Заозерное. Могильник

заозерное.jpg

Некрополь у п. Заозерное находится в 1.5 км от античного городища “Чайка” в Евпатории. Характерной особенностью памятника является долговременность его функционирования (последняя четверть IV в. до н.э. – 30-е годы I в. н.э.), а также неоднородность этнического состава населения, использовавшего его, вплоть до полной смены этого населения в последней четверти II в. до н.э., что обусловило сложную картину погребальной обрядности. Немалую роль в усложнении интерпретации значительной части объектов сыграли многократные разрушительные ограбления могильника.

Захоронения на могильнике различались по типам погребальных сооружений: простые ямы, каменные ящики и каменные склепы. Простые ямы представлены одним сохранившимся сооружением. Яма находилась в кургане 13, имевшем полусферическую форму диаметром – 12 м, высотой – 0.3–0.4. Насыпь состояла из суглинка с включениями каменной крошки, насыщенной фрагментами керамической посуды (следы тризны), среди которой был найден фрагмент синопского солена. Погребение находилось в вырубленной в скале могильной яме, расположенной в южном поле кургана. Сверху ее прикрывал завал камней. Яма, ориентированная с востока на запад, имела прямоугольную форму сослегка скругленными углами. Ее размер – 2.17 × 0.95 × 0.52 м. В яме находилось множество лежавших в беспорядке костей – не менее чем от 10 костяков. Погребения совершались многократно. Из вещей сохранилось лишь свинцовое пряслице. По найденным в насыпи фрагментам керамики захоронение датируется приблизительно IV–III вв. до н.э.

заозерное ящик.pngКаменных ящиков, сохранившихся настолько, что по ним можно было бы определить тип сооружения, – два. Первый ящик происходит из кургана 19 диаметром 11–15 м, высотой – 0.27–0.73. Насыпь – суглинок с каменной крошкой и мелкими камнями. Сооружение представляло собой ящик, стенки которого сложены из необработанных каменных плит, поставленных “на ребро”. Его длина– 2.7 м, ширина – 1.3. Ящик был ориентирован по оси запад– восток, дном ему служила скала. У северной стенки, по-видимому ярусами, лежали фрагменты четырех черепов. Кости скелетов разбросаны по всей могиле. Инвентарь отсутствует, так как могила была ограблена. В насыпи среди небольших камней найдено пять черепов, кости скелетов перемешаны. Погребение находилось выше центрального захоронения, т.е. было впускным.

Второй ящик находился в кургане 39. Это было почти полностью разрушенное захоронение. Дном ящику служила скала. От сооружения осталось три камня, поставленных “на ребро”. Размер ящикаприблизительно равен 1.6 × 0.7 м. На дне находился скелет подростка со скрещенными в голенях ногами, правая рука была вытянута, левая лежала на тазовых костях. Погребение было ориентировано головой на юг. Слева от костяка, у ноги лежал фрагмент чернолаковой миски с граффито на донце (видимо, сокращение имени), датируемой последней четвертью IV в. до н.э. Вокруг костяка и над ним – завал беспорядочно лежащих человеческих костей. Над завалом – скопление очень больших фрагментов стенок херсонесской амфоры и ручка с клеймом астинома Эсхина, деятельность которого датируется 315–300 гг. до н.э.

Наиболее многочисленный тип сооружения в некрополе – склепы, различавшиеся по конструкции.Они располагались в Центральной и Восточной частях. Склепы Центральной части, сохранившиеся лучше других, находились в курганах 16, 30, 31а, а также в бортах каменоломни; Восточной – в курганах 36, 38–41. Склепы в бортах каменоломни с коллективными погребениями открыты на участках 1984 и 1985 гг.

Склеп 1984 г. вырублен в борту каменоломни, проходившем около кургана 16 в направлении ССЗ– ЮЮВ. Высота стенки борта – 0.6 м. Основной объем склепа вырублен в материковой скале. Он заглублен относительно уровня дна каменоломни на 0.9 м. Ширина склепа – 1.7 м, длина – 1.9, высота – 1.4. Стены подземной части склепа не имели подтески, а выше он был надстроен плитами. Западной стеной служил борт каменоломни. Перед входом находилась небольшая входная яма. Вход размером 0.7 × 0.4 м располагался на юге и был закрыт закладной плитой, плотно пригнанной к верхним камням. Все сооружение перекрывалось набросом из мелких камней, среди которых было обнаружено значительное количество керамики, в основном стенки красноглиняных и светлоглиняных амфор, лепной и чернолаковой посуды, что само по себе свидетельствует о разновременности захоронений. Чернолаковая посуда датируется не ранее середины IV в. до н.э. – это чернолаковый аск и чернолаковая чашечка с граффито на донце в виде лигатуры АГ.

