Храм в урочище Ай-Андрий
Остатки средневекового храма, известные под названием «Ай-Андрий», находятся в южной части Горного Крыма, на юго-восточном склоне возвышенности Карлича (один из восточных отрогов горы Демерджи), в правом борту долины речки Улу-Узень (Мегапотам), у источника Ай-Андрий, примерно в 7 км от берега Черного моря, на высоте около 500 м н. у. м., в 1,6 км к юго-западу от с. Генеральское. Памятник представляет собой руины однонефной церкви с притвором, сооруженной над родником, вода которого по каптажной галерее выходит из портала под юго-восточной стеной храма. Поблизости были обнаружены остатки небольшого поселения.
В исторических источниках прямые сведения о комплексе отсутствуют. Первые документированные свидетельства о комплексе появились, видимо, после присоединения Крыма к Российской империи. В частности, он упоминается в «Донесении» академика Е. Е. Кёлера и в путевых заметках академика П. И. Кеппена объект упоминается как местная достопримечательность – «греческая церковь» над источником у дороги между селами Улу-Узень (Мегапотам) и Демерджи (Фуна). Путешественники писали о его относительно хорошей сохранности. В числе первых, зарисовал храм Ф. И. Гросс в 30-е гг. XIX в. На одном из его рисунков изображен вид на храм с юга – юго-востока. Еще одна литография Гросса, сделанная в 1840-е гг. изображает храм с северо-востока.
В 1896 году руины церкви осмотрел председатель ТУАК А. И. Маркевич и вскоре опубликовал краткое, но относительно детальное их описание. Из него следует, что к концу XIX в. нартекс храма был довольно сильно разрушен. Лучше сохранился наос (размер в плане – 4х4 шага). Упомянут «величественный» вход в него и колонны по углам, в том числе две «целые», одна из которых (справа при входе) – с капителью, а также некая «другая дверь» в «северной» стене. Сообщается, что под зданием располагается «сложенный на извести свод», из которого «вытекает р. Куру-Узень.
Памятник фигурирует в “Ведомости христианского населения, вышедшего из города и деревень Крыма в 1778 г., и оставшихся после него старых церквей в Крыму”, составленной в 1901 году А. Л. Бертье-Делагардом. 1903 годом датируются наиболее ранние фотографии памятника из числа хранящихся в Центральном музее Тавриды. В 1911 году объект посетил геолог П. А. Двойченко и сделал несколько его фото. А в 1912 году А. И. Маркевич сообщил ТУАК о обрушении в 1907 году «свода» в руинах храма Ай-Андрий.
В апреле 1913 года помощник Алуштинского городского старосты И. Д. Иванов зафиксировал факт частичного разрушения остатков храма представителями общины с. Улу-Узень при попытке направить воды расположенного под ними родника к своим сельскохозяйственным угодьям. По этому поводу Таврическим вице-губернатором в адрес Ялтинского уездного исправника было направлено предписание о необходимости принятия мер к сохранению объекта, в частности проведения соответствующей разъяснительной работы с местным населением. В результате в мае того же года Ялтинский уездный исправник взял руины церкви под охрану, а уполномоченный общества и староста с. Улу-Узень дали подписки в том, что они извещены об этом и обязуются следить за сохранностью руин.
В путеводителе 1929 года также констатируется ухудшение сохранности объекта:
«Несколько лет назад здесь еще оставался вход с колоннами из известнякового туфа, но сейчас церковь сильно разрушена и остались только 2 стены – южная, с аркой для воды, и восточная, остальные превращены в груду камней».
Наконец, в 1956 году Горным отрядом под руководством О. И. Домбровского на храме Ай-Андрий проведены первые предварительные работы по его исследованию. Осуществлена зачистка руин по внешнему периметру и в апсидной части помещения, выполнены их описание и фотофиксация, вычерчены схематический план строения и фас портала каптажной галереи. В 1956 году сохранность стен (в частности, юго-восточной) местами превышала 2 м, однако в целом памятник был разрушен значительно сильнее, чем в 1912–1913 годы.
