Парное погребение из Усть-Альминского некрополя
Довольно редкими погребальными сооружениями позднескифского Усть-Альминского некрополя являются парные захоронения, в которых костяки расположены рядом, что может свидетельствовать об одновременности захоронения умерших. В 2015 году в центральной части некрополя была обнаружена именно такая могила, содержащая остатки двух детских костяков, расположенных параллельно друг другу.
Могила, получившая номер 1076, была грунтовой с каменным перекрытием. Обнаружена она была по пятну заполнения могильной ямы и каменным плитам перекрытия. Могильная ориентировка с ЮВ на СЗ. Ее размеры в верхней части составляли 1,80х1,20 м, а ко дну яма сужалась до 1,40х0,97. На высоте 0,5-0,6 м от уровня дна могилы располагалось каменное перекрытие, состоящее из плоских обломков песчаника и конгломерата. Юго-восточная часть перекрытия была поврежденной, что, вероятно, произошло во время вспашки территории некрополя. В юго-западной длинной стенке ямы, на высоте 0,48-0,52 м от уровня дна, вырублена ступень, на которую опирались плиты перекрытия. В противоположной стенке подобная ступень не прослеживалась.
На дне могилы были обнаружены плохосохранившиеся остатки двух детских костяков. Удалось проследить лишь пятно органического тлена и контуры черепов, при этом сохранились зубы. Судя по их расположению, погребенные лежали рядом на дне могилы, головами на юго-восток.
Первое погребение располагалось у северо-восточной стенки могилы. К северо-западу от черепа прослежено скопление фаянсовых короткоцилиндрических бус, вероятно, составлявших ожерелье. Также были найдены многочисленные бусы, пронизи и подвески, располагавшиеся относительно компактными группами. В одной группе находок располагались два бронзовых кольца с тремя рядами выступов, две серебряные подвески-лунницы, бронзовый колокольчик прирамидальной формы с железным язычком, две крупные бусины из зеленого прозрачного стекла в форме четырнадцатигранников и мелкие бусы. Недалеко от этой группы был найден бронзовый перстень с утраченной вставкой, а также две бронзовые фибулы смычковой конструкции с остатками свинцовых щитков. Во второй группе, расположенной к юго-западу от первой, были найдены многочисленные бусы, а также три перстня: серебряный с вставкой из синего стекла, бронзовый с овальным щитком и бронзовый с белой стеклянной вставкой. Также неподалеку располагались еще три бронзовых перстня и бронзовый змееголовый браслет.
Что касается второго погребенного, то его инвентарь также включал ожерелье из бус разного материала, стеклянную подвеску, а также бронзовую подвеску, выполненную в виде человеческого лица, кроме того: предмет из переплетенных железных колец, возможно являющийся элементом железной кольчуги, бронзовый цилиндрический колокольчик, лепная чашка усеченно-конической формы, краснолаковый двуручный кувшин и лепной кубок, внутри которого находился фрагмент бронзового зеркала с боковой петлей.
У северо-восточной стенки могилы стояла красно-лаковая чашка с вертикальным бортиком. Судя по размерам могилы, расположению предметов инвентаря и органическим останкам, можно предположить, что рост погребенных составлял от 0,9 до 1,10 м, что примерно соответствует возрасту в пределах от 3 до 5 лет. Все вещи, обнаруженные в могиле можно считать закрытым археологическим комплексом. Хронология вещей, найденных в могиле, позволяет датировать совершение захоронения в пределах второй – последней трети II в. н.э. Обращает на себя внимание то, что некоторые предметы (фибулы, кольца с выступами, крупные сердоликовые и стеклянные бусы, подвески-лунницы, пирамидальные колокольчики и фрагменты зеркал) представлены парами. Логично, что это связано с парностью погребения, однако большинство пар обнаружены в составе инвентаря первого погребения. Бронзовый браслет, найденный в первом захоронении, принадлежал взрослому человеку. Возможно также, что погребение изначально задумывалось как подбойная могила, на что указывает лишь одна ступень в юго-западной стенке комплекса.