Святилище Алигор-1
Над долиной Партенита возвышается пара скал, разделенных глубокой седловиной и, словно, смотрящих друг на друга. По седловине течет маленькая речка Партенитка (Аян-Узень), выходы горных пород выделяются на фоне столообразных возвышенностей. Эти скалы издавна называются Алигоры; при археологических исследованиях они получили номера: Алигор-1 на левом берегу ручья, Алигор-2 на правом.
Первым из российских ученых Алигор начал исследовать Н.И. Репников в 1907 году. В своем отчете он указал на следы фундамента небольшой часовенки и плитовые гробницы к юго-западу от скал, обнаруженные при рытье плантажей под табак. Однако после Репникова скалы в течение почти целого века оставались нетронутыми.
В феврале 1994 года группа учеников Партенитской средней школы обнаружила клад из нескольких десятков древних монет на скале Алигор. При рытье ямы для очага школьники прорезали культурный слой, насыщенный фрагментами позднеантичной керамики. Памятник был частично разграблен местными жителями, однако находка привлекла внимание Горно-Крымской экспедиции Академии Наук Украины (руководитель С.М. Жук), которая провела охранные раскопки с 6 мая по 13 июня 1994 года.
В ходе раскопок на вершине скалы Алигор-2 были обнаружены сильно измельченные фрагменты амфор и лепных сосудов III – IV вв. С этой вершины открывается круговой обзор Партенитской долины, и здесь, вероятно, находился сторожевой пункт. Более богатый материал для исследования дали раскопки на скале Алигор-1. Раскоп занял 76 м2 на южном склоне возвышенности и в седловине между скалами. Культурный слой был поврежден при современном строительстве и в результате дождей. Кроме того, поскольку объект расположен в скале, раскопки велись квадратами 2х2 м, а выробка грунта производилась только ножами.
Ученым удалось выявить три слоя стратиграфического «пирога». Самый ранний относится к катакомбной культуре эпохи бронзы. Здесь были найдены орудия труда: наконечники стрел, зернотерка магматической породы, нуклеус с пластинами и отщепами. В этом же слое обнаружены фрагменты лепных сосудов с «расчесами» с внутренней стороны, древесные угли, немногочисленные кости животных. Эти находки указывают на существование небольшого поселения в II тысячелетии до н.э.
Наиболее поздним объектом на памятнике является христианская плитовая могила, ограбленная в средние века. Шейный позвонок скелета был срезан ударом холодного оружия и свидетельствует о насильственной смерти погребенного. Датировать могилу в отсутствие датирующего материала не представляется возможным. Найденные местными жителями монеты относились к среднему, позднеантичному слою мощностью 10-30 см. Наиболее насыщен находками южный склон седловины, наименее – северный склон. Среди материалов доминирует гончарная и лепная керамика. Гончарные изделия представлены краснолаковые кувшины, красноглиняные и белоглиняные амфоры III – IV вв. Среди лепной посуды стоит отметить крупный сосуд биконической формы с двумя небольшими квадратными ручками. В слое найдены около 20 так называемых «солонок» – мелких лепных сосудов колпачковидной формы. «Солонки» выполнены небрежно, поверхность их плохо заглажена, и использовались они, скорее всего, только один раз в ритуальных целях.
Позднеантичный слой оказался богат фрагментами стеклянных сосудов, которых было около ста. В основном это стаканы с округлым или вдавленным дном, изредка воронковидные кубки. Из украшений в слое найдены бусы из стекла, египетского фаянса, пастовые, одна сердоликовая. Немногочисленные металлические предметы – два перстня, бронзовый браслет, четырехгранный стержень, осколок серебряного зеркала. Все стеклянные и керамические сосуды были разбиты в древности, некоторые фрагменты оплавились при повторном обжиге. В слое сохранилось много древесных углей и небольшое количество костей животных.
В ходе раскопок in situ и на руках у местного населения удалось определить 20 монет римских императоров и боспорских царей III в.: от динария Септимия Севера 201 г. до монеты Диоклетиана не позднее 305 г. В позднеантичное время на объекте были сделаны две ямки округлой формы, глубиной до 20 см. В ямах обнаружены пастовые бусины, фрагменты краснолакового сосуда и осколки стеклянного сосуда с большим количеством древесных камней.
В первых публикациях, вышедших сразу после охранных раскопок (напр., в монографии А.И. Айбабина «Этническая история ранневизантийского Крыма»), объект был интерпретирован как могильник с обрядом кремации. Однако уже в отчете об исследованиях 1994 года авторы пришли к выводу, что на скалах Алигор находилось варварское святилище. На объекте не было найдено ни одного фрагмента кальцинированных костей, следовательно, место не использовалось для кремации. Наоборот, для жертвоприношений использовались кости животных и вотивные предметы: зеркало, металлические предметы, бусы, лепные «солонки».
На данный момент памятник археологии классифицируется как «Поселение эпохи бронзы (катакомбная культура), святилище и поселение римского времени на скалах Алигоры (Алигоры I, Алигоры II), II тыс. до н.э., I–IV вв. н.э. ориентировочной площадью 3 гектара» (согласно справке ФГБУН «Институт археологии Крыма РАН»). Помимо исторического значения, местность имеет экологическую ценность: здесь произрастают не менее 10 редких и охраняемых видов растений. В последние годы судьба памятника оказалась под вопросом. Генеральный план Алушты предполагает расширение застройки в сторону Алигор, и в марте 2019 года у подножия горы начались первые строительные работы. По данным краеведа Сергея Мацкевича, здесь будет построено частное землевладение.