Каменоломня Эски-Кермена
В конце VI в. на плоской вершине столовой известняковой горы Эски-Кермен под руководством византийских инженеров начинается строительство крепости. В масштабных работах использовалось большое количество местного известняка – наиболее доступного и качественного строительного материала. Блоки и бут для построек выламывались в окрестностях городища, в балках к югу от него и непосредственно на плато – у подножья западной оборонительной стены. На строительство пошел камень, полученный при вырубке в скальном массиве городских ворот и начального участка главной улицы.
Наиболее заметные следы добычи каменных блоков зафиксированы на участках между тремя маршами ведущей к главным воротам города подъемной дороги, вырубленной на скальной поверхности юго-западного склона столовой горы. Подъемная дорога исследовалась в 1928, 1929, 1931 и 1933 годах экспедицией Государственной академии истории материальной культуры и Государственного исторического музея, в 1933 году – совместно с музеем Филадельфийского университета.
В публикации 1935 года, посвященной итогам этих работ, Н. И. Репников описал остатки древней каменоломни, расположенной непосредственно под обрывом плато, вдоль нижнего марша, и привел общий план подъемной дороги с обозначенными пунктирной линией участками скальной поверхности, имевшими следы «древней ломки камня». Графическая фиксация, равно как и фотографирование этого интереснейшего объекта тогда не проводились.
В июле 2016 года экспедицией Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского под руководством А. И. Айбабина были продолжены ведущиеся с 2003 года археологические исследования городища Эски-Кермен. По заказу Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника проводились работы на нижнем марше подъемной дороги, в ходе которых было решено заново расчистить открытый в 1930-х годах прошлого века участок каменоломни для его последующей музеефикации.
Каменоломня расположена под выступающим мысом («башня I»), на скальной террасе шириной 6,0-8,0 м, ограниченной с востока вертикальным обрывом плато и с запада – нижним маршем подъемной дороги. Терраса возвышается над дорогой на 0,6-1,45 м. Поверхность скальной террасы плавно понижается на 1,7-1,8 м в направлении с востока на запад. Прямоугольная в плане каменоломня ориентирована по оси юг-север, с небольшим отклонением к западу. Ее размеры: длина 7,0 м, ширина по северному борту – 5,5 м, по южному – 4,0 м; глубина по восточному и по северному бортам – 0,4-1,0 м, по южному – 0,32-0,7 м.
Вдоль северного борта каменоломни, на участке длиной 5,3 м и шириной 1,6-1,8 м видны следы от выломанных шести продольных блоков размерами 0,8х1,5 м. Остальная часть каменоломни разделена вырубленными в поверхности скалы канавками на шесть поперечных полос длиной 3,8-5,6 м и шириной 0,75-0,8 м, ориентированных по оси восток-запад. Центральную часть каменоломни прорезает несколько трещин, пролегших через скальный массив в меридиональном направлении. В северо-восточном и юго-восточном углах, а также в юго-западной части каменоломни оставлены невыбранные блоки.
На исследованном объекте хорошо видна техника древних каменотесов. Каменоломня была открытого типа – выборка камня велась с самой поверхности скалы. Первоначально выбранная для разработки территория была разделена поперечными канавками на семь участков. Один участок распланировали под добычу камня поперек склона, на остальных предполагалось выламывать блоки по склону. Поэтому первый участок был заложен на длину будущего блока, а остальные шесть – на его ширину. Разделительные канавки хорошо видны на поверхности скалы.
На юго-западном участке каменоломни, где сохранились невыбранные блоки, глубина канавок достигала 0,32-0,35 м. Видимо их пробивали на глубину, равную толщине блока. Борта канавок сужаются ко дну. Ширина канавок – 0,04-0,08 м, местами до 0,1-0,14 м. Вырубка камня велась металлическим инструментом, следы которого отчетливо видны на дне и бортах канавок. Скорее всего, это было зубило, сделанное из бруса с уплощенным рабочим концом. Судя по размерам рубца, оставленного инструментом в скальной поверхности, его рабочая часть имела ширину 2 см и толщину 1 см.
Зубило вбивали молотом в известняк под углом 45 градусов. Часто, для расширения разделительных канавок зубило вбивали повторно. В таких случаях на дне канавок оставалось два ряда рубцов от инструмента. После того, как будущий блок был оконтурен, его отламывали от основного массива горизонтальным заклиниванием из-под низу. Следы от металлических клиньев, в виде глубоких борозд, расположенных поперек основания блока, местами сохранились на поверхности скалы. От выломанных блоков на дне каменоломни остался отчетливый след.
