Поселение Госпиталь 1

госпиталь фон.png

Археологический памятник поселение Госпиталь 1 расположен в пределах границ г. Керчь в 0,15–0,25 км к юго-западу от микрорайона Нижний Солнечный. Активные исследования этого поселения проходили в 2017 году, хотя его открытие было сделано намного раньше. Памятник с запада примыкает к автомобильной дороге, соединяющей центральный район г. Керчь с районом Аршинцево. В 30 м к востоку-юго-востоку от него находится курган Госпитальный (IV в. до н. э.). Традиционно на основе письменных и археологических источников для таких поселений принимается аграрная направленность хозяйственной жизни. Однако вопросы этнического и социального статуса этих поселений, их роли в поземельной организации и функционировании боспорского государства, а также характер приоритетных занятий их жителей продолжают оставаться спорными.госпиталь.jpg

Памятник был открыт в 1989 году Н. Ф. Федосеевым, и охранные раскопки под строящуюся автодорогу проводились под его руководством в 1989–1990, 1992 годах. На исследованной площади около 3000 кв. м было обнаружено пять строительных комплексов. Часть из них представляют собой полуземлянки хозяйственного назначения, имеющие канализационные стоки по склону холма, заканчивающиеся приемной ямой. Помимо этого, исследовано около десятка хозяйственных ям, а на южном склоне холма выявлены остатки наземного каменного здания. Из интересных находок следует отметить терракоты, краснофигурную керамику, граффити, в том числе и посвящение Зевсу Спасителю, бляшки звериного стиля. Дата памятника укладывается во вторую половину IV в. до н. э. Таким образом, «Госпиталь-1» предстает одним из многих небольших неукрепленных поселений на европейском побережье Боспора Киммерийского.

топограф план.pngПоселение Госпиталь занимало вершину и склоны небольшого пологого холма на правом берегу р. Джорджавы. В XX в. она была запружена, а в настоящее время пруд фактически перестал существовать. Предполагаемые границы поселения длинной осью вытянуты с юго-запада на северо-восток. Но изначально его площадь была больше, так как ее восточная часть уничтожена при строительстве автодороги. Центральная и особенно северная части пострадали при прокладке многочисленных коммуникаций. Общая площадь памятника, которая оказалась в створе ведущегося строительства и подлежала раскопкам и археологическим наблюдениям, составляла соответственно 1815 и 8900 кв. м.

В 2017 году памятник вновь оказался в зоне строительства. И на нем сотрудниками Крымской новостроечной археологической экспедиции ИА РАН были проведены археологические раскопки в рамках государственного проекта по строительству автомобильной трассы «Таврида» и городского автомобильного подхода к мосту через Керченский пролив.

Культурный слой 1 / 4 части заложенного раскопа оказался разрушенным как современными хозяйственными траншеями, так и военными окопами Второй мировой войны. И все же раскопки 2017 года вскрыли архитектурные остатки трех связанных общим двором сооружений и сопутствующих им хозяйственных объектов в виде семи ям. На площади 1815 кв. м были собраны кости животных (около 1140 обломков). Насыщенность ими культурного слоя небольшая, и значительная их часть сконцентрирована в сооружениях №1 и №3, а также в яме №7. Обработка остеологического комплекса преподнесла важную информацию о некоторых аспектах хозяйственной жизни поселения «Гопиталь-1».

Культурный слой поселения Госпиталь подразделяется на два горизонта – верхний и нижний. Все упомянутые объекты выявлены в процессе исследования горизонта №1 (верхний) или на уровне зачистки верхней части горизонта №2 (нижний), являвшегося верхним почвенным слоем во время существования поселения. Сохранность всех трех сооружений частичная. Каменная кладка, как правило, уцелела не более чем в 3–4 ряда над уровнем древней почвы.

стр 1.pngНаибольший интерес представляет строительный комплекс №1, несмотря на то что значительная часть его разрушена участком водопроводной траншеи. От подпрямоугольной в плане постройки сохранились остатки фундаментной кладки. Они имели размеры 16,4×4,6–5,6 м. Это была трехчастная постройка, заглубленная от уровня древней поверхности на 55 см в западной стороне и на 20 см в восточной, что обусловлено здесь общим уклоном рельефа к востоку и северо-востоку. Пол постройки был близок к горизонтальному.

