Поселение на горе Кошка

wpid-simeiz.-gora-koshka_i_1-1-800x536.jpg

Поселение на г. Кошка, площадью около 1,5 га, находится к северо-западу от Симеиза, на вершине горы, на площадке, хорошо защищенной от ветра с запада и востока естествен­ными каменными барьерами. Длительный период существования поселения, хорошая сохранность его, наконец, близость большого могильника каменных ящиков — все это обусловливает крупное значение этого памятника. Для истории Крыма объект на горе Кошка важен тем, что является единственным таврским поселением, расположенным за Главной грядой Крымских гор.кошка.jpg

По всей вероятности, в Симеизе существовало несколько таврских поселений, в которых проживало не менее пятидесяти семей, что и подтверждает могильник, расположенный на горе Кошке. Впервые таврский могильник был исследован Н. И. Лыжиным в 1890 году. В то время гора Кошка входила в состав владений Мальцовых. В 1890-е годы они начинают постепенно развивать курорт и в связи с этим проводят обследование своих земель. Н. И. Лыжин обнаружил 20 каменных ящиков-дольменов размерами 1,75 × 1,25 м. Они были выполнены из известковых плит, толщина которых достигала 45 см. Материал для их изготовления добывался здесь же на месте.8841_b.png

Ящик состоял из 4-х плит поставленных на ребро и сверху закрывался 5-й закладной плитой. Глубина ящиков достигала до 1,4 м. Могильник оказался разграбленным, и Н. И. Лыжин обнаружил только обломки лепной посуды и череп. В 1904 году небольшие раскопки могильника провел А. Л. Бертье-Делагард. В 1907 году его исследовал художник А. М. Васнецов. Именно А. М. Васнецов высказал мысль, что могильник связан с укреплением на горе Кошке. Но, увы, во всех трех случаях почти ничего не было найдено, т. к. могильник был разграблен в древности. Удалось лишь обнаружить немногочисленные браслеты, восьмеркообразные бляшки, кольца, спиралевидные пронизки, раковины каури.

Вершина горы Кошка труднодоступна. Расселины в западном скалистом барьере заложены камнями. Там, где на вершину можно было взобраться по тропам — с севера и со стороны моря, с юга — возведены стены. Крымский филиал АН УССР совместно с Ялтин­ским музеем краеведения приступил в 1950 и в 1955 годах продолжал рас­копки укрепленного таврского поселения на горе Кошка.

blavatskiy_ocherki_voennogo_dela-26.jpgИз всех укреплений на горе Кошка оборонительные стены и башни сохрани­лись лучше всего. Стены были сложены насухо из рваного камня, иногда с признаками под­тески, и имеют два панциря — внешний и внутренний, с забутовкой из мелкого камня в середине. Верхняя часть стен уже, чем основание (толщина в среднем около 2 м). Северная стена длиной около 100 м имеет два башенных выступа. Стена местами сохранилась на высоту более чем 3 м. Основание стены циклопического характера, оно сложе­но из крупных блоков камня.

Первый строительный период оборонительной стены датируется П. Н. Шульцем, на основании находок таврской керамики без орнамента, второй половиной I тыс. до н. э. Основная часть стены сложена насухо из рваного камня и состоит из двух панцирей — внешнего и внутреннего — с забутовкой между ними. П. Н. Шульц предполагает, что здесь заметно влияние римской фортификации и определяет время сооружения основной части стены первыми веками н. э. Стена перестраивалась и ремонтировалась в средневековое время.

сев оборон стена на г кошка.pngВ восточной части северной стены есть пандус, а также калитка, ведущая на поселение, где было раскопано несколько однокамерных и двухкамерных жилищ. Все исследованные жилища в плане преимущественно прямоугольные. Толстые стены (толщиной иногда свыше 1 м) местами сохранились на высоту до 1 м. Помещения имели дверные проемы, утрамбованные земляные полы, открытые очаги. Перекрытия жилых помещений поддерживались деревянными столбами. Некоторые постройки примыкали к скале и, вероятно, имели односкатную крышу в виде бревенчатого наката, покрытого землей.

В жилищах найдено много простой и лощеной кизил-кобинской керамики, каменные зернотерки, оселки, глиняные пряслица, костяные иглы, проколки и много костей животных. В исследованных в 1955 году жилищах ниже уровня пола обнаружены и более древние культурные остатки. Непосредственно на скале найдены обломки керамики со шнуровой штампованной и многоваликовой орнаментацией, обломки каменных топоров, молотов и медный пластинчатый нож ямного или катакомбного типа, относящиеся ко времени не позднее середины II тыс. до н. э.

Несколько выше поверхности скалы встречены обломки керамики баночных форм, характерных для срубной культуры второй половины II тыс. до н. э. В южной части поселения, среди скал, проходит глубокая расселина, в которую сбрасывалась зола с кухонными остатками. Раскопки этого зольника подтвердили стратиграфические данные жилищ поселения на горе Кошка. Человек появился здесь еще в эпоху ранней или средней бронзы. Не прекращается жизнь на горе Кошка и в эпоху поздней бронзы. Затем возникает таврское поселение, просуществовавшее до первых веков н. э. В период раннего и позднего средневековья на горе Кошка также было укрепленное поселение.

Оборонительные сооружения на горе Кошка дают яркое представле­ние об особенностях таврской фортификации, резко отличающейся от греческой своей примитивностью и циклопическим характером основания стен и от скифской, в частности, отсутствием глиняного раствора и характером башенных выступов, не имеющих внутри камер.

