Курган Мурзы Кекуватского

2021-06-11.png

Одним из самых известных курганов на Боспоре является курган, расположенный на землях, когда-то принадлежавших помещику Аметши Мурзе Кекуватскому. Владения его находились к западу от земель Керчь-Еникальского градоначальства, впоследствии они перешли в собственность испанского консула в Одессе Ф. Багера, но за курганом сохранилось название прежнего владельца земли. Раскопки здесь были произведены А. Б. Ашиком в 1838–39 гг., который обнаружил каменный склеп с богатым погребением знатного воина.

Не исключено, что А. Б. Ашик, вдохновлённый открытием 1830 г. в Куль-Обе, пытался найти что-либо подобное в территориально близких к ней курганах — Змеином и Мирзы Кекуватского. По словам исследователия, он обнаружил в последнем кургане каменный склеп «со сводом сверху наподобие наших погребов», что явно соответствует погребальной камере с полуциркульным, нежели с уступчатым перекрытием. Курган Мирзы Кекуватского, изображение №1По описанию первооткрывателя гробницы, посередине её находился каменный помост, на котором стоял кипарисовый саркофаг, покрытый красной краской и украшенный рельефными, позолоченными изображениями лошадей, терзаемых грифонами. А. Б. Ашик сумел сохранить лишь одну доску этого саркофага, все остальные рассыпались от прикосновения к ним; тем не менее, его рисунок, выполненный акварелью, сохранился в Архиве ИИМК РАН.

В саркофаге покоился остов воина. На его черепе находился золотой оливковый венок, на указательный палец правой руки был надет золотой перстень, украшенный рельефными изображениями четырёх лежащих львов. В обеих руках было по пучку стрел с бронзовыми наконечниками, на некоторых из которых была видна позолота. Таких наконечников в общей сложности было собрано до трёхсот. У ног воина был положен бронзовый, позолоченный шлем халкидского типа, отличавшийся хорошей сохранностью. Здесь же находились бронзовые кнемиды. Рядом с этими предметами лежал железный меч, по замечанию автора раскопок, «совершенно окисший и разломавшийся вдребезги», но уцелела его рукоять, покрытая золотым листом с рельефными изображениями разных зверей, и каменный оселок. В склепе находилась также остродонная амфора с дважды повторённым клеймом ΜΝΗΜΕ ΘΑΣΙΩ ΦΙΛΩΝ, а также превосходная краснофигурная пелика.jTJ5OpGRmag.jpg

Курган Мирзы Кекуватского во второй раз раскапывался председателем Императорской археологической комиссии А. А. Боринским в 1888–1889 гг. Высота его тогда составляла 11.5 м, но исследователь обратил внимание, что вся его верхняя часть была уже снята, «вероятно, при первой его раскопке». Первоначальная высота кургана, по расчётам А. А. Бобринского, должна была достигать, по крайней мере, 16-ти метров. Если эти расчёты верны, Курган Мирзы Кекуватского следует признать одним из самых крупных в некрополе Юз-Оба. Работы 1888 г. были довольно ограниченными по масштабам, исследователю удалось открыть лишь крепиду из больших камней, окружавшую курган. Курган, однако, явно заинтересовал А. А. Бобринского, и на следующий год он вновь к нему вернулся, предприняв масштабные раскопки.artamonov-mi-1966-t270.jpg

В южной части кургана тогда был обнаружен обширный каменный склеп с «куполообразным каменным верхом» и дромосом «египетской» конструкции, ведущим в него с востока. Для проникновения внутрь этого склепа исследователям пришлось пропилить отверстие в потолке. Ещё одно отверстие, пробитое, как посчитал А. А. Бобринский, древними грабителями, было с южной стороны склепа. Погребальная камера оказалась «начисто разграбленной и отчасти заваленной землёй», наполнившей её через пробитое грабителями отверстие. Как выяснилось значительно позднее, за раскопки «грабителей» А. А. Бобринский принял результаты работ А. Б. Ашика, произведенные на 50 лет раньше.

Стены найденного склепа, по замечанию А. А. Бобринского, были сложены из правильно отёсанных больших камней. Размеры погребальной камеры: 5 × 4 м. На полу находились четыре очень большие, аккуратно отёсанные камня, из которых, по всей видимости, был сложен помост для установки саркофага. От этого саркофага сохранились лишь обломки, но можно считать, сообщал исследователь, что он был богато украшен: «на некоторых из обломков были видны следы красной краски, многочисленные остатки позолоты и резной орнаментации».

7tr59WBZhCw.jpgВ слое земли, перекрывавшем дно склепа, попадались обломки человеческих костей, в числе которых отмечена часть челюсти молодого человека. Среди вещевых находок А. А. Бобринский назвал 25 бронзовых наконечников стрел, медные и железные гвозди, обломки меди, на некоторых из которых местами сохранилась позолота. В изобилии были найдены обломки проржавевшего железного оружия; среди них исследователь насчитал остатки свыше десяти копий с сохранившимися в них частями древков, обломки большого широкого железного меча со следами деревянных ножен и обломки прямых железных ножей с костяными рукоятями. Кроме того, в склепе были обнаружены обломки алабастра.

Ф. А. Жиль высказал точку зрения, что сделанные в гробнице находки принадлежат первой половине IV в. до н. э. М. И. Ростовцев не вполне согласился с такой атрибуцией и посчитал, что курган датируется не позднее конца IV в. до н. э. Ю. А. Виноградов предложил считать более точной датой середину этого столетия.

Более 150 лет назад Ф. А. Жиль считал обнаруженную здесь гробницу:

«могилою греческого поселенца, значительного жителя Пантикапеи, правительственного лица и вместе с тем воина, может быть, победившего какого-нибудь скифского вождя, у которого он отнял меч, сохранившийся у победителя и положенный после его смерти в гробницу в виде победного трофея».

В общем, рассматриваемый памятник при его богатстве и яркой воинской окраске, даёт все основания относить его к разряду аристократических, а наличие здесь некоторых варварских черт обряда рельефно рисует своеобразие культуры боспорской элиты при ранних Спартокидах. Ещё одно важное обстоятельство, связанное с этим памятником, заключается в том, что курганы в западной, наиболее отдалённой от Пантикапея части Юз-Обы стали возводиться довольно рано, во всяком случае, они не являются самыми поздними в некрополе.

 

Список литературы
Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов в собрании Государственного Эрмитажа. Прага–Ленинград. 1966
Виноградов Ю. А. Курган Мурзы Кекуватского // Древности Боспора. Вып. 16. 2012