Подземный храм Херсонеса

храм херсонес.jpgПамятник, носящий название Пещерный храм на главной улице Херсонеса, располагается в III квартале, в северо-восточной части городища и считается его наиболее ранним христианским сооружением. Изучение объекта представляет определенную трудность, которая состоит в том, что кроме архитектурной формы, выветрившейся от времени, и остатков фундамента наземных построек, другой материал отсутствует. Несмотря на то, что памятник представляет собой немалый интерес, он довольно слабо изучен. 

Открытие храма произошло во время раскопок, которые произведились Одесским обществом истории и древностей (ООИД) в 1881 году, и затем были продолжены в 1883-1884 годах. Чертежи, сделанные при раскопках, достаточно схематичны, а описания слишком обобщены. В первый год были расчищены с внутренней стороны остатки апсиды и стен небольшого наземного храма и верхняя часть находившегося внутри него «погреба», заваленного камнями. В следующем году после разборки заполнения подземной части выявлена ее конструкция. В ходе разборки заполнения были обнаружены шесть человеческих черепов. Кроме того, были обнаружены архитектурные детали, монеты, глиняные светильники. Однако вырубленное в скале сооружение тогда не было раскопано до конца.

рк хра.pngВ кратком Отчете ООИД вырубленное в скале сооружение внутри наземного храмика стало трактовaться не как «погреб», как представлялось сначала, а как усыпальница, определенно христианская. Именно это понимание подземной части храма и легло в основу всех последующих взглядов. Хотя их и не так много.  Первый републикатор, Д.В. Айналов, в своем своде христианских храмов Херсонеса почти дословно повторяя Отчет ООИДа, описал весь комплекс как «храмик с усыпальницей».   

реко храма.pngС 1884 г. в связи с отсутствием средств Одесское общество перепоручило ведение раскопок на городище монастырю св. Владимира, оставив за собой научный и финансовый контроль. Только спустя почти три десятилетия расчистку самого нижнего слоя сделал Р.Х. Лепер в 1911-1912 годах. Отношения Р. Х. Лепера с монастырем св. Владимира были сложными. При проведении раскопок на территориях, принадлежавших монастырю, заведующий постоянно сталкивался со скрытым или явным противодействием:

«С монастырскими властями постоянно приходится спорить и торговаться...», — жаловался он в одном из своих писем в Археологическую Комиссию

Поскольку Р.Х. Лепер имел обыкновение не составлять отчетов и не публиковать сведенья о результатах своих работ, о его раскопках мы знаем только по краткой информации К.Э. Гриневича, который предпринял издание дневников Лепера в третьем Херсонесском сборнике. Только благодаря сообщению Гриневича, который, кстати, собирался посвятить этому памятнику «особое исследование», известно, что Лепером в слое были обнаружена краснолаковая керамика начала н.э. и какие-то другие синхронные находки. Осуществить задуманную публикацию Э.К. Гриневичу не пришлось. Тем не менее, его напечатанные в конце двадцатых и самом начале тридцатых годов краткие замечания и соображения представляют несомненный интерес:

 «… к сожалению, истинного назначения и смысла этого замечательного памятника производители работ не уловили. […] … использовался для потребностей христианской общины. […] На основании найденных краснолаковых черепков и целого ряда других находок мы можем этот храм датировать эпохой позднеримского времени. Наземная постройка относится к гораздо более позднему времени. […] … интереснейший памятник эпохи борьбы двух идеологий – язычества и христиантсва…»

Спустя двадцать лет к этому памятнику обратился А.Л. Якобсон. Сначала, описывая жилые комплексы третьего квартала, существовавшие в последнем периоде жизни города, он предположил, что это был раннесредневековый мавзолей знатного херсонесца V в., над которым могла быть возведена, впоследствии разрушившаяся, церковь. В позднейшее время над склепом соорудили часовню.

В следующей своей монографии А. Л. Якобсон трактовал вырубленное в скале весьма сложное архитектурное сооружение как раннесредневековый (раннехристианский) мавзолей-мартирий, конструктивно восходящий к позднеримскому погребальному склепу. Он отверг предположение К.Э. Гриневича о том, что это был тайный храм первых христиан, но поддержал его мысль о погребальном характере конструкции. Что касается датировки подземного сооружения, он по-прежнему определял его V в., а остатки часовни над ней так же датировал ХII-ХIII вв. 

ген план 3 квартала.png

В 1980-1984 годах Херсонессой экспедицией Института археологии АН СССР под руководством С.А. Беляева были произведены исследования, включающие расчистку храма, архитектурные обмеры, сделанные студентами-практикантами МАРХИ, а также дополнительные обмеры. 

