Могильник у с. Кольчугино
В 2 км к юго-западу от с. Кольчугино расположены остатки позднескифского поселения. Оно занимало вершину треугольного вытянутого на север холма с крутыми склонами. С севера оно ограничено долиной речки, впадающей в Западный Булганак, а с запада и востока – глубокими балками. Раскопки самого поселения не производились, но подъемный материал позволяет датировать его периодом I в. до н.э. – I в.н.э. Соответствующим временем датируется и могильник, примыкающий к поселению. Опираясь на хронологию, можно утверждать, что не остается сомнений в принадлежности комплекса к позднескифской культуре.
Могильник расположен в верховьях балки, ограничивающей поселение с востока. Этот памятник был обнаружен в 1994 году сотрудниками Госкомитета Автономной Республики Крым по охране памятников истории и культуры, по факту ограбления. Уже тогда памятник был обследован Ю. П. Зайцевым, который зафиксировал порядка шести разрушенных склепов, а также одну простую грунтовую могилу. Спустя год, в 1995-96 годах экспедицией под руководством И. Н. Храпунова были проведены исследования охранного характера на площади более 500 м2. Были исследованиы 14 погребальных сооружений, среди которых – 7 склепов, 6 подбойных могил и одно конское погребение в простой грунтовой яме. Семь захоронений были разграблены незадолго до начала исследований.
Могилы располагались тремя рядами: два из них, один над другим, тянутся вдоль западного края балки, третий – вдоль восточного склона. Конструкции погребальных сооружений значительно пострадали в результате оползневых процессов. Так, разрушению подверглись верхние части погребений, входные ямы у склепов и подбойных могил в большинстве случаев разрушены. Лучше сохранились могилы на западном краю балки. Подбойные могилы были сконцентрированы в южной части могильника. Погребения в целом размещены довольно свободно и расстояние между ними местами достигает 10 м.
Входные ямы склепов были забиты камнями, в камеру же вела одна высокая ступенька. Камеры имеют трапецеевидную, прямоугольную и круглую форму. Склепы содержали многократные захоронения (таких зафиксировано 16) в несколько ярусов, в ориентации захоронений преобладают направления северо-востока и юго-востока. Что касается обряда захоронения, то в нем фиксируется использование колод, деревянных гробов, раковин, красной краски. Ноги были скрещены в щиколотках, положение кистей рук - на тазу. Дата основного функционирования этих склепов относится к I в. до н. э. - I в. н. э.
В подбойных могилах входные ямы забиты камнями. Саму камеру отделяет ряд плит заклада. В них имеются захоронения от 1 до 3 человек, чертой же обряда является валетообразное расположение кистяков, кисти рук расположены в районе таза, ноги скрещены. В инвентаре преобладают железные ножи, фибулы, пряжки, наконечники копий, а также обломки меча, который относится к сарматскому периоду. Дату тех захоронений, которые обнаружены в подбоях, можно отнести к первой половине I в. н. э.
Гончарная керамика представлена 8 сосудами, с целыми формами - 1 с черным покрытием, 7 - красно лаковые. Чаша - полусферической формы на высоком кольцевом поддоне, изготовлена из серой, с белыми вкраплениями, глины. На внутренней поверхности и с внешней стороны возле верхнего края и кольцевого поддона сохранились следы серовато-черного тусклого покрытия. К красно-лаковым сосудам можно отнести 2 чаши, 4 миски, и 1 горшок.
Лепную керамику составляют 5 сосудов. В это число входит кувшин, кружка, 2 миски а также 1 миниатюрный в своих размерах сосуд. В подбойной могиле под номером 5 был обнаружен сероглиняный чернолощеный кувшин с плоским дном, шаровидным, слегка подбиконическим туловом, узким цилиндрическим горлом и отогнутым венчиком, который имет закругленный верхний край. Ручка сосуда имеет петлевидную форму.
Стеклевидный сосуд, фрагмент которого был обнаружен в склепе I, относится к группе полихромных. Полихромные сосуды, найденные в Северном Причерноморье датируются, в основной своей массе, преимущественно VI-IV вв. до н. э.
В трех могилах (№3,4,5) найдено пять железных пряжек с удлиненными рамками, имеющими закругленные короткие и прогнутые длинные стороны, и с подвижными язычками. Они различаются размерами. Две пряжки из склепа №3 служили вероятно для застегивания поясных ремней. Три пряжки имеют небольшие размеры и, видимо служили для застегивания ремней обуви, так как были найдены в области голеностопных суставов.
В шести могилах найдены восемь фибул двух типов. Две бронзовые фибулы с прогнутым корпусом, пластинчатой, плавно расширенной в средней части спинкой, сплошным приемником и верхней тетивой обнаружены в склепе №4. Они относятся к варианту 5 второй подгруппы одночленных «воинских» фибул по классификации А.К. Амброза. Датируются они I в. н.э. Еще шесть фибул включают четыре, отнесенные к 1 варианту, с узкой округлой в сечении ножкой I в. н.э.; одну с расширенной и прямоугольной в сечении ножкой, низкой дужкой 2-го варианта, датируемая I - началом II вв. н.э.; и одну со слабым прогибом в нижней части корпуса.
Оружие представлено следующими находками: меч, два наконечника копий, 8 наконечников стрел. Особенно высокий процент погребений с оружием был найден в подбойных могилах - к примеру, именно там были обнаружены все наконечники копий и 6 стрел). Меч принадлежит к позднесарматскому времени.
Также среди находок в захоронениях могильника стоит отметить бронзовые зеркала, подвески в виде топориков, бронзовое кольцо с тройными щипчиками (видимо, амулет или иной предмет культового характера), а также многочисленные бронзовые браслеты и бусы из янтаря, гагата, сердолика и фаянса.