Стоянка Таш-Аир в Юго-Западном Крыму

На территории Крыма известно несколько десятков памятников каменного века. Некоторые из них имеют не только большое значение для региональной истории, но и являются объектами культурного наследия мирового уровня. Тем не менее, памятники древнего изобразительного искусства на полуострове пока единичны и появление каждого нового такого объекта можно считать важным событием.

Одним из таких объектов является многослойная стоянка Таш-Аир на правом берегу реки Качи в Юго-Западном Крыму. Располагается она под скальным навесом у дороги между селами Предущельное и Баштановка, гприблизительно в 5 км к юго-востоку от г. Бахчисарая.

1_71.jpg

Река Кача в этом месте образует одну и из самых живописных долин горного Крыма. Скалистые и холмистые берега реки несут следы различных геологических и археологических эпох, что представляет значительный интерес для исследователей прошлого Крымского полуострова.

2_43.jpg

Археологическое изучение Качинской долины началось еще во второй половине XIX века. Одним из первых здесь разведки провел К.С. Мережковский. Однако ни он, ни его преемники не смогли отыскать в долине каких-то весомых археологических памятников каменного века. Удача улыбнулась исследователям только в 1930-е гг.  В 1935 году Государственный исторический музей (г. Москва) под руководством Д.А. Крайнова предпринял систематическое изучение долины с целью выявления памятников времени палеолита, неолита и эпохи бронзы. Наибольший интерес вызвало урочище Таш-Аир (тюрк. "упавший" или "отделившийся" "камень") на правом берегу Качи. Местность здесь характеризуется большим нагромождением скальных глыб, отколовшихся от общего массива в результате землятресений. 

3_40.jpg

Вдоль дороги, в небольшой узкой балке, в скалистых обнажениях известняков было тщательно обследовано несколько естественных убежищ - навесов и гротов. В 1935 г. на стене одного из навесов были открыты рисунки, выполненные красной краской, а в срезе у дороги найдены кремневые орудия, керамика и кости животных. Уникальная находка побудила исследователей начать здесь раскопки, которые продолжались до 1940 года. Объект получил название стоянка каменного века Таш-Аир I. 

4_44.jpg

Сам навес представляет собой большое естественное убежище, длина которого достигает 65 м, глубина - от 2 до 10 м, высота в средней части очень велика. Внутри навеса имеются два небольших грота. За время своего существования он подвергся значительным изменениям под влиянием сил природы и рук человека (особенно в эпоху средневековья). Перед навесом и внутри него расположена довольно большая площадка шириной от 15 до 25 м. К югу, за пределами навеса, она круто спускается к дороге и обрывается. 

5_28.jpg

В 1938-1940-х годах основные работы проводились в центральной части этой площадки. Здесь за три года было вскрыто свыше 300 кв.м.

6_28.jpg

Мощность культурных напластований под навесом достигала 3-4 метров и включала 10 слоев эпохи каменного, бронзового и раннего железного века. Во время раскопок было найдено большое количество небольших кремневых орудий - так называемых "микролитов" в виде сегментов и трапеций, характерных для конца эпохи мезолита.

7_26.jpg

Неолитический слой представлен находками в том числе и толстостенной керамики. Неолит - это время появления сосудов из глины, имевших вид грубых толстостенных горшков с заостренным или округлым дном. Для придания глине больше пластичности, а сосудам прочности, в нее добавляли измельченные ракушки, камни, песок и даже траву. Верхняя часть некоторых горшков иногда орнаментировалась насечками, бороздками или ямками. В Таш-Аире большое количество фрагментов глиняных сосудов также происходит из слоев эпохи поздней бронзы (конец II тыс. до н.э.) и раннего железного века (I тыс. до н.э. - первые века н.э.).

8_18.jpg

Но центральной "находкой" стали наскальные росписи на стенах навеса. Изображения здесь были нанесены на ровный отвесный участок скалы. Первоначально, видимо, они занимали площадь около 15 кв.м, но сейчас сохранились на двух участках. 