план храма_0.pngНаличие апсиды в восточной части и повторяющая ее апсида в наземном строении, а также наличие в западной части вырубленных в скале ступенек, указывает на то, что перед нами – культовое христианское сооружение. Возможно, подземный храм вызывает аналогии с римскими катакомбами, где совершали богослужения первые христиане, и позволяет интерпретировать это помещение как храм первых христиан Херсонеса. Такое объяснение назначения храма довольно популярно и вошло во многие путеводители.

В отношении храма упомянутый Э.К. Гриневич предполагал, что первоначально подземный храм представлял собой цистерну, которая впоследствии была сильно углублена и расширена. В мягкой скале была вырублена апсида и ниша для раки с мощами.

В отношении датировки, большинство авторов сходятся к положению о том, что храм был сооружен не ранее V в. В пользу функционирования памятника в качестве храма в это время говорят выводы, сделанные С.В. Ушаковым и Е.В. Струковой при рассмотрении памятника в соотношении с распложенным рядом винодельческим комплексом. В статье «Позднеантичный винодельческий комплекс в Северо-восточном районе Херсонеса Таврического (III квартал)» говорится:

Так или иначе, трудно представить, что это значительное культовое сооружение могло существовать одновременно с производственными помещениями винодельни. Можно было бы предположить, что винодельческий комплекс, занимавший весь восточный угол третьего квартала, относился к позднеантичному времени, а в V веке, как предполагал первоначально автор раскопок М.И. Золотарев или, по крайней мере, в первой половине следующего, VI столетия, но не как не в VII в. он прекратил свое функционирование.

Таким образом, можно предположить начало функционирования Подземного храма примерно с VI в., а наземной церкви – в период зрелого средневековья.

Церковь вероятнее всего, как считал А.Л. Якобсон, существовала, прежде всего, как мавзолей-мартирий. Эта функция храма имеет ключевое значение и объясняет необычность постройки. Возможно, храм существовал, как пещера, где совершал свои подвиги священномученик Василий и где впоследствии были положены его мощи. Предполагаемый саркофаг с мощами, скорее всего, располагался в нише в юго-западном углу подземного храма.

Храм делился на две части, западную с нишей для мощей и восточную с алтарной апсидой. В алтарной апсиде располагался престол, скорей всего, вход в алтарь перегораживала невысокая алтарная преграда. Очень убедительна реконструкция Беляевым лестницы, ведущей в храм, разделяющейся на два пролета. Предполагается наличие свода над подземным храмом, выстроенного из плинфы, чему нашлось материальное подтверждение при раскопках и обследовании храма во время экспедиций 1980-х годов. Такой свод мог существовать до постройки верхнего храма. Ведь верхний храм возник значительно позже, скорее всего, в поздневизантийский период.

Oxo2.tp_.png

Когда сверху был воздвигнут новый храм, то естественно должна была возникнуть необходимость объединить два помещения. Очевидно, что в перекрытии нижнего храма попросту не было необходимости. Наоборот, отсутствие перекрытия над нижним храмом позволяло проникать в нижний храм свету и свежему воздуху, льющемуся из окон верхнего храма. Причем окна в верхнем храме должны были максимально пропускать свет. Кроме того, если внизу располагался храм-мартирий, как почитаемая в городе святыня, то верхний храм был построен ради него. Причем верхний храм намеренно должен был возвышаться над соседними строениями, указывая на священное место. 

Вход в подземный храм был не с улицы, а из помещения верхнего храма. Таким образом, при богослужении в нижнем храме люди могли находиться и наблюдать службу как внизу, так и вверху, подобно тому, как стоят люди на хорах. Некоторые аналогии для подземного храма можно найти в подземных помещениях Храма Гроба Господня, Храма Рождества Христова в Вифлееме, Храма Вознесения на Елеонской горе, Храма Семи отроков в Эфесе. Среди этих храмов наибольшее соответствие с подземным храмом на главной улице Херсонеса можно видеть в храме Вифлеема, где есть подземный обход (амбулаторий) и на первом этапе было «окно» вниз.

Список литературы
Беляев С. А. «Пещерный храм на главной улице Херсонеса» // сборник «Византия и Русь», Сост. Т.Б. Князевская. М.: Наука, 1989. С. 26-55.
Карнаушенко Э.Н., Карнаушенко А.Д. 3D-реконструкция Подземного храма на главной улице Херсонеса средствами Google SketchUp 8 Pro // Причерноморье. История, политика, культура. Выпуск VIII(III). Серия А. 2012
Щеглов А.Н. Раннехристианский Мартирий Или митреум? // Причерноморье. История, политика, культура. Выпуск VIII(III). Серия А. 2012