Аскос, аск (др.-греч. ἀσκός) — древнегреческий плоский сосуд округлой формы с ручкой на носике. Аскосы изготавливались из глины и украшались фигурной росписью как вазы. Аскосы применялись для хранения масел и заправки масляных ламп. Существуют формы аскосов с двумя носиками.

Красноглиняное рыбное блюдо и красноглиняный флакон датируются серединой IV – III в. до н.э. Наличие среди керамического материала стенок светлоглиняных амфор свидетельствует о времени не ранее середины I в. до н.э. В склепе было совершено несколько разновременных погребений. Кости погребенных покрывают дно склепа почти сплошным слоем толщиной 0.15–0.2 м. В западной части, заглубленной по отношению к основной, лежал костяк взрослого человека плохой сохранности головой на север.Он был засыпан слоем разрозненных костей также плохой сохранности. В восточной части перед входом сверху лежал костяк взрослого человека, вытянуто, головой на север. Кроме того, здесь были отмечены остатки детского костяка, лежавшего головой на юг. Среди костей найдено 42 бусины и бисер, детский бронзовый браслет, большое бронзовое кольцо, 3 железных ножа, 3 железные черешковые стрелы, железная пряжка, фрагмент лепного светильника “сапожок”, пряслице. Бусыдатируются от IV в. до н.э. до I в. н.э. Материал в самом склепе тяготеет к I в. до н.э. – I в. н.э. Склеп был сооружен в конце IV – начале III в. до н.э., после чего в негоподзахоранивали покойников в I в. до н.э. – I в. н.э. Ранний инвентарь был выброшен наружу, недалеко от склепа: все описанные находки раннего времени явно принадлежали погребениям склепа.

Кург. 16. Склеп с ложным сводом1.jpgКурган 16 – самый большой на некрополе. Его диаметр – 28 м, высота: 1.49 м – с севера, 1.87 – с юга, 1.44 – с запада, 2.39 – с востока. Разница в высотах свидетельствует о разновременности насыпок.

Склеп 1. Основное сооружение – склеп, частично вырубленный в скале, частично сложенный из крупных блоков. Почти полностью сохранилось перекрытие. Склеп пристроен к борту каменоломни, как и стенка дромоса. Вход в склеп – с северо-востока, около него лежала закладная плита. Погребальная камера размерами 1.82 × 1.32 м имела четырехугольную форму. Отверстие, перекрытое плитами, было пятиугольной формы, размером 0.9 × 0.9 м. Ряд блоков, положенных с угла на угол со стен погребальной камеры, образовал отверстие, закрытое плитами перекрытия. Дромос длиной 1.55 м был сильно нарушен, поскольку и с его стороны склеп подвергался ограблению. Дно дромоса заметно понижалось к входу в камеру. Внизу при входе в камеру находился порог в виде каменной полукруглой плиты.

Кург. 161.jpgНа дне погребальной камеры в полном беспорядке лежали человеческие кости, перемешанные и разбросанные по всей камере. Склеп был полностью ограблен и не раз. Сохранились девять черепов и кости скелетов. Из инвентаря остались 2 бронзовых браслета, 53 стеклянные бусины, 2 пряслица и 2 лепных светильника с одним рожком и сплошной ручкой. Датируются находки I в. до н.э. – I в. н.э. Архитектура склепа сближает его с так называемыми уступчатыми боспорскими склепами с ложными сводами. По всей видимости, первоначально его не перекрывала насыпь, так как он был пристроен к бортам каменоломни и, подобно склепу кургана 30, имел панцирь.

Склепы третьего типа встречались и на Центральном участке, но в основном были сконцентрированы в восточной части некрополя.Курган 31а. находился рядом с курганом 31, практически слившись с ним. В центре насыпи диаметром 10 м, на месте грабительской ямы, находилось полностью разрушенное каменное сооружение, прослеживающееся лишь по подтеске в скале для его северной стены. К сооружению вел дромос, соединявшийся с каменным кольцом. Дромос имел уклон под тупым углом в сторону погребального сооружения. Каменное кольцо представляло собой крепиду для укрепления насыпи, о чем свидетельствует характер кладки, выведенной на одно лицо и беспорядочной с внутренней стороны, что не позволило бы ей стоять самостоятельно.

Крепида (крепидома) (греч. krepis — основа) — опорная стена, построенная по периметру кургана.

