Античный театр в Херсонесе

На карте Крыма существует множество мест с долгой и насыщенной историей, среди них Херсонес выделяется своим почтенным возрастом. Находящийся на пересечении варварского мира и античной цивилизации, этот город был обречен на то, чтобы стать одним из культурных центров Северного Причерноморья. Однако основную роль в жизни города в античное время играла греческая культура. Воспитанные на сказаниях о великих героях и славных олимпийских богах жители полиса стремились привнести в свою жизнь все новшества и достижения цивилизации, одним из которых был театр.

s1200.jpgАнтичный театр – не часто встречаемый в Северном Причерноморье тип памятников. Театр Херсонеса был обнаружен во время исследований, проводимых в 1954 году Олегом Ивановичем Домбровским под стеной ранее известного средневекового «Храма с ковчегом». Позднее в ходе ряда продолжительных археологических исследований территории театра, производимых в 1954-1965, 1971-1973, 1976, 1987-1989 годах, удалось открыть всю площадь сооружений.

Театр находится в Юго-Восточной части городища Херсонеса в непосредственной близости от городских ворот и современного главного входа на территорию музея-заповедника. Как и для современных театров, для античных характерно ярусное расположение зрительных рядов или театрона.

Театрон – часть античного театра, где располагались места для зрителей. Стоит заметить, что места в театроне распределялись между зрителями в четкой иерархии, соответствующей их социальному положению в полисе, так самые знатные и влиятельные граждане города входившие в совет располагались в центральном секторе, при этом первый, самый почетный ряд был зарезервирован для действующих магистратов (своего рода чиновников) полиса.

 

01_5.jpgПрактика строительства театра была широко распространена среди всех древнегреческих поселений и обычно для сооружения постройки использовались естественные особенности рельефа.  Для устройства театра в Херсонесе было выбрано место небольшой балки. Театрон располагался на западном склоне, обращенном по направлению к Карантинной бухте, которая становилась одним из естественных элементов декораций. Сам театрон представлял из себя террасированный склон, на котором рядами располагались каменные скамьи. Он был разделен на несколько секторов, между которыми находились лестничные проходы. В последующее время театр был частично разобран для строительных нужд и до нас дошла лишь часть античного «интерьера», в том числе и скамья, которая была надежно законсервирована под полом средневекового храма. По имеющимся данным достаточно сложно определить вместительность театра, исследователями приводятся различные цифры в диапазоне от 1,5 до 2,5 тысяч мест.

Центральное место театра занимало пространство, использующееся для проведения  различного рода представлений, и состояло оно из нескольких разнофункциональных зон. Непосредственно перед нижними рядами театрона находилась орхестра, круглая площадка, которую часто ошибочно принимают за сцену. Диаметр орхестры Херсонесского театра составлял примерно 23 метра.

Орхестра  предназначалась для размещения хора и музыкантов, которые озвучивали действие, такое расположение позволяло максимально эффективно применять пространство для усиления звука. Звук, резонируя от построек театра,  доходил до верхних рядов зрителей

Напротив театрона за орхестрой находилось здание скены (скене), которое исполняло роль и декорации, и служебного помещения, и ,частично, сцены в нашем понимании этого слова. На первом этаже скены находилась крытая галерея, немного вынесенная вперед в сторону орхестры. Пространство над этой галереей носило название проскений, на нем и происходила большая часть театральных действий. Однако активно использовались и часть орхестры и второй этаж скены и даже крыша скены, которая служила теологейоном, местом, на котором актеры изображали различных божеств (справедливо выделив для подобного рода образов соответствующее «возвышенное» пространство). За время своего существования Античный театр Херсонеса Таврического был многократно перестроен. Первоначальное здание скены, судя по всему, было деревянным и со временем с развитием города было возведено каменное. Само здание подверглось наибольшему разрушению, однако удалось проследить расположение пародов, проходов на орхестру, которые находились по бокам от скены, колонн проскения и ряд других архитектурных особенностей, которые позволяют реконструировать примерный внешний облик театра.

Для подобного рода памятников достаточно сложно установить точную нижнюю границу существования, однако в результате исследований удалось установить, что Херсонесский театр был возведен на рубеже IV-III вв. до н.э. именно в это время прекращают функционирование располагавшиеся рядом могильник и ряд жилых помещений.

d30d15cs-960.jpgO tempora! O mores!

Театр, являясь важным культурным институтом полиса, несомненно отражал все изменения происходившие в городе. Но актерские выступления той поры едва ли станут достоянием археологов. Тем не менее, вовлечение Херсонеса в сферу культурного, политического и экономического влияния Рима нашло свое отражение во внешнем облике театра. Так  пространство орхестры было расширено и ограничено стеной. В результате римской «модернизации» театра разнообразие зрелищ вышло на качественно новый уровень. Стало возможным устраивать опасные представления с участием диких зверей, не подвергая зрителей опасности. Кроме того в римский период на территории театра начинает функционировать алтарь Немисиды, к существованию которого относится, по всей видимости, значительный комплекс культовых предметов, среди которых и посвященные этой богине.

Немесида, богиня судьбы была особенно популярна у людей рискованных профессий, среди которых были и гладиаторы, так что ну удивительно, что алтарь Немесиды возник рядом с ареной.

Упадок театра и последующие перестройки

В IV веке н.э. на территории Херсонеса Таврического основательно укрепляется христианство. Приверженцы новой религии активно боролись с различными проявлениями язычества, одним из которых небезосновательно считался театр. И уже к концу IV века театр перестает функционировать. А на его месте воздвигается несколько христианских храмов, в том числе и «Храм с ковчегом», и средневековые жилые постройки. Важно заметить, что средневековые строители не сильно заботились о сохранности объектов культурного наследия чуждого им языческого мира и часто разбирали старые постройки на строительные материалы. Отчасти такая участь постигла и театр. Хотя зодчие «Храма с ковчегом», возведенного в центральной части театра, оказали большую услугу археологам, «законсервировав» под фундаментом храма гранитную лавку театрона, которая была обнаружена in situ, т.е. в первоначальном положении.

Являясь далеко не единственным подобным сооружением в мире, античный театр Херсонеса Таврического все же первый открытый комплекс такого типа в Северном Причерноморье. И его изучение позволило приблизиться к представлениям о духовной культуре населения античности, полное изучение которой недоступно современной науке.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОСМОТРУ:

Фильм  Дениса Бурганова о Херсонесском театре, созданный Творческим Объединением "Русский Театральный Дом" в 2019 году:  https://www.youtube.com/watch?v=J_42Jq5N7S4&feature=emb_logo

 

Список литературы
Сокровища Херсонеса Таврического. Киев: Мистецтво, 2013.
Паршина Е.А., Лосицкий Ю.Г. Участок античного театра в Херсонесе // История и археология Крыма. 2014. Вып.1.
Херсонес Таврический: Путеводитель по раскопкам / под ред. Г. Белова. Симферополь: Крымиздат,1958.