Курган у с. Зольное
Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержали никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось неизвестным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него.
Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольного близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А. А. Щепинским. В кургане помимо других вещей, свойственных новочеркасской ступени, оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Захоронений новочеркасской группы учтено 17, из них 16 относятся к числу рядовых с бедным инвентарем — это лепные сосуды, два железных ножичка, два каменных оселка и молоток, костяной наконечник стрелы, бронзовые браслет и серьга и пять стеклянных бусин. Единственное воинское захоронение открыто в кургане у с. Зольное.
Могила представляет собой яму размером 2,9 х 1,4 м, которая впущена в курган эпохи бронзы на глубину 2,6 м. По ее периметру шли деревянные столбики высотой 0,8 м, служившие каркасом стенок из дерева и прутьев и опорой деревянного перекрытия. Умерший уложен на спину (с легким разворотом вправо) на помост из деревянных брусков и прутьев головой на юго-запад. У черепа стоял сохранившийся фрагментарно лепной лощеный сосуд, поперек поясничных позвонков лежал короткий железный меч, у его рукояти — костяная ворварка и каменный оселок. Другая группа находок была сосредоточена на 0,6 — 0,8 м выше дна могилы — первоначально, видимо, предметы находились на перекрытии. В их число входили бронзовые, железные и костяные наконечники стрел (всего 33), бронзовые удила и псалии, бляшка с петлей на оборотной стороне, а также костяные лунницы, бляшки и др. Костяные изделия украшены линейно-геометрическим орнаментом, инкрустированным красной и черной красками. Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода, изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фракокиммерийской культур. Материалы такого рода не только способствуют углублению знаний об искусстве собственно киммерийцев, но и расширяют наше представление о его особой роли в развитии культуры у многих народов, живших в то время по соседству со степью.
У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т. е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту). Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные нам пока по единичным изделиям. Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформлялись круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Четырехлепестковыми розетками в концентрических кружках украшено по ободку костяное кольцо из Зольного кургана. Бронзовые бляшки с ромбовидным значком в круге есть также в находках из Кобанского и Зандагского могильников кобанской культуры, из Ананьинского могильника и из могильников Кискосцег II и Испанлак фракокиммерийской культуры
Следующую серию находок составляют круглые ажурные бляшки с вписанным прямым равноконечным или чаще мальтийским крестом, который бывает гладким или несколько декорированным. На территории Крыма известны бляшки такого рода - это костяная и бронзовая бляхи из Зольного кургана По-видимому, особенно характерную и яркую по декорировке серию изделий киммерийского прикладного искусства составляют костяные и бронзовые лунницы. Самыми богатыми из них по отделке являются костяные бляхи из Зольного кургана, украшенные пятью или семью концентрическими кружками и спиралями. Во всем подобная, но бронзовая бляха с семью кружками и спиралями происходит из с. Пастерское на севере Кировоградской области. Все другие известные нам лунницы имеют более простую схему и отделку. Наиболее обычными среди них являются лунницы с пятью-семью кружочками — то гладкими, то со следами едва намеченных линиями концентрических кружков и спиралей.
По находкам из Зольного кургана стало известно, что в комбинациях различных орнаментальных мотивов широко использовались и лунницы, в результате чего образовывались большие округлые бляхи с фигурно изрезанными краями. Одни из них составлены из пар лунниц, между которыми помещен равноконечный крест в кольце из кружочков. Узор других блях скомбинирован из двух пар лунниц, между которыми помещен равноконечный крест. И те, и другие бляхи ажурные и отцвечены по резьбе красной инкрустацией. Не будет ошибкой сказать, что эти бляхи являются едва ли не лучшими изделиями киммерийского прикладного искусства. Наиболее сильно отличается по своему виду от первоначальных бляха из Осово в Боснии. У нее кружочки заменены большим количеством зубчиков, а в середине помещена крестовидная фигура. Бляха эта является не чем иным, как переработкой части той киммерийской орнаментальной композиции, которая представлена бляхами из лунниц и креста в Зольном кургане.
Костяные поделки из Зольного кургана, сходные по форме с шахматными фигурками, украшены резным орнаментом с красной инкрустацией в виде горизонтальной и вертикальных полосок меандра бегущей волной. Орнаментация такого рода представлена в предскифских древностях лишь на этих предметах, хотя, вообще говоря, она достаточно известна в позднейшее предскифское или в самое раннее скифское время в Восточной Европе.