Раскопки показали, что на горе Кошка в VII—VI в. до н. э. уже существовали каменные жилые дома, прямоугольные в плане, однока­мерные и двухкамерные. Стены отличаются толщиной (иногда свы­ше 1 м) и примитивностью кладки. Имеются дверные проемы, хорошо утрамбованные земляные полы, открытые, иногда выложенные камнем очаги. Для поддержки перекрытия в отдельных случаях употреблялись деревянные столбы. Привозная греческая посуда встречалась как редкое исключение (обломки ранних остродонных амфор). Костные остатки домашних животных обильны: преобладали кости мелкого и крупного рогатого скота, реже — лошади, свиньи, собаки. Костей диких животных (оленя, косули, кабана) значительно меньше. Рыбьих костей и чешуек мало. Попадались раковины съедобных мол­люсков; устрица и Patella.

Повторные раскопки жилых помещений, проведенные Южнобережной экспедицией под руководством О. И. Домбровского в 1963 году, выявили два культурных слоя: средневековый и таврский. В первом слое обнаружены обломки черепицы с разными профилями бортиков, неодинаковым тестом оранжевого, коричневого и красного цвета; обломки тонкостенных гончарных сосудов, поливных чашек с темнозеленой поливой, которая относится к XIII — XIV вв. Второй слой включал в себя обломки лепной серой и черно-глиняной посуды, которые относятся к таврскому времени. Исследовали 30 жилых построек, в большей части которых в культурном слое была обнаружена разновременная керамика: эпохи средневековья и железного века.

Последние исследования дают возможность более точно локализовать время создания средневекового укрепления, которое Л.В. Фирсов именует Лимена-Кале, — это начало XIII века. Строительство укреплений на Южном берегу Крыма археологи связывают с появлением орд Батыя в 1223 году в Судаке. В свой первый поход на полуостров его войска не прошли в юго-западный Крым, поэтому жители побережья для своей защиты стали срочно возводить укрепления.

8964_b.png

В результате этого появляются укрепления на г. Аю-Даг, в Ореанде, Гаспре, Алупке, Кастрополе, Симеизе. Но просуществовали они недолго: в конце XIII в. погибли в результате набега орд Ногая, возможно, в 1278 году. Практически почти все укрепления, как и Лимена-Исар, впоследствии не восстанавливались. Всего было четыре линии обороны, которые шли по всему периметру плато. Их реконструкция, сделанная Л.В. Фирсовым, представлена на плане укрепления Лимена-Кале.

Стратиграфия зольника и культурного слоя в жилищах позволяет установить на Кошке пять основных культурных 'периодов. Между не­которыми из них жизнь на поселении, может быть, и прерывалась: а) ранняя и поздняя бронза (II тысячелетие до н. э.); б) раннетаврский период с керамикой кизил-кобинской культуры первой половины I ты­сячелетия до н. э.; в) средний таврский период с неорнаментированной таврской керамикой, близкой лепной керамике Херсонеса классического и эллинистического времени; повидимому, именно в это время на посе­лении возводятся оборонительные стены; г) поздний таврский период, керамический материал которого близок позднетаврской лепной керами­ке первых веков нашей эры, найденной в Херсонесе; в это время оборо­нительная стена, повидимому, перестраивается; д) эпоха раннего и позд­него средневековья с керамикой салтовского типа (VIII—X в.) и полив­ной (с IX в. и позже). В этом слое встречаются обломки круглодонных амфор, плоскодонных одноручных кувшинов с высоким горлом и чере­пицы.

Среди находок в жилых комплексах и зольнике лучше всего пред­ставлена раннетаврская керамика и значительно хуже — керамика сред­ней и поздней таврской поры. Характерной чертой последней является исчезновение орнамента, изредка встречающегося в V в., а затем исчезновение черпаков и кубков, а также крупных лощеных сосудов гальштатского облика. Лощеной керамики в среднем и позднем этапе меньше, чем в раннем, и качество ее снижается. В последние века до нашей эры и в первые века нашей эры распространяются кувшины, от­сутствующие в раннетаврской керамике.

Раскопки на горе Кошка позволили уточнить локальные особен­ности культуры южнобережных тавров, отличавшейся, несмотря на со­прикосновение с морем, известной замкнутостью, консервативностью и стойкостью. В хозяйстве преобладало скотоводство и примитивное, оче­видно, мотыжное земледелие. Рыбная ловля и охота, судя по костным остаткам, имели подсобное, но отнюдь не решающее значение.

Торговый обмен был слабо развит. Греческого импорта и гончарной керамики римского времени на городище почти не найдено. Признаков стоянки на Кошке римских легионов, в отличие от Ай-Тодора, не обна­ружено.

Могильник с каменными ящиками, расположенный к северу от по­селения, безусловно с ним связан. Он расчленяется на три обособленные группы ящиков, отличающиеся по своему характеру и ориентации. Каж­дая из них, может быть, являлась могильником отдельных родов. Судя по находкам, могильник относится примерно к VII—VI в. до н. э. Выше к северу расположен могильник с земляными склепами V—VIII в., связанный с раннесредневековым поселением этой местности. При рас­чистке каменных ящиков в районе Гаспры, близ Ай-Тодора, обнаруже­ны находки, близкие находкам из каменных ящиков на горе Кошка: спиралевидные бронзовые украшения, восьмеркообразные бляхи, двух­лопастные железные и бронзовые трехгранные наконечники стрел (VI—V в. до н. э.) и раковины каури. Один из наиболее ранних ящиков внутри расписан красной охрой и сажей.

Список литературы
Шульц П.Н. Таврское укрепление на горе Кошка // Краткие сообщения Института археологии. - 1957. - №1
Лесков А.М. Горный Крым в первом тысячелетии до новой эры. - К.,1965