9_16.jpg

Рисунки выполнены красной охрой, приготовленной, видимо, на особом жировом растворе, поэтому они впитывались в поверхность скалы.

Охра - природный пигмент, состоящий из окиси железа с примесью глины, широко использовавшийся в первобытную эпоху для наскальных росписей, раскрашивания керамики, украшения костяных изделий и во время погребальных церемоний (посыпка могилы и покойника).

10_17.jpg

На стене навеса были нарисованы весьма примитивно фигурки людей и животных, а также различные знаки.  Их можно скомпоноваать в три группы.

11_17.jpg

Группа I расположена на высоте 2 м вверху левой части всего фриза. Сохранились пять фигур и несколько красных точек (1-6). По мнению исследователя росписей Д. А. Крайнова, эти фигурки представляют собой схематические рисунки людей, изображенных в разных положениях.

Группа II является центральной «картиной». На ней изображено более двадцати фигур. В этой группе рисунков наряду со схематическими, мало понятными изображениями, имеются фигуры людей и животных (9, 12), отличающихся по технике исполнения от рисунков группы I. Они более реалистичны. Почти все фигуры объединены одним сюжетным содержанием. По-видимому, древний обитатель Качинской долины изобразил какое-то событие военного характера. Этот вывод подтверждается наличием в картине изображений вооруженных копьями и щитами людей (8, 31), безоружных и убитых (11, 20). По начертанию и стилю можно выделить две враждебные друг другу группы - с оружием и безоружных.

Группа III расположена примерно в 4-х метрах от группы II. В этой группе сохранились только три фигуры, изображающих какие-то предметы, наподобие лестницы (33, 34) и круга с перекрещивающимися линиями внутри (35). Возможно, росписи могли продолжаться и дальше, но восточная часть навеса была уничтожена при строительстве дороги.

На приведенной выше схеме не изображены некоторые фигуры, поскольку они имели совсем плохую сохранность и не поддавались прорисовке. Важно отметить, что эта прорисовка таш-аирских росписей была сделана почти 90 лет назад. К сожалению, сейчас сохранность рисунков еще хуже, они практически не видны на поверхности скалы. Значительный ущерб росписям нанесли многочисленные туристы, поливающие скалу водой - на мокрой поверхности красные рисунки проступают лучше и кое-что можно разглядеть. Но этот способ знакомства с древними изображениями лучше не использовать. Сейчас на памятнике установлен информационный щит, на котором можно детально рассмотреть все рисунки, не нанося вредя самому памятнику.

Таким образом, ташаирская наскальная роспись представляет собой своеобразную пиктограмму – запись событий, произошедших в Качинской долине в глубокой древности. Вероятно, мы имеем дело с зачатками письменности, где при помощи рисунков и их сочетаний передается определенное содержание. Определенные проблемы связаны с датировкой наскальных изображений. Есть основания полагать, что они относятся к одному времени, о чем свижетельствуют следующие соображения:

  • все рисунки расположены на одной высоте и представляют собой единый фриз;
  • написаны они одной краской.
  • среди изображений нет перекрывающих рисунков, замазанных мест и прочего, что говорило бы о разновременности.
  • все изображения покрыты одинаковой коркой-«загаром».
  • несмотря на разницу в стиле изображения человеческих фигур, техника их написания одинакова.

Вероятнее всего, живопись можно датировать IV – II тыс. до н.э. Эту датировку может подтверждать и сравнительный материал с территории Евразии. На Кавказе, в Средней Азии, Сибире, Урале и и в Карелии имеются разнообразные писаницы и наскальные изображения, выбитые, вырезанные и нарисованные красной краской.

Кроме росписей Таш-Аира в Качинской и Белбекской долинах недавно открыты еще 2 памятника с аналогичными изображениями - комплекс Кызык-кулак-кая и росписи в Алимовой балке.

 

Список литературы
Крайнов Д.А. Пещерная стоянка Таш-Аир I как основа для периодизации послепалеолитических культур Крыма // Материалы и исследования по археологии СССР. № 91. Москва, 1960
Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. Симферополь, 2007
Буров Г.М. Энциклопедия крымских древностей. Киев. 2006