Объединение крепиды со стенками дромоса говорит об одновременном сооружении склепа и насыпи. Склеп ограблен. Значительная часть находок происходит из северо-восточного сектора, среди них встречаются и обломки человеческих костей. Вещи хронологически подразделяются на два основных периода: конец IV – начало III в. до н.э. и около I в. до н.э.Отдельные находки в насыпи относятся, скорее всего, к остаткам костяка, лежавшего в юго-западном секторе. Находки приблизительно датируются I в. н.э. Прежде всего, это бронзовая фибула с небольшим коротким приемником и прогнутой ленточной стенкой. Такие фибулы распространены в Северном Причерноморье именно в это время. Кроме того, в комплекс находок входил светильник сапожок и железная стрела – вещи, соответствующие тому же времени.

Курган 36. Состоял из двух слившихся насыпей, одна из которых – каменистая, высотой около 1 м. Под ней находилось погребальное сооружение – каменный склеп. Размеры – 2.25 × 1.25 м, склеп ориентирован с запада на восток. Его нижняя часть заглублена в скалу, а стенки надстроены большими камнями. Поскольку курган был ограблен, верхняя часть склепа разрушена и следов перекрытия нет. К склепу вел дромос длиной 1.6 м, составленный из необработанных камней, поставленных “на ребро”. Дромос наклонно спускался с южной стороны склепа. Погребения в склепе почти не сохранились, остались лишь фрагменты нескольких костяков, расположенных не в анатомическом порядке. У южной стенки находились пять черепов. По остаткам костей можно судить о том, что в склепе было захоронено семь человек (взрослые и дети). Погребения совершены ярусами. Зачищено четыре уровня. Из инвентаря осталась только бронзовая сережка колечком.

Под второй насыпью находилось разрушенное погребение, представлявшее углубление в скале, окруженное каменным кольцом. На дне лежали потревоженные кости двух костяков. Судя по размерам подтески (4 × 3 м), можно предположить, что это остатки комплекса “склеп – каменное кольцо – коллективные погребения”. Однако стенки склепа полностью разобраны в древности.

Курган 38. Под небольшой каменистой насыпью высотой 1 м, диаметром 10–12 находился каменный склеп размером 1.9 × 1.1 м, ориентированный с юго-запада на северо-восток. Склеп представлял основное сооружение. Камера была углублена в скалу и надстроена стенками, сложенными из тщательно отесанных изнутри и грубо обколотых снаружи квадров.

Квадр архитектурный камень для кладки стен, отёсанный в форме правильного параллелепипеда.

К склепу вел дромос длиной около 2 м. Вокруг сооружения было устроено каменное кольцо. В склепе погребено около 30 человек. Поскольку по неизвестной причине он сохранился лучше других, в нем было зачищено пять слоев погребенных. В нижней части, у самого раннего костяка, лежала чернолаковая тарелка II в. до н.э. – самая ранняя вещь в склепе. Остальные предметы инвентаря – лучковые железные фибулы, железная черешковая стрела, бусы – датируются I в. до н.э. – I в. н.э.

Курган 39. Диаметр – 15.5–16.5 м, высота – около 1. Насыпь – каменная, плотно залегавшая по всей поверхности. Курган ограблен. Все погребения нарушены попавшими на них тремя грабительскими ямами. По-видимому, захоронение являлось семейной усыпальницей – содержало захоронения взрослых, подростков и детей. Сооружение полностью разрушено грабителями, осталось пять камней от стенки погребального сооружения. Рядом со стенкой лежало лепное пряслице. В грабительской яме находились кости, по крайней мере, пяти погребенных. В насыпи содержалось большое количество фрагментов керамики, преимущественно от мегарских чаш, датирующихся не ранее второй четверти II в. до н.э. Особый интерес представляют находки оружия: железного наконечника копья и дротика. Аналогиями им служат копья, происходящие из погребения в мавзолее Неаполя Скифского II–I вв. до н.э., и дротики из погребений рядового населения некрополя Неаполя Скифского.

Склепы некрополя у п. Заозерное в основном делятся на три типа: склепы, вырубленные в скале каменоломни или пристроенные к ее бортам, с входной ямой; склепы с ложным сводом; склепы, заглубленные в скалу, с надстроенными стенками, наклонным дромосом и каменным кольцом вокруг. Материал некрополя демонстрирует разнообразие погребальных традиций, связанных как с этническими, так и с социальными различиями в среде населения городища “Чайка”. Самым сложным представляется вопрос о его этнической принадлежности.

О том, что в IV–III вв. до н.э. в состав греческой общины входили представители таврского населения, свидетельствуют находки кизил-кобинской керамики. Поэтому устройство каменных ящиков также, видимо, надо связывать с таврским этносом. Простая яма может свидетельствовать о низком социальном статусе погребенных. Склепы, вырубленные в скале, находят аналогии в херсонесском некрополе и в некрополе поселения недалеко от Херсонеса. Устройство таких склепов связывают с греческим населением городища “Чайка”, после чего они были использованы новыми жителями – так называемыми поздними скифами.

