Крепость Сиваг-Кермен

В 2015–2017 годах сотрудниками Мангупской археологической экспедиции КФУ им. В. И. Вернадского проводились работы по картографированию памятников археологии в ближайшей округе Мангупского городища. Археологами было обследовано малоизвестное укрепление Сиваг-Кермен, расположенное на дальней северной периферии Мангупа. Эти работы позволили датировать крепость ранневизантийским временем и, таким образом, расширить представления об исторической топографии «стране Дори».

план_3.png

Памятник находится в 5 км к югу от с. Верхнесадовое Нахимовского района г. Севастополя, на вершине невысокой одноименной сопки Сиваг-Кермен-бурун с пологими северо-западным, северо-восточным и юго-восточным склонами и обрывистым юго-западным склоном. В ясную погоду с него хорошо просматриваются северные обрывы Мангупского плато, расположенного на расстоянии 9 км к югу от Сиваг-Кермена.

Общая площадь внутренней части укрепления, окруженной крепостными стенами, составляет около 2000 кв. м. С северо-востока к крепости примыкает ровная терраса шириной 15–20 м, по которой в древности, вероятно, проходила подъездная дорога. На северо-западном склоне сопки, приблизительно в 50 м ниже укрепления, фиксируется скальный уступ с искусственной пещерой и отдельной скальной виноградодавильней. Ряд пещер с обрушенными сводами прослеживаются на юго-западном склоне возвышенности. Очевидно, они прежде входили в систему обороны крепости, однако в настоящий момент этот склон памятника сильно пострадал в результате оползневых процессов.

От расположенного к югу хребта Хатмерлар Сиваг-Кермен-бурун отделен узкой и глубокой балкой Йылана с крутыми склонами, на территории которой отмечены развалы стен построек – следы поселения, скальные тарапаны и колодец с каменной обкладкой.

йалына.png

Одно из немногих упоминаний укрепления с таким названием содержится в неопубликованной работе Н. И. Репникова «Материалы к археологической карте юго-западного нагорья Крыма», после чего оно надолго исчезает из научной литературы. В начале 2000-х годов укрепление подверглось тотальному ограблению, что позволило заново установить его точное местонахождение. В 2010–2011 годах небольшие разведки Сиваг-Кермена провел А. А Филиппенко. По его представлениям укрепление, погибшее в результате пожара, ограничивалось тремя крепостными куртинами, на стыках которых располагались две угловые, квадратные в плане, башни, сильно выступающие за линию оборонительных стен. Еще одна башня и ворота в крепость предполагались им в одной из боковых куртин.

амфоры_1.pngВ расположенном к югу от Сиваг-Кермена ущелье Йылана в ходе разведок были открыты следы уже упоминавшихся поселения и винодельческих комплексов. На основании подъемного материала (амфор, железных трехлопастных наконечников стрел) А. А. Филиппенко выдвинул гипотезу о функционировании крепости и поселения в балке Йылана в период V–VII вв.

В более поздней работе 2016 года А.А. Филиппенко совместно с М.В. Ступко сделал ряд новых заключений. Во-первых, они коснулись общего плана крепости, на котором изображены две новые башни на линии ее центральной и восточной куртин; рядом с последней помещены въездные ворота в укрепление, что и предполагалось А. А. Филиппенко прежде. Во-вторых, в публикации приведены целые формы византийских амфор типа, многочисленные монеты, предметы гарнитуры и оружия, собранные на территории крепости.

Помимо амфор, особый интерес вызывает серия монет времени позднеримских и ранневизантийских императоров, от Лициния (308–324) до Юстина II (565–578), в том числе клад из 18 монет с последней монетой императора Маврикия (582–602), найденный у стены центральной куртины укрепления. Из сборов происходят также бронзовые пряжки, два перстня с монограммой имени «Михаил» и изображением Богородицы с младенцем на щитках и новые экземпляры железных наконечников стрел с трехлопастным острием.

монеты.png

На протяжении периода исследований 2015-2017 годов Мангупской экспедицией основные усилия были направлены на расчистку территории памятника от накопившихся здесь каменно-земляных отвалов из многочисленных грабительских шурфов. На сегодняшний день удалось полностью освободить от них западную (№ 1), северо-западную (№ 2), северо-восточную (№ 3) и восточную (№ 4) линии куртин, а также внутреннее пространство всех башен северного фронта крепости – западной (№ 1), центральной (№ 2) и восточной (№ 3).

Пока сложно что-то определенное сказать о трассе южной оборонительной линии укрепления, вдоль крутого обрыва сопки Сиваг-Кермен-бурун («Мыс оштукатуренной крепости»). Ясно лишь, что она сильно пострадала в связи с естественными подвижками грунта, о чем свидетельствует обрушение сводов ряда скальных сооружений, открытых в процессе разведок. Расчистка укрепления позволила выполнить архитектурные обмеры его видимых частей (куртин и башен) на девяти участках исследований, дополненные топографической съемкой памятника и его округи.

