Киммерийское погребение у с. Целинное
В археологии Крыма дискуссионной остается киммерийская проблема. Каждый вновь открытый комплекс с инвентарем доскифского облика привлекает внимание исследователей и меняет сложившиеся представления. Особо значимой стала находка в 1977 г. воинского захоронения №3 в кургане №16 у с. Целинное Джанкойского района. Обнаружили комплекс участники Северо-Крымской экспедиции. Впоследствии этническая принадлежность погребенного обсуждалась в научной литературе. В первых публикациях памятник связывался с киммерийцами. В настоящее время большинство исследователей относят комплекс к черногоровской культуре. Тем не менее, вопрос остается не до конца выясненным. Захоронение было впущено в курган эпохи бронзы. На глубине 2,1 м оказался костяк мужчины возрастом до 30 лет, лежавшего на левом боку в скорченном положении. Дно могилы было посыпано мелом. Найденные материалы позволили с большей определенностью судить о ряде вопросов археологии времени перехода от бронзы к железу в Восточной Европе.
За головой погребенного стояла лепная корчага с чернолощеной поверхностью, широким горлом и горизонтально отогнутым венчиком. Верхняя часть тулова украшена тремя вертикальными каннелюрами. Корчага относится к кругу керамики периода поздней бронзы и раннего железа. Сходные формы находятся в комплексах белозерской культуры (XI-X вв. до н.э.). Но имеются аналогии и в более поздней керамике кизил-кобинцев. Вместе с тем, рассматриваемая корчага отлична от всех схожих слабостью орнаментации. На сосуде и рядом с ним положены кости и череп барана. Под нижней челюстью погребенного оказались две массивные бронзовые, плакированные золотом височные подвески, имеющие форму закрученных бараньих рожков. В области таза умершего лежал клинок железного кинжала со следами деревянных ножен. Его рукоять и перекрестие не сохранились. Длина сохранившейся части оружия составляла 20 см, а ширина - 6 см. В левой руке был зажат тщательно отшлифованный оселок прямоугольной формы, длиной 14 см. В ногах погребенного положена часть туши животного, вероятно, барана. Детали обряда: скорченное трупоположение, восточная ориентировка, наличие напутственной пищи, состав и характер инвентаря позволили Н. В. Корпусовой и В. П. Белозору отнести погребение к доскифскому времени, а именно к группе памятников черногоровской ступени 900-750 гг. до н.э. В могиле у с. Целинное зафиксирована меловая подсыпка. Такая деталь характерна более для белозерской культуры. Близость с последней по находкам керамических сосудов указывает на то, что погребение обладает ранними признаками и может быть уверенно отнесено к IX в. до н.э.
Особый интерес представляло каменное изваяние, обнаруженное в насыпи кургана. Стела является одним из немногих доскифских памятников монументального искусства, происходящих из твердо датируемых комплексов. На стеле схематически изображена фигура человека. Детали костюма и предметы вооружения выполнены достаточно реалистично, в технике углубленного рельефа. Изображенный воин опоясан портупейным поясом, переданным строгими четырьмя параллельными линиями. На концах пояса округлые предметы - видимо, бляшки. Концы пояса замкнуты пряжкой. На левой стороне рельефа изображен кинжал и горит с луком, они заткнуты за пояс. У острия кинжала изображена трапециевидная выемка, назначение которой неясно. Рядом с горитом помещен оселок. С правой стороны находится неопределенный предмет, прикрепленный к поясу свободно свисающим ремешком, у конца которого прикреплен крючок в виде лунницы. За последний и зацеплен непонятный предмет. Аналогичный атрибут изображен на чаше из Гаймановой могилы. В. И. Бидзиля считает, что этим предметом могла быть булава.