Судя по высоте бортов, в восточной части каменоломни удалось вырубить два, расположенных один над другим, ряда блоков. В западной части, где уровень скалы понижался, было выбрано только по одному блоку. Учитывая площадь и глубину каменоломни, легко рассчитать, что всего на участке было добыто около 30 блоков.
Методы добычи камня были одинаковыми по всей Византии. Аналогичная техника ломки блоков зафиксирована в ранневизантийских мраморных карьерах на о. Тасос. Здесь камень оконтуривали небольшими канавками, выбитыми на глубину, на несколько сантиметров превышавшую предполагаемый размер будущего блока. Затем, у основания блока по горизонтальной линии вбивали железные клинья, что приводило к отделению блока от массива.
Вдоль юго-западного края эски-керменской каменоломни высечено семь ям, расположенных в линию на расстоянии 0,3-0,42 м друг от друга. Ямы квадратные или почти прямоугольные в плане, с сужающимися ко дну бортами, размерами 0,14х0,14 м, 0,16х0,16 м, 0,16х0,26 м и глубиной 0,12-0,38 м. Назначение их определить трудно. В мраморных карьерах встречаются подобные небольшие ямы, которые исследователи связывают с установкой механизмов для подъема блоков. В нашем случае ямы, расположенные на краю каменоломни и вдоль борта нижнего марша подъемной дороги, могли предназначаться и для какой-то деревянной придорожной конструкции.
По оставшимся на дне каменоломни следам от вырубленного блока можно установить его размеры: длина 1,5-1,6 м, ширина 0,78-0,9 м и толщина 0,32-0,35 м. При этом легко заметить, что параметры соотносятся как 1:2,5:5, т.е. длина блока почти в пять раз превышает толщину, а ширина равна двум с половиной показателям толщины. Это же соотношение параметров сохранялось и после небольшого уменьшения размеров блока, связанного с его обтесыванием.
Показательно, что размеры вырубавшихся блоков базируются на византийской системе мер длины. Наименьший параметр блока, его толщина, равен 0,32 м, что сопоставимо с византийской «стопой» – футом. Размер фута варьировался: римский фут равнялся 29,6 см, греческий – 31,5 см. По мнению Э. Шильбаха, после эпохи Юстиниана устойчивым размером фута становится 31,23 см. Эта цифра была получена исследователем на основе анализа размеров Собора Святой Софии в Константинополе («фут Святой Софии»). Ширина блока, в два с половиной раза превышавшая его толщину, сопоставима с византийским шагом, приравненным к 78,08 см. Длина блока, в таком случае, соизмерима с двойным шагом, который равнялся 1,561 м.
В византийских письменных источниках, посвященных метрологии, где сопоставляются различные меры длины, простой шаг приравнивается к 2,5 футам, а двойной шаг – к 5-ти футам. На примере Северной Африки можно говорить о том, что основные размеры конструктивных элементов крепостных сооружений в византийских провинциях укладывались в систему линейных измерений на основе византийского фута в 31,23 см. Сохранность оборонительных сооружений Эски-Кермена не позволяет определить их точные размеры. На участке восточной оборонительной стены, открытом в 1937 году и доследованном в 2005-2006 годах, верхние ряды двухпанцирной кладки были перекрыты уложенными поперек известняковыми блоками, размеры которых соответствуют камню, добывавшемуся между маршами подъемной дороги.
Известняковыми блоками таких же размеров вымощен пол в нартексе базилики. В постройках позднего этапа существования городища (841 г. – конца XIII в.) блоки больших размеров не использовались. Дома и часовни этого времени строили, в основном, из дикарного камня. Более крупные, подтесанные камни закладывали в углах домов или использовали в обрамлении дверных откосов. Однако размеры этих камней значительно уступают блокам, добывавшимся в каменоломне на городской подъемной дороге.
Добыча камня на каменоломне началась, скорее всего, одновременно с возведением на плато крепости и вырубкой нижнего марша подъемной дороги. Выломанные здесь блоки обтесывались и по подъемной дороге перевозились на плато, где их использовали при строительстве оборонительных стен и базилики. Метод добычи камня, а также размеры блоков, базирующиеся на византийской системе мер длины, еще раз подтверждают сделанный ранее исследователями вывод о строительстве крепости на плато Эски-Кермен византийскими инженерами.