Кладки стен сохранились в два-три ряда (высотой до 50 см). Заполнение заглубленной части представляло собой достаточно однородный буровато-серый золистый суглинок с многочисленными включениями угольков и обилием керамических фрагментов. В придонной части практически на всей площади зафиксированы прослойка органического тлена и золистые подсыпки. Большая часть единичных камней и их скоплений в заполнении связана с обрушениями стен. Внутреннее помещение по характеру кладок и археологическому контексту имело жилой характер.

Строительный комплекс №2 представляет собой несколько небольших отрезков оснований разных стен. Большая часть их сохранилась на один ряд кладки, и лишь небольшие участки в два ряда. Кладки заглублены в специальные траншеи глубиной до 10–15 см, вырытые в грунте горизонта №2. Строительство комплекса №2 относится ко второму этапу существования памятника и может быть датировано в пределах втор. пол. IV – первой трети III в. до н. э. По всей видимости, оно представляло собой остатки стен дворика усадьбы.

стр 3.pngСтроительный комплекс №3 выявлен в ходе зачистки по материку и неожиданно оказался весьма интересным. Он представлял собой впущенную в материк овальную в плане обширную землянку с укрепленными каменной кладкой стенами. Ее размеры составляли: 11,6×8,1 м. Восточная часть землянки была разрушена траншеей водопровода. Здесь были встречены обломки кровельной черепицы и костяки животных в анатомическом порядке. В ходе разборки западной и южной стен, являвшихся самыми значительными и протяженными, был обнаружен позвоночник коровы, а в 0,9 м к западу – человеческий череп и отдельные кости.

череп_0.pngНайденные кости наглядно свидетельствовали о вероятной гибели поселения. К тому же антропологи отметили наличие травмы на черепе, принадлежавшем мужчине 25–35 лет, которую он мог получить в результате обрушения здания или других обстоятельств. На правой теменной кости обнаружены следы сильного удара, который привел к образованию трещин по всей теменной кости, а также сформировал сквозное отверстие основными размерами 32×29 мм.  Следы заживления отсутствовали.

Видимо, к моменту гибели строительный комплекс №3 представлял собой полуземлянку прямоугольной формы с внешними размерами около 8,5×6 м, заглубленную относительно дневной поверхности поселения времени ее существования не менее чем на 1,5 м. Археологический комплекс находок позволяет датировать эту постройку в пределах конца IV – первой трети III в. до н. э.

амфорп.pngКоллекция массового керамического материала с поселения Госпиталь обширна и разнообразна. Всего атрибутирован 621 формообразующий фрагмент основных типов сосудов. Импорт представлен амфорной тарой из Синопы, Гераклеи, Фасоса, Херсонеса, Хиоса, Лесбоса, Книда, Менды и др. центров. чернолак.pngСудя по качеству, столовая чернолаковая посуда завозилась из Аттики. Среди наиболее частых форм можно отметить рыбные блюда, канфары, килики, лекифы, солонки. Посуда была украшена как рельефными, так и расписными орнаментами, а также оттисками с растительными и геометрическими элементами. Датировка керамического комплекса ими ограничена пределами IV в. до н. э.

Около 50 тарных амфор имеют клейма. С учетом ранее найденных клейм всего на поселении было найдено около 150 экземпляров. Среди обычных для боспорских поселений центров назовем клейма Синопы, Гераклеи и Фасоса. Их клейма составляют основную долю. Для коллекции клейм Синопы новым является гончарное клеймо с именем Даоса и эмблемой «орел на дельфине». Интересны находки книдских клейм с «носом корабля», а также редкие клейма Аканфа, Коринфа и Амастрия. Но интересны не сами клейма, важна их встречаемость в комплексах, и поселение Госпиталь предоставляет такую уникальную возможность уточнить хронологию некоторых центров производства.

