Средневековый храм в Массандре
Над поселком Массандра, выше территории винзавода и рядом с массандровским водопадом, на большом холме, состоящем из мощных отложений известнякового туфа в 1967 г. О.И. Домбровским были раскопаны остатки средневекового храма, затерявшегося в самой чаще лесных зарослей. Его алтарный престол в том же году обнаружили местные жители, после чего сообщили о находке археологам. Сегодня остатки сооружения находятся практически в черте поселка, на северо-восточной его окраине.
Храм был небольшим, одноапсидным, его внутренние размеры составляли 8,4 x 3,1 м, при толщине стен около 0,7 м. В качестве строительного материала использовался, добытый на месте, туф, распиленный на прямоугольные блоки неравной величины. Из этого же туфа вырезались фигурные камни для наружных карнизов, подпиравшие края кровли, для горизонтальной профилированной тяги (горизонтального выступа), опоясывавшей внутри стены и пилястры на уровне оснований арок, поддерживавших своды, а также наличник тройного окна в алтарной апсиде.
В плане сооружение вытянуто с запада на восток. Л.В. Фирсов отметил необычность его ориентации: в отличие от других христианских церквей, ориентированных точно на восток, у массандровского наблюдалось отклонение на 20о к югу. По-видимому, это было связано с особенностями рельефа местности, которые не позволили соблюсти строительный канон.
Внутри храма стены имели три пары декоративных пилястр (вертикальных выступов). Вдоль стен на всю длину помещения, до алтарной преграды, сложенной из тонких известковых плит, тянулись каменные скамьи. Ширина «плеч» храма (простенков между краями абсиды и продольными стенами) равнялась ширине скамей у стен постройки (ок. 0,38 м).
В южной стене, вблизи юго-западного угла, находился вход шириной ок. 1,2 м. Напротив него в широком утолщении северной стены, выступавшем тоже внутрь храма на ширину скамьи, был устроен аркосолий (склеп) с усыпальницей, перекрытой плоскими туфовыми плитами и содержавшей одиннадцать погребений. Захоронения осуществлялись последовательно в течение 200 лет.
Кроме хорошо сохранившихся оснований стен храма, раскопками были обнаружены in situ: предалтарная преграда и престольный камень. Вдоль стен фиксировались фрагменты карнизов, многочисленные камни клинчатой формы, судя по месту находки – от сводов нефа и конхи, от арок оконных и дверного проемов. Эти материалы позволили О.И. Домбровскому установить эмпирическим путем конструкцию, «а за нею – внутренний и внешний вид здания»:
«Мелкие клинчатые камни, две стороны которых представляют собой прямоугольники - одни несколько меньше другого, а другие четыре имеют форму правильных трапеций, очевидно, составляли конху алтарной абсиды, Относительно плоские и разные по размеру камни с двумя скошенными краями могли принадлежать цилиндрическому своду перекрытия нефа. Из довольно многочисленных мелких клинчатых камней одного размера удалось подобрать четыре маленьких узких арки, по-видимому, от оконных проемов, Два из таковых, несомненно, находились в северной стене, у которой найдено большинство таких камней, - между двумя пилястрами, между западной пилястрой и уширением стены с аркосолием, Третье окно могло находиться между пилястрами южной стены, а четвертое, судя по месту находки группы таких же камней, имелось в западной стене храма. Вход был перекрыт найденной в его проеме большой плоской перемычкой с разгрузочной аркой над нею, восстанавливаемой из найденных тут же туфовых "клиньев"».
К храму примыкала ограда, за пределами которой фиксировались развалы небольших каменных построек, а также следы старых дорог, подходивших с юга. В связи с этими находками, Л.В. Фирсов предположил, что в средние века строение входило в состав небольшого монастырского комплекса. Обнаруженные фрагменты глазурированной керамики свидетельствовали в пользу его существования в позднесредневековое время. Также, исследователь обратил внимание на сообщение путешественника конца XVIII в. П.И. Сумарокова о монастыре святого Иоанна, расположенного «в 55 минутах пути от Ялты». Правда, П.И. Сумароков не отметил, в каком направлении нужно было двигаться.
На поверхности стен апсиды, престольного камня и лицевой стороны плит алтарной преграды сохранились остатки расписной штукатурки с фрагментами орнамента, а на блоках арок уцелели крупные детали фресок с изображением фигур и ликов святых. Боковые стороны арок были украшены сложным узором из завитков, изображавших растительность, побеги с цветами и стилизованные листья
По замечанию О.И. Домбровского, внешний вид храма имеет достаточно типичен для большинства сельских церквей восточно-европейских провинций Византии, но в то же время его архитектурный облик близок к традициям Малой Азии и Закавказья. Подобные арки, продолжал О.И. Домбровский, можно увидеть в уцелевших армянских постройках средневекового Крыма, в частности, в трапезной монастыря Сурбхач около Старого Крыма, в церкви около с. Тополевка и пр. По стилю росписи, а такие по керамике (черепица, посуда, декоративная облицовочная плинфа), найденной в развалинах храма, время его сооружения датируют XII в. Разрушение храма следует связывать с бурными событиями конца ХV в., когда побережье полуострова было захвачено турками.