Могильник Кольчугино
Памятник расположен в 25 км к западу от г. Симферополь, в 2 км к юго-востоку от с. Кольчугино на склоне холма, возвышающегося над одним притоков реки Западный Булганак. Вершину безымянного холма занимает позднескифское поселение Кольчугино, датирующееся в пределах I в. до н.э. – I в.н.э. Исследования могильника проводились в 1995-1996 годах археологической экспедицией под руководством И.Н. Храпунова. На площади более 500 м2 было открыто 14 погребальных сооружений, из них 7 склепов, 6 подбойных могил, одно конское погребение в простой грунтовой яме. Могильник до этого подвергался интенсивному разграблению.
Могилы расположены тремя рядами: два из них, один над другим , тянутся вдоль западного слона, третий – вдоль восточного. Погребения размешены довольно свободно, расстояние между ними в некоторых случаях более 10 м.
Полученный погребальный инвентарь (гончарные столовые и лепные сосуды, фибулы, зеркала, бусы и подвески, браслеты, предметы вооружения) позволяет сделать некоторые выводы времени функционирования могильника Кольчугино. К сожалению, все исследованные погребальные сооружения, кроме одного склепа, ограблены. Наиболее ранние погребения были, по-видимому, совершены в склепе 1 во второй половине I в. до н.э. – I в.н.э.
Конструкция склепов могильника Кольчугино, многократные погребения в несколько ярусов, погребальный инвентарь находит многочисленные аналогии в синхронных позднескифских могильниках. Наиболее вероятное время совершения захоронений в подбойных могилах – первая половина I в.н.э. Такие погребении отличаются относительно ранней датой, наличием среди инвентаря оружия и лепных сосудов, напоминающих формой керамику, известную на памятниках Нижнего Дона и Северного Кавказа. Компактность участка с подбойными могила, отдаленность его от участка со склепами, единообразие зафиксированного в них обряда, наличие необычно большого количества для поздних скифов предметов вооружения, позволяет предположить, что сарматы, при первом их появлении здесь многими чертами духовной и материальной культуры отличались от большинства жителей, расположенного рядом позднескифского поселения.
Небольшое количество склепов и совершенно необычная для позднескифских некрополе их отдаленность друг от друга свидетельствует о том, что могильник использовался для погребения членов только нескольких семейных коллективов.