Могильник Бельбек IV

бельбек 4.jpgМогильник Бельбек IV – один из важнейших погребальных памятников позднескифского населения Юго-Западного Крыма римского времени. В 1969–1991 годах этот некрополь исследовался И.И. Гущиной, а в 2004 году – Д.В. Журавлевым и К.Б. Фирсовым. Некрополь интересен богатым набором римских импортных изделий, которые уже частично введены в научный оборот. Так, специальные исследования посвящены краснолаковой и бронзовой посуде  стеклянным сосудам  деталям римского воинского снаряжения  терракотовой статуэтке с изображением Эрота. Специально были рассмотрены и изделия «варварского» производства,  фибулы-броши с изображением женского божества.

В 1969 году археологическая экспедиция Государственного Исторического музея под руководством И.И. Гущиной начала работу на этом памятнике, названном Бельбек IV. Исследование могильника продолжалось до 1976 года. После небольшого перерыва работы были возобновлены в 1979 году и продолжались до 1991 года. Последним годом раскопок стал 1991 год, когда после распада СССР многие российские археологические экспедиции, разом ставшие «зарубежными», прекратили существование. Крымская археологическая экспедиция возобновила работу на могильнике Бельбек IV в 2004 году, раскопки проводили Д.В. Журавлев и К.Б. Фирсов.

Всего Крымской археологической экспедицией ГИМ в 1969-1991 годах было раскрыто 331 погребение на площади более 2000 кв.м. Остальная часть некрополя (площадью около 6 га), в том числе и наиболее ранняя, расположенная в центральной части памятника, была нарушена земляными сооружениями времен Великой Отечественной войны, различной городской и военной застройкой. Помимо этого, могильник изрядно пострадал в результате многочисленных грабительских раскопок. Конфигурация раскопов также определялась вышеупомянутыми причинами. В настоящее время территория могильника частично застроена садовыми участками.  Весь найденный материал хранится в фондах Отдела археологических памятников ГИМ, за исключением нескольких предметов из случайных находок, переданных в музей местного совхоза имени Софьи Перовской. С 1981 по 1990 годы бессменным заместителем начальника экспедиции была Н.П. Сорокина. В течение нескольких сезонов в качестве научных сотрудников в экспедиции работали археологи из Исторического музея Н.И. Асташова, П.Д. Диатроптов, Д.В. Журавлев, Е.Д. Каверзнева, Е.Ю. Новикова, Е.Е. Филиппова.

Хронологические рамки эксплуатирования могильника фиксируются в пределах середины I в. – середины III в. н.э. Больше всего захоронений совершалось в последней четверти I – первой четверти II в. н.э. Могильник принадлежит рядовому населению, хотя выделяется несколько  «богатых» погребений, по мнению исследователей могильника, этнический состав данного памятника представляет из себя смешанное скифо-сарматское население. Но вместе с тем необходимо отметить, что до сих пор поблизости могильника не было обнаружено какое-либо поселение, которое могло бы с ним отождествляться. Вдобавок, точные границы могильника ещё не уточнены, что говорит о необходимости дальнейшего исследования данного памятника.

Могильник Бельбек IV характеризуется сравнительным однообразием погребального обряда. В основном здесь представлены два типа погребальных сооружений: грунтовые ямы и подбойные могилы, а также немногочисленные грунтовыми могилами с заплечиками и плитовыми могилами. Также на некрополе открыто одно конское захоронение.подбой.png

Умерших хоронили в положении вытянутом на спине, в редких случаях покойников располагали в скорченном положении на боку, с преобладающей ориентацией на юг. Неоднократно в могилах отмечены следы воздействия огня, использования красной краски, остатки деревянных колод, присутствие заупокойной пищи. Интересная закономерность: если в комплексах I– II вв.  краснолаковых сосудов стояли преимущественно в головах погребенных, то в погребениях конца II – III столетий сосуды размещались в ногах умерших. Большинство исследователей связывает такую перемену с появлением в регионе сармат, которые влились в регион двумя волнами в  I и II вв. н.э.

