Курган Кеми-Оба
Памятники бронзового века в Крыму долгое время не привлекали к себе исследователей. Немногочисленные находки этого периода в XIX – начале ХХ в. померкли в сравнении с открытиями античного и средневекового времени. И лишь в 1950-х годах перед специалистами открылись грандиозные перспективы изучения эпохи бронзы на полуострове. Одним из уникальнейших памятников как Крыма, так и всего Северного Причерноморья, открытым ко времени, когда было уже раскопано частично или полностью около 50 комплексов, на основании материалов которых был сделан вывод о последовательности развития культур эпохи бронзы на полуострове – стал курган Кеми-Оба, изменивший прежние представления.
Курган Кеми-Оба входил в состав могильника, который в 1947 году исследовал П.Н. Шульц. Могильник этот располагался у с. Дозорное в Белогорском районе. Здесь уже в 1957 году свои изыскания производил А. А. Щепинский. Он исследовал курган, материалы которого во многом определили его дальнейшие научные интересы. Этот памятник вошел в археологию под названием «кеми-обинский». Название это затем объединило под собой целый ряд памятников отдельной археологической культуры.
При раскопках Кеми-Обинского кургана впервые в истории изучения насыпей использовалась техника, что получило широкое распространение лишь через несколько лет. В процессе исследования привлекались специалисты различных наук. Именно материалы Кеми-Обинского кургана стали образцами при выделении новой археологической культуры. Всего на раскопки кургана было затрачено более 10 тыс. рублей. Работы продолжались около 3 месяцев с 21 мая по 14 августа 1957 года и, после перерыва, с 26 декабря 1957 года по 3 января 1958 года. Видимо, раскопки, проходившие рядом с Феодосийским шоссе, привлекали большое внимание, так в отчете о работах сообщается:
«Курган непосредственно примыкал к Феодосийскому шоссе, что привлекало на раскопки большое число проезжих, курортников, рабочих, колхозников, служащих и пр. В отдельные дни раскопки посещало до 500 и более человек.»
Курган относился к так называемым «длинным», подобные в Крыму в то время еще не исследовались, тем более с разрезом по длинной оси. По данным отчета, первоначально существовали два небольших кургана в 5-6 м один от другого - северный и южный. Под каждой из этих первичных насыпей выявлены раскопками каменные сооружения. Одно из них имело полусферическую форму, другое — высотой до 2 м и диаметром 5 м — форму правильного конуса с усеченной вершиной. Под обоими сооружениями находились большие погребальные деревянные ящики из толстых, тщательно подогнанных друг к другу дубовых стволов, обработанных каменными орудиями. Снаружи они были обставлены небольшими каменными плитами и присыпаны несколькими слоями хорошо уплотненного грунта. Одно из сооружений окружал кромлех диаметром до 23 м.
Второе каменное сооружение кургана Кеми-Оба было окружено кольцевым ровиком диаметром 20 м. После этого над обоими сооружениями появились земляные насыпи первичных курганов. Изучение напластований грунта и строительных остатков кургана Кеми-Оба показало, что в древности между двумя первичными насыпями стояло большое округлое шатрообразное помещение из толстых древесных стволов. Его пол был выложен камнем, а перекрытие выстлано несколькими слоями соломы или сена, пересыпанными землей. Судя по костям крупных домашних животных, найденным на вымостке внутри помещения, оно служило местом, где совершались погребальные тризны, сопровождавшиеся жертвоприношениями животных.
Впоследствии, через много лет, когда это сооружение рухнуло, в насыпи образовавшегося большого длинного кургана с седловиной в центре совершено еще несколько погребений. После этого курган был досыпан, а в центре его построен еще один кромлех из крупных камней. В центре кромлеха на вершине кургана возвышался длинный каменный столб — менгир.
В первичную насыпь северного кургана было впущено три погребения в катакомбах (№2,3 и 4), в насыпь южного - четыре: одно в катакомбе (№ 1), одно в деревянном (№3) и два в каменных ящиках (№№ 2 и 3). Кроме того, в насыпи длинного кургана было совершено одно погребение в большом каменном ящике (№1) и одно грунтовое. С досыпкой кургана связано также возникновение кострищ, сооружение каменной панцирной обкладки и установка менгира. В общей сложности все могилы содержали 13 человеческих скелетов.
Следует подробнее остановиться на раскопанных погребениях.
Деревянный ящик №1 находился под большим каменным куполообразным сооружением под первичной насыпью северного кургана. В центре каменного сооружения находился деревянный ящик. Ящик прямоугольный, длинной осью вытянут с востока на запад. На верхних краях северной и восточной стенках ящика, с внутренней стороны имелись следы росписи в виде небольших обрывков косых полосок шириной до 1,5 см. нанесенных красной охрой. На дне ящика находился тонкий 1,5-2 см. слой речной гальки, последнюю перекрывал слой тлена от соломы или сена, причем наибольшей мощности тлен достигал под черепами погребенных.