В процессе работ удалось выявить и зафиксировать остатки стены, разделявшей нартекс и наос, трехчетвертные колонны в углах наоса и пилястры в нартексе, две ниши (параклесии) и алтарное возвышение с вмазанной в него нижней частью гончарного сосуда, железные гвозди «на углах апсиды» (возможно, элементы крепления иконостаса), вымостку пола, одна из плит которой (в апсидной части помещения) ко времени раскопок была смещена, открывая доступ к воде под храмом. Кроме того, предположительно определено местоположение входа в церковь и лестницы к нему, а также высказано мнение о том, что здание было крыто черепицей.
Что касается находок, в отчете сообщается лишь то, что «в нем встречено большое количество фрагментов архитектурных деталей из известкового туфа, 11 обломков керамических сосудов (в том числе венчика пифоса), 30 фрагментов кровельной черепицы «XI–XII вв.». Церковь в целом датирована XI–XII вв. Указано, что «южнее и ниже храма, на склонах, собрано много керамики и прослежены остатки обложенных камнем землянок и могильника».
В научно-популярной книжке К. К. Когонашвили и О. А. Махневой памятник упомянут как средневековое поселение и монастырь Ай-Андрий. В 1969 году объект взят на государственный учет как архитектурно-археологический памятник «Храм Ай-Андрий X–XV вв. н.э.». По крайней мере с последней четверти XIX в. и, после долгого перерыва, с начала XXI в. источник и храм Ай-Андрий упоминаются в специализированной литературе как место отправления культа Св. Андрея Первозванного.
В 2005 году Горно-Крымской экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины, под руководством А. В. Лысенко, было произведено обследование архитектурно-археологического комплекса – сбор историко-архивных сведений, топографическая съемка, сбор и изучение подъемного материала, описание и фотофиксация руин храма. В наше время объект занимает рассеченный двумя тальвегами временных водотоков участок склона, в верхней части которого располагаются две террасовидные площадки. Одна из них (верхняя), возможно, по крайней мере частично, естественного происхождения, а вторая (нижняя), видимо, представляет собой оплывшее полотно грунтовой дороги.
На верхней площадке находится два водоисточника. Над одним из них (юго-западным) – остатки средневекового храма. Здание сильно разрушено, практически полностью сохранилась лишь каптажная галерея под его полом. В 2005 году значительную часть руин строения (сохранность стен – 0,3–1,5 м, ширина развалов – 1,0–2,5 м), а также его внутреннего пространства скрывали культурные отложения – в основном, видимо, слой разрушения постройки, особенно мощный у северо-западной стены нартекса церкви. Заполнение её апсидной части было выбрано до плит пола.
К 2018 году грунт в помещении распланировали. Юго-восточная стена и часть кладки апсиды надстроены, с существенными искажениями реального контура здания, вероятно, христианскими паломниками, с использованием средневековых архитектурных деталей. Новая кладка иррегулярная, однослойная, высотой до 0,65 м, шириной 0,3 м, сложена насухо. С внешней стороны северо-западной стены установлен деревянный крест. Остатки культурных напластований, связанных с сооружением, функционированием и разрушением храма прослежены на площади не менее 0,036 га, их мощность в отдельных местах достигает, видимо, 1,5 м.
К юго-востоку от храма, на площади около 0,22 га, отмечены признаки наличия культурных отложений, связанных, вероятно, с небольшим средневековым поселением. В 30 м к юго-западу от церкви располагается террасовидная полуовальная в плане площадка (10,0×21,0 м). У её юго-западного края видно углубление подпрямоугольной в плане формы размером 6,5×8,8 м. С юго-восточной стороны этого понижения, вдоль его края, прослеживается контур верхнего ряда кладки (шириной около 0,6–0,8 м), сложенной из местного камня на грязи. Видимо, на площадке находятся руины средневекового архитектурного сооружения. Ниже по склону в обнажениях грунта обнаружен довольно многочисленный подъемный археологический материал: обломки керамических сосудов (тарных, кухонно-столовых) и строительных материалов, фрагменты глиняной обмазки, отдельные кости животных и створки морских моллюсков.
