были объединены определенными идеями религиозного культа. В. Д. Блаватский охарактеризовал росписи боспорских склепов как крайне примитивные, с «незамысловатыми» геометрическими и растительными мотивами, схематичными фигурами людей и животных. В росписи геометрического стиля, связанного, по мнению ряда специалистов, с коллегиями сабазиастов, преобладают изображения геометризованной виноградной лозы, животных, птиц и людей, переданных в контурах и очень схематично, что отражает рост спиритуализации религиозного сознания боспорян и сближает данную живопись по смыслу с раннехристианским искусством. Ряд ученых даже считает эти росписи христианскими, что неудивительно, так как принципиальной разницы в их типологии нет.

Для росписи геометрического стиля в целом характерна примитивность изображения. Рисунки выполнены в самой простой технике: красными или черными линиями, иногда сплошной окраской отдельных изображений в красный или черный цвет. По поводу характерных элементов поздних боспорских росписей – человеческих фигур, символов, – мнения специалистов разделились. Наряду с отнесением росписей к памятникам культа сабазиастов, высказывалось предположение о связи их с культом Бога Высочайшего. Однако главным в данном случае является то, что и в поздних расписных гробницах мы видим продолжающееся развитие старой местной традиции, а также малоазийские влияния.

Ill. 158.pngК концу V в. стиль оформления склепов постепенно меняется. Среди поздних керченских склепов преобладают строгие и аскетические. В лучшем случае имеются изображение креста и какой-либо христианский текст. Так, в катакомбе, открытой В. В. Шкорпилом в 1894 г., кроме креста, на стене написан псалом 90. Датируется катакомба серединой – 2-й пол. V в. Более известный пример – керченская «катакомба 491 г.» с текстами двух молитв за погребенных здесь Савага и Фаиспарту. Боспорские склепы дают картину плавного превращения позднеантичных росписей в христианские. Резкого различия между ними на первых порах нет. Лишь постепенно сокращается количество изображений, уступая место текстам псалмов, молитв и крестам. С окончанием ранневизантийского периода (к. VI – н. VII в.) росписи склепов Северного Причерноморья окончательно исчезают.

chr1890_4.pngЭто связано с постепенной христианизацией население. Кроме того, финальную фазу эволюции живописи, дошедшую в своем огрублении и деградации до крайней степени схематизма и примитивизма, объясняют и большей степенью варваризации боспорской культуры в целом, в большей изолированности Боспора от основных центров античной культуры.

Росписи всех склепов представляет большой интерес как памятники культурной жизни Боспора. На Боспоре традиция росписи склепов была очень крепкой и представляла яркую и самобытную картину жизни античного государства. Эти замечательные произведения местной настенной живописи несомненно являются уникальными. Все мастера, расписавшие склепы, были одаренными живописцами и обладали развитой художественной культурой. Вместе с тем, в данной обзорной статье просто невозможно охватить все примеры определенно выдающегося изобразительного искусства Боспора, а потому внимание им будет уделено в дальнейшем.  

Список литературы
Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на Юге Росии. СПб.: Издательство Императорской археологической комиссии, 1914. 698 с.
Склеп Деметры / Зинько Е. А., Буйских А. В., Русяева А. С., Савостина Е. А., Стриленко Ю. Н., Ягги О. Киев: Мистецтво, 2009. 182 с.
Виноградов Ю. А., Швембергер С. В. Новое в изучении боспорских расписных склепов (двойной склеп 1873 г.) // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. СПб.: Нестор-история, 2009. С. 152–155.
Виноградов А.Ю. Курганный некрополь Пантикапея // Неизвестные страницы археологии Крыма . - 2017. - С.67-110