Могильник у с. Заветное
Могильник находится недалеко от с. Заветное, на расстоянии 400 м на юго-запад от городища Алма-Кермен. Это позднескифский могильник, занимающий около 7 га. За все время раскопок было открыто 347 могил. Могильник датируется I в. до н.э. - III в. н.э.
Городище и могильник у с. Заветное были открыты в 1954 г. во время разведок Горного отряда Тавро-скифской экспедиции Отдела археологии Крыма ИА АН УССР под руководством Евгения Владимировича Веймарна. Тогда же на городище и некрополе были проведены первые разведочные раскопки под руководством сотрудника Бахчисарайского историко-археологического музея Натальи Алексеевны Богдановой. В 1954-1981 гг. (с перерывами) могильник исследовался под руководством Натальи Алексеевны Богдановой - сначала экспедицией Бахчисарайского музея, затем экспедицией ГИМ (Москва).
Поводом к возобновлению работ на могильнике послужило систематическое его ограбление. После массовых грабительских раскопок в 1999-2003 гг. площадь могильника оказалась в несколько раз больше, чем предполагалось ранее - ок. 7 га. За это время было уничтожено не менее 400 погребальных сооружений. Разведками 2003 г. на территории некрополя был выявлен участок, уцелевший от ограбления. В 80-е годы на этом месте при строительстве котлована был снесен значительный участок с могилами. Таким образом, к началу работ древний рельеф был полностью изменен в результате антропогенного фактора. Большая часть неглубоких могил была уничтожена, а конструкция других погребальных сооружений сильно нарушена в верхней части. В 2004 г. Крымской Предгорной экспедицией Крымского Филиала института археологии Национальной Академии наук Украины были проведены охранные раскопки могильника, под руководством Юрия Павловича Зайцева.
В 2005-2006 гг. на территории некрополя был исследован участок с воинскими погребениями. Все могилы, кроме двух (№330, 344), ограблены. Погребение №330 датируется второй половиной 1 в. н.э., погребение №344 также следует отнести к 1 в. н.э. Учитывая, что могилы представляют собой компактный участок, можно предположить, что все они близки к этой дате.
На некрополе представлены следующие типы погребальных сооружений: подбойные могилы, могилы с заплечиками, плитовые, простые грунтовые и 1 грунтовый склеп. Наиболее ранние погребения некрополя - прямоугольные ямы и ямы с заплечиками - датируются I в. до н.э. Большинство могил относится ко II - III вв. н.э.
Преобладающий тип погребального сооружения - грунтовые могилы, они составляют почти 60% от общего числа. Кроме того, зафиксировано два случая захоронения детей в амфорах. В могильниках у с. Заветное, Усть-Альминском и Инкерманском есть грунтовые ямы с заплечиками, перекрытые каменными плитами. Вполне возможно происхождение этих могил связывать с местными традициями. На периферийных некрополях, одним из которых является Заветное, склепов немного, и они датируются не раннее III в. н.э.
При всем разнообразии погребальных сооружений могильников юго-западного Крыма интересно заметить, что в них отсутствует распространенные у сарматов диагональные погребения в квадратных ямах. Только лишь в некрополе у с. Заветное открыта одна квадратная могила, засыпанная камнями с погребенным вдоль южной стенки.
Погребенные обычно лежали вытянуто на спине, правая рука вдоль туловища, левая (иногда обе руки) на тазовых костях. В 15 случаях ноги скрещены в ступнях. В трех могилах погребенные лежали на правом боку в скорченном положении. Как известно, обряд скорченных захоронений широко распространен у тавров. В 25 могилах наблюдались коллективные погребения. В 7 могилах вместе со взрослыми были похоронены дети. В могильнике наблюдается устойчивая ориентация, 60% всех погребенных лежали головой на юго-запад. Данное положение широко распространенно у сарматов ранней и средней поры. В 16 могилах прослежены остатки деревянных колод. По своей форме крымские колоды близки колодам сарматских погребений Нижнего Поволжья. Эти погребения относятся ко времени не ранее II в. н.э. В отдельных случаях встречались погребенные, завернутые в кошму. В некоторых могилах обнаружена подсыпка из угля и мела.