В ящике, на слое тлена лежали остатки трех плохо сохранившихся скелетов взрослого человека (по всей вероятности, женщины) в центре и двух детских по сторонам. Все захоронения совершены скорчено на левом боку, черепом на восток. На дне ящика и костях - следы красной охры. В особенности обильно был посыпан охрой скелет ребенка, лежавший около южной стенки ящика. За затылком женского скелета лежал обломок грубого лепного сосуда. Никаких других находок в ящике обнаружено ну было.
Деревянный ящик № 2 находился под южной оконечностью длинного кургана «Кеми-Оба». В центре каменного сооружения находился деревянный ящик, установленный также, как и все сооружения, на древней поверхности. С наружной стороны ящик обложен большими, поставленными на ребро камнями, которые образовывали своего рода футляр в виде «наружного» каменного ящика. В плане деревянный ящик прямоугольный. На дне ящика лежало два скелета очень плохой сохранности: взрослого человека, вероятнее всего женщины и ребенка. Погребения совершены скорчено, на правом боку.
На дне могилы и на костях скелета следы красной охры. В северном углу ящика лепной горшок баночной формы дном вверх. В южном углу второй горшок устьем вверх. В разных местах около скелетов найдены кремневые осколки и одна заготовка кремневой трапеции. В ногах скелета фаланга от крупного рогатого скота. На верхнем краю северной плиты ящика небольшая круглая диаметром 9 см и толщиной 3 см песчаниковая терка. Костяки лежали на тонком слое галечной подсыпки, перекрытой каким-то коричневым тленом.
Деревянный ящик №3 находился во впускной могиле южного кургана. Конструкция этого ящика в основном аналогична конструкции первых двух ящиков. Сделан он из древовидного можжевельника. Внутренняя сторона восточной стенки ящика имела роспись из косых чередующихся красных и черных полос шириной 0,10 м. На дне ящика лежал скелет очень плохой сохранности, по положению зубов и фрагментам длинных костей ног удалось установить, что захоронение было совершено скорчено на правом боку, головой на восток. Над черепом и в ногах следы красной охры. Справа около черепа круглое глиняное изделие в виде миниатюрной терки. Около средней части южной плахи найден небольшой фрагмент стенки лепного сосуда.
Каменный ящик №1 впущен в северную часть насыпи длинного кургана. Ящик развалился еще в древности. Он был сложен из необработанных песчаниковых плит. Ящик был перекрыт большой 2,80х 1,20м. песчаниковой плитой. Внутренние размеры ящика примерно следующие: длина 2,20 м., ширина 0,60 м. В ящике, под обвалившейся покровной плитой, находился очень плохо сохранившийся скелет взрослого человека. Погребение было совершено на спине в вытянутом положение. Слева около верхней части груди находился большой фрагментированный сосуд, с узким высоким горлом, выпуклыми боками и плоским днищем. По всей вероятности, это погребение датируется рубежом поздней бронзы и раннего железа.
Каменный ящик № 2 находился в северной поле южного кургана. Ящик, установленный на уровне древней поверхности почвы, сделан из четырех необработанных песчаниковых плит, перекрытых такой же плитой. Покровная плита была связана с остальными раствором желтой глины, такою же глиною были замазаны и щели ящика. На внутренней стороне плит следы росписи красной охры. В ящике был скелет ребенка, погребенного скорчено на правом боку головой. Около колен был оставлен лепной горшок раннекатакомбного типа. Около костей ног и рук фиксируются следы красной охры.
Каменный ящик № 3 расположен к юго-западу от каменного ящика № 2. Каменный ящик оказался развален, а скелета в нем не оказалось. В южном углу находился лепной горшок катакомбного облика и две миниатюрные чашечки в виде усеченного конуса, одна из них у северного угла, а вторая в центре. В чашечке, стоявшей в северном углу, находилась красная охра. По-видимому, этот ящик следует рассматривать как кенотаф.
От описанных выше деревянных и каменных ящиков отличаются по структуре 4 катакомбных погребения. Катакомба 1 содеражала костяк. лежащий на спине, чьи ноги согнуты в коленях, первоначально коленки были обращены вверх, а впоследствии ноги упали на левую сторону. Скелет лежал на слое коричневого тлена, который под черепом достигал 1 см., на костях следы были красной охры. В 0,30 м. к востоку от черепа был найден каменный шлифованный топор-молоток с каннелюрами на боковых сторонах. Рядом с топором-молотком пятно красной охры. Около таза у кисти левой руки тщательно сделанный миниатюрный кремневый наконечник стрелы с выемкой у основания. Около локтя правой руки кремневый отщеп.