Погребальный инвентарь – амфоры, краснолаковая и лепная керамика.  Бельбекская коллекция краснолаковой керамики является одной из наиболее представительных и разнообразных не только в Юго-Западном Крыму, но и во всем Северном Причерноморье, что, вероятно, объясняется близостью к Херсонесу и активными связями с греческим полисом. Также найдены многочисленные стеклянные сосуды, предметы вооружения, конское снаряжение, детали одежды и украшения, туалетные принадлежности, амулеты, подвески и орудия труда, бусы - самый массовый материал могильника Бельбек-IV. Поздние скифы и сарматы, населявшие Бельбекскую долину, через Херсонес, служивший посредническим центром между варварским населением Юго-Западного Крыма и античным миром, были связаны с Южным Причерноморьем, Малой Азией и Италией. При этом интересно, что товары античного производства, поступавшие в Юго-Западный Крым, были рассчитаны именно на вкусы и запросы его населения.

инфентарь погр 333.png

Некрополь интересен богатым набором римских импортных изделий. Интересной находкой стали три бронзовые статуэтки, происходящие из разных комплексов этого некрополя. Подобные античные памятники – довольно редкая находка в варварских захоронениях. 4003_1.jpgПервая статуэтка, представляющая собой скульптурное изображение обнаженной фигурки Эрота с поднятой правой рукой и одним крылом за плечами, происходит из погребения 223. Эта находка является уникальной для некрополей Юго-Западного Крыма римского времени – насколько известно, подобных статуэток ни в одном другом позднескифском некрополе обнаружено не было. Погребение принадлежало мужчине, захороненному в грунтовой яме головой на северо-запад. Статуэтка находилась в ногах погребенного (возле колен), вместе с амулетами – двумя бронзовыми подвесками-сферами, бронзовой бусиной и подвеской фаллической формы. Можно предположить, что фигурка первоначально использовалась для украшения какого-то изделия (например, крупного бронзового сосуда или ларца), о чем говорит удобная для такого крепления плоская оборотная сторона. Также наблюдается определенное сходство с фигурками Эротов II – начала III в. н. э. из римских провинций.

Не менее интересными и важными находками является комплекс т. н. колец с выступами, так же известных в научной литературе как «кольца с шишечками», «шишковатые кольца», «кольца с выпуклинами» и др. “Кольца с шишечками” -  массивные литые бронзовые кольца с выступами в различных комбинациях по всей окружности с определенными интервалами. Кольца имеют разный диаметр, в основном соответствуя «кольцам» или «браслетам». Практически всегда в погребении их находят не надетыми на останки умершего, а лежащими рядом по отдельности. В этом видят главный вопрос их функционального предназначения в повседневной жизни.кольца бельбек.jpg

Самый интересный и важный вопрос в данном случае – каким целям могли служить эти “кольца с шишечками”. Есть несколько теорий, и среди них наиболее распространенная и самая простая гласит о том, что “кольца” создавались для культовых нужд, то есть – в качестве амулетов. По мнению ряда исследователей, были весьма вероятны случаи использования в качестве амулетом обломков таких колец, приравнивая их к случаям использований иных обломков различных предметов в культуре поздних скифов и сармат. В целом, с этим объяснением были согласны многие ученые, но есть и те теории которые дают этим предметам более четкую практическую направленность. Так, некоторые из случаев указывают на то, что данные кольца или браслеты могли использоваться в качестве составных частей какого-либо украшения.

 

Список литературы
Журавлев Д.В. Бронзовые статуэтки из могильника Бельбек IV в Юго-Западном Крыму // Боспорские исследования. - 2015. - №31
Гущина, И. И. Некрополь римского времени Бельбек IVв Юго-Западном Крыму [Текст] : в 2 ч. / И. И. Гущина, Д.В. Журавлев. – М.: Исторический музей, 2016. – Ч. 1. – 272 с., ил. ; Ч. 2. – 320 с., ил.
Ахмедов И.Р., Гущина И.И., Журавлев Д.В. Богатое погребение II в. н. э. из могильника Бельбек IV//Труды Государственного исторического музея. 2001. Вып. 118. C. 175-186.