карта_1.png

В результате была получена информация об общих размерах, планировке и особенностях строительной техники, использованной при сооружении археологического объекта. В целом крепость Сиваг-Кермен представляет собой отдельно расположенное укрепление с внутренними размерами 47,5 х 25 м (общая площадь – 1187,5 кв. м), полигон которого ограничен пятью куртинами и тремя выступающими за северную линию стен оборонительными башнями.

Все стены и башни сложены в одинаковой строительной технике – на известковом связующем растворе, в технике трехслойной двупанцирной с забутовкой кладки с хорошо выраженной порядовкой, что свидетельствует об одновременности их сооружения. Следы перестроек или ремонтов не обнаружены, что указывает на существование памятника в рамках одного строительного периода. В ходе раскопок не было обнаружено каких-либо материальных свидетельств о гибели укрепления в результате пожара, на чем настаивал А. А. Филиппенко.

башня_1.png

Оборонительные башни Сиваг-Кермена – квадратные в плане, со стороной в пределах 3,2–3,6 м; ширина стен куртин и башен – 2–2,1 м. Для их строительства использовался бутовый с лицевой подтеской крупного и среднего размеров камень прямоугольных очертаний, изъяны которого строители пытались скрыть от противника под толстым слоем штукатурки стен. Эта особенность укрепления резко контрастирует с хорошо известными квадровыми кладками ранневизантийского времени, открытыми на Мангупе и Эски-Кермене.

Не ясной на сегодняшний день остается внутренняя планировка крепости, так как исследованиям подверглись западная и восточная башни, а также воротный проем. Для ее изучения в дальнейшем требуется полная расчистка памятника от растительности и накопившихся каменно-земляных отвалов из грабительских шурфов. Пока лишь предполагается наличие внутри крепости нескольких террас, на которых, вероятно, были расположены жилые и хозяйственные постройки ее гарнизона.

Датировка крепости обосновывается прежде всего хронологией обнаруженных керамических находок (более 1000 фрагментов), происходящих из культурного слоя укрепления, в том числе из раскопок его восточной башни и на месте воротного проема, либо из грабительских отвалов. На территории крепости в основном преобладают фрагменты ранневизантийских амфор (более 90 %), среди которых наиболее многочисленны обломки амфор трех типов – красноглиняных круглодонных с желобчатых, красноглиняных с сужением в средней части корпуса (амфоры «с перехватом») и светлоглиняных с рифлением корпуса типа «набегающая волна».

Группа бытовой керамики включает обломки гончарной и лепной с подлощеной поверхностью посуды. Последняя имеет серый в изломе черепок, рыхлое глиняное тесто с примесью дресвы. Лишь несколькими фрагментами представлена «понтийская» краснолаковая керамика.

наконечники.pngТакже немногочисленна группа индивидуальных находок из стекла и металла из культурного слоя Сиваг-Кермена. Среди них наибольший интерес вызывают однотипные железные черешковые трехлопастные наконечники стрел (всего 11) – единственный вид наступательного вооружения, найденный в крепости. Также здесь найдены красноглиняное биконическое пряслице, фрагменты стеклянных сосудов из прозрачного зеленоватого стекла, красноглиняные терракоты и бронзовый браслет с незамкнутыми утолщенными краями, украшенными насечками. Такие браслеты обычны для закрытых комплексов второй половины VI–VII вв. на некрополях юго-западной части Крымского полуострова. Они являлись составной частью женского «готского» костюма.

Единственной монетой, обнаруженной в ходе раскопок укрепления, является декануммий императора Юстиниана I (527–565), выпущенный в 563–564 годах одним из монетных дворов Византийской империи за пределами Крыма. Именно декануммий Юстиниана I, с учетом керамического материала, дает основание датировать укрепление временем около середины или второй половиной VI в. н. э. Однако, эта хронология носит предварительный характер и во многом зависит от результатов будущих раскопок памятника.

Список литературы
Науменко В.Е. Укрепление Сиваг-Кермен в Юго-Западном Крыму Новая византийская крепость "Страны Дори" Прокопия Кесарийского (Общие итоги археологического изучения памятника в 2015–2017) // Античная древность и средние века. 2018. Т. 46. С. 54-72.
Ступко М . В ., Филиппенко А . А . Дополнительные материалы к изучению крепости Сиваг-Кермен и поселения Йылана // Причерноморье. История, политика, культура. Вып. XIX (VI). Серия А. Античность и Средневековье : избр. материалы XIII Всерос. науч. конф. «Л