клейма.png

Индивидуальные находки насчитывают 289 изделий из различных материалов. Наибольший интерес в ней представляют монеты, фрагменты чернолаковой столовой посуды, а также клейма амфор. Нумизматический комплекс составляет полтора десятка монет (одна серебряная, остальные медные). В основном это монеты Пантикапея с изображением сатира на аверсе, грифона, льва, быка, протомы лошади, горита на реверсе. Они относятся к чеканке Перисада I (семь халков, дихалков и тетрахалков).

монетф.png

Вторыми по численности (не менее четырех, все одного номинала) представлены монеты Перисада II. На трех из них имелась надчеканка в виде 12-лучевой «звезды» на аверсе и «горита» на реверсе. С этим типом многие нумизматы связывают начало денежного кризиса. В целом же датировка нумизматического комплекса поселения Госпиталь 1, за исключением монеты Нерона, не выходит за пределы второй половины IV в. до н. э. и первой трети III в. до н. э.

Для археологического комплекса поселения характерны находки 34 ткацких керамических пирамидальных грузил с одним и двумя отверстиями. Компактное расположение одновременно десяти штук в помещении 2 жилого строительного комплекса № 1 позволяет связать эту часть здания с гинекеем. Интересна также концентрация в строительном комплексе № 3 до пяти форм разнообразных миниатюрных сосудов, включая фрагмент лекифа с сетчатым орнаментом. Явных следов какого-либо производства на поселении не выявлено.

миниат сосудф.png

С. О. Двуреченской был произведен анализ остеологической коллекции, насчитывающей 1141 фрагмент. Основная масса этого материала представлена останками домашних животных при практически полном отсутствии диких, единичном количестве костей рыбы, а также моллюсков. По характеру следов и раздробленности костей были выделены три категории костных остатков: кухонные отбросы (962 фр.), целые скелеты и сырьевой материал (одно костяное изделие и два фрагмента одной заготовки). По относительным объемам потребления мяса максимум в совокупности показали говядина и конина – до 97,4%. Остеологические материалы позволяют сделать вывод, что жители сельского поселения занимались скотоводством для своих нужд. Условия содержания животных были неблагоприятными, кормление велось грубыми кормами. Фиксируются тяжелые травмы – следствие использования крупного рогатого скота и лошади в тяжелых работах.

Археологам, несмотря на плохую сохранность, удалось детально проследить характер гибели памятника. Наиболее ярко он виден на примере землянки (строительный комплекс № 3) с каменной обкладкой стен, которая одномоментно вследствие мощного сейсмического толчка обрушилась внутрь и завалила человека и корову. Характер планиграфии строительного комплекса № 1 также позволяет предполагать значительные подвижки покровных суглинков, имевших сейсмический характер и сместивших к северу его центральную и, особенно, восточную части.

После этого катастрофического землетрясения жизнь на поселении более не возобновилась. Этот яркий эпизод гибели поселения в результате природного катаклизма позволяет вновь обратиться к проблеме внезапного упадка в развитии Боспорского царства. Ее объясняли самыми разными причинами, от нашествия скифов до, в том числе, возможного катастрофического землетрясения. Поселение Госпиталь ярко иллюстрирует именно последнюю версию, внося тем самым существенный вклад в понимание истории Боспорского царства в целом.

Список литературы
Рукавишникова И. В., Двуреченская Н. Д., Двуреченский О. В., Алексеев А. В., Федосеев Н. Ф. Поселение Госпиталь // Города, селища, могильники. Раскопки 2017. Материалы спасательных археологических исследований. том 25. М.: Институт археологии РАН, 2018.
Антипина Е.Е., Двуреченская С.О., Двуреченская Н.Д. Реконструкция ряда аспектов хозяйственной жизни боспорского поселения «Госпиталь-1» (по археозоологическим данным 2017 г. // Краткие сообщения Института археологии. 2018. № 251. С. 328-339.
Федосеев Н. Ф. Исследование поселения «Госпиталь» // Археологические исследования в Крыму. 1993 год. Симферополь: Таврия. С. 249.