Средневековые культурные напластования в пределах объекта частично разрушены как под действием естественных факторов (размыв русловыми водами, периодически поступающими по тальвегам временных водотоков), так и при «поздних» земляных и строительных работах.
Основная часть комплекса – средневековая церковь, совмещенная с каптажной галереей. Имеющиеся данные позволяют составить общее представление о её конструктивных и архитектурных особенностях. Храм относится к широко распространенному в средневековой Таврике типу малых одноапсидных с прямоугольным планом. Здание возведено на естественной террасовидной площадке, ориентировано поперек склона, по линии ЮЗ–СВ. Общие размеры постройки в плане – примерно 4,5×10,0 м, внутреннего пространства – 3,0×8,3 м. Её высота могла превышать 5–6 м.
Внутренние и внешние очертания апсиды полукруглые. За линию стены она выступает примерно на 2 м. Ширина плеч – около 0,5 м. Вход один, располагался, предположительно, у южного угла здания, в юго-западной части юго-восточной стены. Под церковью – сборная каптажная галерея родника, вода поступает из двух ниш в её западной стенке. Её общая длина – не менее 8,5 м, примерно в 6–7 м от портала она изгибается к северо-востоку. Тоннель частично перекрыт коробовым сводом из тесаных блоков известкового туфа, частично – песчаниковыми плитами вымостки пола помещения. Наружу ручей выходит под юго-западной стеной строения. Здесь канал оформлен арочным порталом.
Стены храма (толщина – около 0,7–1,2 м) сложены, в основном, из местного плитчатого песчаника на песчано-известковом растворе. Кладка в большинстве случаев трехслойная, велась рядами высотой 0,5–0,6 м. При сооружении колонн, пилястр, арок и других конструкций перекрытий различных частей здания, а также внутренних углов кладки апсиды широко применялись архитектурные детали, изготовленные из известкового туфа. Внутреннее пространство храма было поделено на три объема: Алтарная (апсидная) часть, одна из плит пола которой, установленных, возможно, использовалась в качестве своеобразной крышки люка, открывавшего доступ к воде.
Проход из наоса в алтарную часть храма был перекрыт аркой. Наос в плане прямоугольный, размером примерно 3,0×3,5 м. В его углах – трехчетвертные колонны, увенчанные капителями, на которые опирались четыре подпружные арки, поддерживавшие свод. В юго-восточной стене наоса находился оконный проем. Нартекс от наоса отделяла стена. Нартекс в плане почти квадратный (примерно 3,0×3,0 м). В его углах отмечены прямоугольные в плане пилястры, которые, видимо, поддерживали арки свода. Конструкция входа не ясна. Крыша здания над нефом, возможно, была двускатной. Кровлю охарактеризовать сложно, вероятно, каменная, поскольку обломки керамид, обнаруженные О. И. Домбровским, немногочисленны и, скорее всего, представляют собой конструктивные элементы арочного завершения верхней части алтарной ниши.
Некоторые особенности строения, как расположение входа в юго-восточной стене у южного угла, позволяют предположительно соотнести его с группой южнобережных церквей XIV в., по планировке сопоставимых с храмами Херсона и округи Ялты. Хронология. Наиболее ранними из обнаруженных артефактов являются фрагмент красноглиняной керамиды и несколько мелких обломков стенок амфор «причерноморского» типа VIII–X вв. Основная же масса найденного на памятнике материала хронологически довольно компактна. Исходя из нее, храм с каптажной галереей над источником А-йАндрий сооружен не ранее XIV–XV вв.
Храм в урочище Ай-Андрий возник на «новом» месте, видимо, после походов последней четверти XIII или второй половины 60-х годов XIV вв. в Крым татар. Скорее всего, он был сооружен жителями поселений, остатки которых обнаружены в пределах современных сел Солнечногорское и Генеральское. Храм располагался у северо-восточной границы дистрикта Готии, в пределах казалии de Megapotami. С 60–80-х гг. XIV в. она находилась под контролем Коммуны Каффы, а с конца 50-х годов XV в. по 1475 год, видимо, управлялась представителями княжества Феодоро.