Мавзолей Неаполя Скифского
Мавзолей Неаполя Скифского был исследован в 1946 году тавро-скифской экспедицией под руководством П.Н. Щульца. Мавзолей имеет вид четырехугольной каменной башни. Его стены сложены из квадратных каменных блоков. Дверь находилась в восточной стене. Напротив, двери, вдоль западной стены поднималась каменная лестница, выходящая на городскую стену.
Внушительность внешнего вида мавзолея позволяют считать, что он служил для захоронения особо влиятельных и выдающихся по своему положению жителей города. Это полностью подтверждается богатым инвентарем находившихся в нем.
Всего в мавзолее было похоронено 72 человека. Погребения датируются II-I вв. до н.э. – II-III вв. н.э. Основное и самое раннее погребение мавзолея было сделано в каменном ящике из хорошо отесанных известняковых плит, введенных в высеченное в скале прямоугольное углубление. Внутри был похоронен мужчина явно из знатного сословия. Инвентарь при нем выделяется своей пышностью. Нигде в других могилах не было найдено столько оружия и золотых украшений. У ног покойника были сложены два железных меча и три железных копья, железный шлем с бронзовыми украшениями и горит, от которого остались только бронзовые кольца для подвешивания, золотые накладные бляхи и железные стрелы. Один железный меч был найден у пояса с правой стороны. Исключительной роскошью отличалась одежда покойного, расшитая золотыми нитями и богато разукрашенная золотыми бляшками, нашитыми главным образом на полах кафтана; рукава и штаны перевиты золотыми спиралями. Одних только золотых украшений из каменного ящика было извлечено 821 (почти 2/3 всего золота, найденного в мавзолее). Золотые вещи из каменного ящика отличаются от инвентаря остальных погребений по типам и высокому качеству. Особенно привлекают внимание рельефные львиные головы с глазами из цветной пасты и колечком во рту, к которому на цепочке надета круглая подвеска. Большая часть украшений была сосредоточена на подоле кафтана: бляшки в виде мух, сердец, звезд, щитков с накладным орнаментом из цветной пасты в виде полумесяцев и др. Около черепа найдено много золотых бус и трубчатых пронизей и три крупные бляшки с изображением какого-то эллинизированного божества. Характер находок позволяет датировать погребение II — I вв. до н. э.
По всей вероятности, к погребению в каменном ящике имеют отношение 4 конских костяка и скелет собаки, уложенные на полу в центре мавзолея. Еще один конский костяк найден на нижних ступенях лестницы. У черепа одного из коней обнаружена громадная пастовая бусина (около 4 см длины и 3 см в диаметре) с цветным орнаментом и бородавчатыми налепами, которая, вероятно, относится к конскому убору. Рядом с конскими костяками в прямоугольном деревянном ящике обнаружено мужское погребение.
На полу мавзолея были расположены человеческие погребения в прямоугольных деревянных ящиках, поставленных в несколько ярусов один над другим. Большинство из них сильно пострадало из-за обвала перекрытия и больших камней, упавших со стен. Некоторые погребения были разграблены еще в древности. Нижние погребения, расположенные рядом с каменным ящиком, являлись семейными захоронениями и отличались обилием и наиболее интересными образцами вооружения у мужских захоронений и богатым ассортиментом бус и подвесок — у женских.
Особого внимания заслуживает погребение в роскошном деревянном саркофаге, расписанном голубой и розовой краской. Благодаря кропотливой работе художника экспедиции О. И. Домбровского и реставратора ГМИИ Е. А. Болотниковой, оказалось возможным реконструировать внешний вид саркофага. Заполняя гипсом пустоты, образовавшиеся в земле на месте сгнивших деталей. В результате получились отливки канеллироваиных столбиков, резных угловых ножек в виде сфинксов и грифонов, продольных стенок и крышки с рельефным орнаментом из шишек пиний и гирлянд с листьями и лентами, а также двух деревянных фигур, по-видимому, сфинкса и львиноголового грифона, обнаруженных у торцовых стенок саркофага. Погребение в саркофаге оказалось разграбленным, но археологам все же удалось обнаружить кое какие вещи: золотые подвески, игла и женский перстень. Эти находки свидетельствуют о том, что погребение принадлежало знатной женщине. Его датировали первыми веками нашей эры.
Погребальный обряд захоронений мавзолея отличался единством. Вместе с покойным клали заупокойную пищу. У головы или ног ставили керамические сосуды, в основном, греческого производства (бальзамарии, чаши, кувшины и др.), редко встречались лепные курильницы, которые использовали для сжигания благовоний. Интересной особенностью погребального ритуала в мавзолее являются обнаруженные во многих случаях около черепа золотые овальные пластинки разнообразной формы, служившие для наложения на глаза и рот покойного. На большинстве наглазников отмечены ресницы; иногда и глазное яблоко. Похожие пластинки были найдены и в других местах Крыма, например, в некрополе Пантикапея и в богатых склепах Херсонеса римского времени. Разбитые бронзовые зеркала, найденные в ряде могил, также связаны с погребальным ритуалом.
Инвентарь погребений исключительно богат. Могилы воинов дали интересный ассортимент оружия и воинского снаряжения: мечи, железная секира со втулкой, гориты (отделанные серебряными или бронзовыми бляшками), наконечники стрел. Кроме того, в воинских погребениях были найдены бронзовые части уздечных наборов (псалии, кольца и др.)
В погребениях нижних ярусов найдено много золотых предметов. У западной стены были расположены погребения знатных военачальников и их семей, захороненных в богато разукрашенных золотом одеждах. В основном, золотые вещи представлены разнообразными бляшками, нашивавшимися на одежду. Их типы иные нежели в каменном ящике, а стиль работы в большинстве случаев более грубый и небрежный. Кроме золотых было встречено много бронзовых вещей: колец, браслетов, фибул, зеркал и др. В женских погребениях часто встречались бусы.