Инвентарь погребений довольно разнообразен: почти при каждом погребенном, обычно возле черепа, стояли сосуды с жертвенной пищей: краснолаковые миски или кувшинчики. Миски имеют форму усеченного конуса, мелкие и глубокие, иногда имеют довольно толстые стенки. Иногда сосуды были не только возле головы, но и около ног, в отдельных случаях они стояли и около таза. Также в Заветнинском некрополе найдены сосуды ритуального назначения - курильницы, миниатюрные с дырочками по тулову и большего размера. Лепной посуды найдено немного: кувшины, горшки, тарелки, курильницы с налепными валиками.
Много найдено украшений: перстни, браслеты из круглой в сечении проволоки с перевитыми концами, с заходящими концами, со змеиными головками. Последних большинство. Найдены бронзовые браслеты с шишечками. Наиболее распространенным видом украшений, имевшим утилитарное назначение, были фибулы. Широкое распространение получают фибулы с подвязным приемником. Во II - III вв. н.э. получают распространение фибулы с эмалью. Одна такая найдена в Заветнинском некрополе. Также был найден обломок смычковой фибулы. Особенно интересным оказался хронологически компактный (2 пол. 2 в. н.э. - начало 3 в. н.э) участок могил с двумя подбоями, в которых были обнаружены римские провинциальные фибулы-броши с эмалевыми вставками, в двух случаях вместе с импортными перстнями, выполненными в той же технике. Кроме того, обнаружены фигурные подвески из египетской пасты: лежащие львы, скарабеи, гроздья винограда, ведерки, костяные пиксиды для румян. Во многих погребениях обнаружены бусы: главчатые, пастовые, ребристые, круглые, сердоликовые, бисер и др. Бусами женщины обшивали подол платья. Эта мода широко засвидетельствована в сарматских погребениях Поднепровья и Поволжья.
Самой редкой находкой на могильнике явилась инталия на сердолике с изображением двух сфинксов из могилы №310, датирующаяся 5-4 вв. до н.э.
Инталия (от итал. intaglio «резьба; резьба по камню») — разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике углублённого (отрицательного) рельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на стекле.
Из металлических предметов найдены бронзовые фигурки в виде человечков, зеркала-подвески, которые обычно лежат в ногах или возле плеч, бронзовые колокольчики. В одном из погребений некрополя найдено рыбное блюдо с изображением сфинкса. Аналогичные блюда встречаются в Северном Причерноморье в конце II - начале III в. н.э.
Оружия выявлено мало. В четырех могилах найдены железные мечи: длинные с прямым перекрестием и короткие с кольцевым навершием. Это объясняется тем, что, по-видимому, в это время население было занято мирным трудом, оружия покупали и изготовляли мало. Взаимоотношения с сарматами, очевидно, были мирными, без вооруженных столкновений.
Отличительной особенностью Заветнинского могильника являются находки каменных стел с изображениями. Всего в районе некрополя обнаружено шесть стел, из которых лишь одна (№ 6) была найдена нетронутой. Четыре стелы изображают воинов: один из них держит в руках копье и круглый щит, другой - кинжал и копье, третий - копье. На двух стелах помещены сарматские знаки. На четвертой стеле в довольно высоком рельефе (0,7 см) видна мужская фигура с ритоном (широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека) в левой руке. На стеле №5 есть схематическое изображение мужской фигуры в остроконечном головном уборе и с гривной на шее. Стела №6 была вертикально вкопана в изголовье ограбленной подбойной могилы. На ней схематически изображена человеческая голова с едва намеченными плечами. На стеле вырезаны два сарматских знака.
Подводя итоги, следует сказать, что керамический материал указывает на тесные связи позднескифского населения с Херсонесом в первые века нашей эры. Лепная керамика говорит о сильной сарматизации местного населения в этот период. Инвентарь погребений отличается большим количеством стандартных вещей, широко представленных в Северном Причерноморье в I - III вв. н.э. Все приведенные материалы свидетельствуют, что жизнь на позднескифских поселениях и прилегающих к ним могильниках прекращается в III в. н.э. и не возобновляется вновь, так как ни керамических обломков, ни других находок более позднего времени не обнаружено.