Святилище в Аутке
Ауткинское святилище, именуемое также Ялтинским или святилищем Селим-Бек расположено на южном склоне хребта Иограф, в Ялтинской долине, в урочище Селим-Бек (западная окраина г. Ялта, около 2 км от берега, примерно 150-175 м над уровнем моря, на пологом участке склона (левый борт долины речки Учан-Су) вблизи родника. Памятник был открыт в 1905 году в процессе подъема плантажа на участке инженера-полковника А.А. Смульского и при этом в значительной степени разрушен, а впоследствии разграблен.
В том же году доследование объекта произвел A.Л. Бертье-Делагад. Им было выявлено пятно культурного слоя площадью не менее 0,009 га, в пределах которого выделяется три несколько удаленных друг от друга участка, различающихся по составу находок. На одном из них располагались ямки, содержавшие различные бытовые предметы и монеты. На втором участке зафиксировано углубление, в котором обнаружены целые и фрагментированные терракотовые антропоморфные статуэтки. Третий объект - небольшое (площадью около 2 кв. м, мощностью до 0,2 м) компактное скопление «сильно истлевших» костей (в основном челюстей) животных.
Определенных данных о стратиграфии культурных напластований памятника нет. Артефакты, связанные с функционированием святилиша. обнаружены на поверхности материка, на глубине менее 1 м. Некоторые предметы были хаотично разбросаны на древней дневной поверхности, но значительная их часть залегала в «углублениях материка», возможно, искусственных. Разнообразный типологический и хронологический ассортимент монет в каждом из скоплений указывает на то, что комплекс формировался, скорее всего, постепенно. По количеству нумизматического материала различных хронологических периодов выделяется 2 этапа функционирования объекта: начало I - конец II вв. (комплекс монет не многочисленен) и конце II - начале IV вв. (монеты многочисленны).
Обнаруженный при исследовании памятника археологический материал, видимо, представляет собой остатки жертвоприношений и вотивы. Из костей животных автором публикации отмечены останки овец, свиней и собак, однако профессиональному анализу они не подвергались. Из посуды упомянуто несколько фрагментов лепных и некоторое количество обломков стеклянных сосудов. Среди прочих бытовых предметов преобладают функциональные детали одежды и украшения (бронзовые браслеты, кольца, пряжки, «пуговицы», «серебряные пластинки», бусы), в основном, видимо, являющиеся элементами женской субкультуры. Найдена также бронзовая фигурка лошади (вероятно, римский или провинциально-римский импорт). Наиболее многочисленны монеты.
A.Л. Бертье-Делагарду удалось осмотреть 1078 штук. Из них 58 % составляли римские, 30 % - боспорские, 11 % - херсонесские и 1 % - «прочие» (Амис, Амастрия, Гераклея, Никополь, Ольвия, Томы, Пантикапей). Чеканены они в период с I в. до н.э. по IV в. н.э., однако отдельные наиболее ранние экземпляры попали сюда, видимо, по истечении значительного промежутка времени после выпуска.
Культовые предметы представлены целыми и фрагментированными антропоморфными статуэтками (9 штук), демонстрирующими 2 иконографических типа. Три из них - сравнительно реалистичные терракоты, созданные в технике античной коропластики (пустотелые, склеенные из половинок, отлитых в формах), изображающие стоящую на подставке женскую фигуру в длинном гиматии. Подобные изделия обнаружены в пределах цитадели Херсонеса при раскопках обжигательных печей III—IV вв. Исследователи считают их продуктами местного (херсонесского) производства и предполагают, что таким образом могла быть изображена богиня Дева или Деметра.
Остальные скульптурки стилизованные, идолоподобные. Выполнены путем лепки в виде прямоугольных призм, в верхней части которых весьма схематично, «защипами», показаны черты лиц - надбровные дуги, носы. Точные аналогии таким своеобразным предметам подобрать довольно сложно. В целом же они относятся к кругу лепных примитивных статуэток, получивших наибольшее распространение в первые века нашей эры на территории Боспора.