Второй тип склепов – с ложными сводами – также традиционен для греческого обряда; склепы и этого типа использовались поздними скифами. На Восточном участке некрополя у п. Заозерное сконцентрированы курганы, содержавшие одинаковые по конструкции и обряду гробницы, – склепы третьего типа. Рассматриваемые объекты ранее интерпретировались как каменные склепы, сооруженные греками в IV–III вв. до н.э., а затем использованные поздними скифами в I в. до н.э. – I в. н.э.

Преобладание в насыпях материалов IV–III вв. до н.э. создавало впечатление устройства всех погребальных сооружений в это время. Поэтому шли поиски могильника II в. до н.э. Рассмотрение большого количества материалов позволяет с определенностью говорить о наличии артефактов II в. до н.э. И.В. Яценко, публикуя находки из склепа кургана 38, датировала некоторые вещи II в. до н.э., при этом лишь в предположительной форме высказывая мысль о том, что “они были позаимствованы из инвентарей его более ранних погребений”.

погребение младенца в амфоре.jpgПрактически во всех курганах под насыпями находились погребения младенцев в амфорах IV– III вв. до н.э., что также наводило на мысль об устройстве курганов в это время. Однако зачастую эти погребения совершались раньше склепов и уже не были видны при сооружении насыпи. Поэтому одним из главных вопросов был и остается вопрос датировки погребений в склепах (если бы склепы не были ограблены). В связи с этим особую ценность приобретают находки из насыпей. В них присутствуют остатки тризны – керамика, как правило, позволяющая хотя бы суммарно определить хронологические рамки использования склепов. Больше всего предметов погребального инвентаря сохранилось в кургане 38.

Материалы курганов 40 и 41 свидетельствуют о том, что такие погребальные сооружения устраиваются на некрополе уже в начале III в. до н.э. и продолжают использоваться в течение III в. и во II в. до н.э., а затем – в I в. до н.э. – I в. н.э. Как показали материалы греческого поселения, оно существовало до третьей четверти II в. до н.э., затем наступил перерыв в жизнедеятельности городища, длившийся около 10–15 лет, после которого сюда пришло новое население, судя по материалам некрополя, прекрасно знакомое с традициями погребения покойников в семейных склепах рассматриваемого типа. Это подтверждает предположение Е.А. Поповой о приходе на городище “Чайка” группы населения с Боспора. А.П. Мошинский обратил внимание на такую черту погребального ритуала, присутствующую на некрополе у п. Заозерное, как тризна до возведения насыпи, также характерную для курганов Боспора. Устройство склепов с ложными сводами относится к боспорским погребальным традициям. Напрашивается вывод о том, что и этнически эти группы людей были тождественны. Что же это был за этнос?

Основным населением в конце IV – II в. до н.э. было греческое, о чем свидетельствует облик материальной культуры на поселении. Пришедшее новое население принято считать поздними скифами. Материалы некрополя указывают на появления склепов третьего типа после первого разрушения на греческом поселении, т.е. в начале усадебного периода. Поскольку аналогии им находятся в Восточном Крыму, напрашивается вывод о переселении сюда группы боспорского населения. Связать этот факт с определенными историческими событиями и объяснить причину перемещения населения пока не удается. Однако по поводу его этнической принадлежности можно высказаться довольно определенно.

заозерное план.png

В свое время возникла дискуссия относительно определения этноса, оставившего в Восточном Крыму погребения в каменных гробницах: некоторые исследователи считали их таврами, некоторые – скифами. А.А. Масленников, также опираясь на сообщения древних авторов, в частности Страбона, говорил о населении Восточного Крыма II–I вв. до н.э. как о “боспорянах”. По-видимому, этот термин и следует употреблять в отношении населения городища “Чайка” этого времени, соглашаясь с И.В. Яценко, что некрополь у п. Заозерное отражает смешанный в этническом отношении состав жителей. Условный термин, предложенный А.А. Масленниковым, касается позднескифского периода “Чайки”. Для населения греческого периода возможна бóльшая конкретизация, например, очевидно, что в IV–III вв. до н.э. здесь преобладал греческий этнос, присутствовали представители таврского населения.

Список литературы
Мошинский А.П. Погребальный обряд некрополя IV– III вв. до н.э. у поселка Заозерное (Крым) // СА. 1988. № 4.
Попова Е.А. «Коллективные» погребения некрополя у пос. Заозерное в Северо-Западном Крыму // Российская археология. 2012. №1.
Попова Е.А. Греческое поселение на городище “Чайка” во второй половине III – II в. до н.э. // Материалы исследований городища “Чайка” в Северо-Западном Крыму. М., 2007.
Яценко И.В. Археологические раскопки в предместье Евпатории // Вопросы истории. 1974. № 4.