Катакомба № 2 находилась в юго-западной поле северного кургана. При зачистке входной ямы в верхней ее засыпи был найден миниатюрный тонкостенный лепной сосудик. На дне погребальной камеры находился плохо сохранившийся человеческий скелет. Захоронение совершено на спине. Согнутые в коленях ноги располагались по бокам туловища и лежали, образуя ромб. Левая рука вытянута, кисть правой около таза. Под скелетом и вокруг него на дне следы тлена. Кости скелета имеют красновато-коричневый оттенок.
Катакомба №3, найденная в южной поле северного кургана, на наружной стороне плиты (обращенной во входную яму) имела красную полосу, нанесенную по диагонали плиты слева сверху, направо вниз. Ширина полосы 2 см. У дна ямы были найдены фаланги ног человеческого скелета и лопатка крупного рогатого скота, а также фрагменты лепного горшка катакомбного облика. Как выяснилось в дальнейшем, фаланги, а возможно лопатка животного и фрагменты сосуда происходят из рядом расположенной погребальной камеры, более ранней по времени катакомбы № 4.
Катакома № 4 находилась в северо-западной поле северного кургана. На дне погребальной камеры найдены остатки человеческого скелета. Все кости беспорядочно разбросаны по всей яме, что указывает на ограбление могилы. Последнее подтверждается в частности наличием пролома в северной стенке погребальной камеры, который вел во входную яму катакомбы № 3. В последней же, как указывалось выше, были найдены фаланги погребенного из катакомбы № 4. На дне погребальной камеры и на костях скелета имелись следы красной охры. Инвентаря при этом погребении не оказалось.
Близ центра кургана, в 5,50 м. к северу в восточном срезе контрольной бровки была зачищена большая овальная в плане яма. Яма была заполнена крупными, плотно, но беспорядочно уложенными камнями. По бокам ямы стояли крупные (до 1,45x1,20x0,10 м) не обработанные плиты песчаника. Пустоты между камнями были заполнены землей. Больше ничего в яме не обнаружено. Непосредственно против этой ямы лежал большой, грубо обработанный дикарный камень. Длина его 1,55 м, ширина двух широких граней 0,55 м, узких 0,35, углы несколько закруглены. По всей вероятности, этот камень следует рассматривать как менгир, которым была увенчана вершина кургана. Менгир был со временем свален, и скатился к подошве кургана.
Наиболее ранним надо считать погребение в деревянном ящике № 3, который полностью повторяет основные захоронения этого кургана. Затем следует погребение в катакомбах №№ 2,3 и 4; об этом свидетельствуют такие характерные для ранней бронзы Крыма особенности как отсутствие инвентаря и положение покойника - скорчено на спине, коленями вверх, головой на СВ. Далее, может быть, следует погребение в каменном ящике № 2, который установлен на уровне древней поверхности. Скелет в этом ящике сохраняя ту же ямную ориентацию, но уже лежит на боку. При скелете не орнаментированный сосуд характерного ранне-катакомбного облика.
Предпоследним является погребение в катакомбе № 1, здесь скелет хотя и лежит по ямному обычаю (скорчено, на спине), но его ориентация единственная для данного кургана уже характерна для катакомбных погребений Крыма. Об этом же свидетельствует инвентарь характерный для катакомбного времени. Наиболее поздним является каменный ящик № 2 (кенотаф), который частично перекрывал входную яму катакомбы № 1. В целом, разрыв во времени между отдельными погребениями очень невелик. Все погребения в первичных насыпях кургана Кеми-Оба, по-видимому относятся примерно к одному и тому же времени, а именно, к рубежу III и II тысячелетий до н.э. и к первым векам II тысячелетия до н.э.
Раскопки в Белогорске показали, что длинный курган Кеми-Оба относится к рубежу ранней и средней бронзы. Материалы раскопок наряду с данными раскопок курганов эпохи бронзы в степных районах, свидетельствуют о высоком уровне развития племен населявших юг Украины в ямно-катакомбное время. Помимо относительно высоко развитой техники обработки кремня, в ямно-катакомбное время на еще более высоком уровне стояла техника обработки дерева. Это отражено в изготовлении деревянных ящиков, что отмечалось впервые. При этом применялся очень сложный прием соединения отдельных плах ящиков при помощи пазов и шипов.
Не чуждо было этим племенам и искусство росписи черной и красной красками. Наконец, раскопки еще раз подтвердили, что в Крыму с ранней бронзы существовал культ солнца (сооружение кромлеха) и культ огня (остатки кострищ и посыпка покойников красной охрой). Причем, оба эти культа были тесно связаны с культом предков. Судя же по находкам костей крупного рогатого скота и лошадей, население сооружавшее курган Кеми-Оба занималось скотоводством и, возможно, земледелием, о чем можно судить по терке и предполагаемым остаткам соломы. Из всего сказанного видно, что курган Кеми-Оба основан оседлым земледельческо-пастушеским населением крымских предгорий, стоявшими для своего времени на довольно высокой ступени культурного развития. Сегодня многие исследователи выделяют памятники этого населения в отдельную кеми-обинскую археологическую культуру.