Пещерные комплексы хребта Иограф
На высоте около 1250 м над уровнем моря над г. Ялтой расположен археологический памятник — пещерный христианский средневековый комплекс Иограф. Он состоит из двух естественных пещер, находящихся на расстоянии не более 90 метров друг от друга, известных под названием Иограф I и Иограф II. Пещеры расположены на южном склоне Ялтинской яйлы, в верховьях хребта Иограф. По хребту проходит одна из самых коротких троп с южного побережья на яйлу. Это так называемая Узенбашская тропа, обустроенная в конце XIX в. ялтинским земством. В основу этого проекта, по всей видимости, легли остатки древних дорог, связывающих яйлу с побережьем.
Пещера Иограф I представляет собой большой зал (длина — около 10 м, ширина — 12 м, высота — примерно 8 м) с узкими тупиковыми ходами. Ориентирована пещера по оси ЮЗ—СВ. Вход, через который внутрь проникает дневной свет, расположен с северо-восточной стороны. В конце XIX — начала ХХ вв. здесь, в восточной части пещеры, еще можно было увидеть остатки христианского храма. Пещера Иограф II, чаще всего в литературе именуемая «малой», представляет собой узкую щель длиной около 12 м. Минимальная ширина пещеры — 0,32 м, максимальная — не многим более 2 м. Начальные сведения о памятнике здесь содержатся в путеводителях конца XIX — начала ХХ вв. по Горному Крыму, в которых сообщается о неком каменном алтаре с дверью и каменной скошенной крышей внутри пещеры Иограф II. Из краеведческой литературы конца XIX — начала ХХ вв. нам известно, что в одной из пещер хребта Иограф, располагался храм, в другой жилище или келья, и здесь же в их окрестностях находилось кладбище.
Появление храма связывали со временем турецкого владычества и гонениями на христиан. С конца XIX в. начинается археологическое изучение пещерного комплекса над г. Ялтой. В 60—70-х гг. XIX в. в «пещере с храмом» (Иограф I) побывал художник Д.М. Струков. Им были зарисованы виды церкви до и после очистки от кустарников и травы, вычерчены планы храма и пещеры. Д.М. Струков изготовил и пожертвовал в 1874 г. Церковно-Археологическому музею при Киевской духовной Академии гипсовый слепок храма в пещере. Причем, по свидетельству секретаря Церковно-археологического общества Н. Петрова, храм представлен в виде:
«алтаря в форме особого здания… Престол был посредине; жертвенником служило окно, и с западной стороны видны следы впадин как бы для укрепления завесы».
В 1880 г. пещеру Иограф описал К.С. Мережковский, искавший здесь останки древнего человека. Им были проведены здесь исследования, но какого рода они были неизвестно. Результаты их остались видимо, не опубликованы. В 1895 г. пещера Иограф I была осмотрена Е.И. Висниовской, которая посвятила исследованию памятника несколько лет. Пещеру Иограф I исследовательница посетила в 1895 г., она называет данный объект «Древней церковью». Характеризуя состояние архитектурных остатков, она отмечает следующее:
«Пол пещеры весь разрыт кладоискателями. Постройка находится возле левой стены пещеры (смотря от входа). Постройка совершенно разрушена в 1900-х годах. Осталось только часть стены сложенной из известняка, скрепленных известью, длина оставшейся стены 1½ м. Находки встречаются на полу пещеры возле постройки. В настоящее время в пещеру татары загоняют скот».
25 мая 1897 г. Е.И. Висниовская среди развалин храма обнаружила фрагмент мраморной иконы (верхний правый угол) с изображением головы младенца Христа. По мнению, А.Л. Бертье-Делагарда, икона относится к VIII в. Другие находки (обломки стеклянных браслетов, железный гвоздь, часть балки от постройки и фрагмент черепицы) были собраны на полу пещеры возле развалин в 1919 г. «Малую» пещеру — Иограф II Е.И. Висниовская обследовала значительно позже. В полевой картотеке дата первого посещения относится к 15 июлю 1929 г. Памятник она назвала «Местом древнего поселения на яйле в маленькой пещере возле пещеры Иограф». Подъемный материал находился главным образом у входа в пещеру в земле и в промоинах. Внутри на полу собрано «небольшое количество» фрагментов черепицы, фрагменты глиняной посуды (гончарной, поливной и украшенной вдавленным орнаментом), обломки стеклянных сосудов и браслетов, железный гвоздь и фрагменты бронзовых изделий..
Дальнейшая история пещерного комплекса хребта Иограф мало известна. Во время Великой Отечественной войны партизаны в пещере Иограф I устроили наблюдательный пункт. В 1947 г. «пещера с храмом» вместе с прилегающем участком Ялтинской яйлы, была объявлена памятником природы. Известный еще с конца ХIX в. храм в пещере Иограф не мог не привлечь исследователей в советский период. О.И. Домбровский, И.А. Баранов, Л.В. Фирсов в своих работах упоминают пещерный храм. И.А. Баранов относит начальный период существования постройки к VIII—X вв.
В 1998 г. О.В. Кавериным на правом натечном образовании в восточной стене пещеры на высоте более 0,50 м от современной дневной поверхности были открыты граффити в виде многочисленных крестов различного типа, монограмм и надписей. Общая площадь, покрытая резными изображениями, занимает 0,98 × 0,65 м. При предварительном обследовании небольшого участка граффити в 2003 г. А.Ю. Виноградовым была выявлена надпись: «Господи, помоги утвердившему (?) крест», относящаяся ориентировочно к XI в. Примерно в это же время в конце ХХ в. еще одна надпись, содержащая дату — 1472 г. 41. Она расположена в одном из узких верхних ходов пещеры.
В 2011—2013 гг. на памятнике под руководством Н.П. Туровой были проведены археологические раскопки. Объект в разное время подвергался многочисленным грабительским раскопкам. Каких-либо архитектурных остатков на поверхности зала пещеры к моменту начала исследований обнаружить не удалось. В ходе раскопок в верхнем слое внутри пещеры были найдены обломки черепицы VIII—X вв. и мелкие фрагменты гончарной посуды XIV—XV вв. В следующем слое, наряду с обломками средневековой керамики здесь обнаружены фрагменты стеклянных бутылок XX в., железный штопор от складного ножа, гильза винтовочного патрона калибра 7,62 × 54 R к винтовке Мосина с маркировкой 1912 г. Наконец в нижний слой, связываемый со временем функционирования храма и пещеры как культового комплекса. В отложениях обнаружена османская монета начала XVI — середины XVII вв. Среди мелких фрагментов гончарной посуды выделяются обломки горшков с рельсовидным венчиком середины XV — начала XVI вв. и поливных монохромных и полихромных сосудов открытой формы с орнаментом «сграффито» XIV— XV вв.
Судя по рисункам Д.М. Струкова и Е.И. Висниовской, храм располагался у восточной стены пещеры. Церковь представляла собой прямоугольное в плане строение с полукруглой апсидой, ориентированной на северо-восток, покрытое двускатной крышей. Причем на рисунках художников мы не видим западной стены сооружения. Здание примыкало к восточной стене пещеры. В алтарной его части, в северной половине апсиды, располагалось окно, через которое проникал свет во внутреннее пространство храма. В 2012 г. удалось выявить остатки юго-восточной или южной стены храма, а в 2013 г. были зафиксированы остатки еще 3 стен. Храм представлял собой однонефную постройку. Его внутренние реконструируемые размеры (вместе с алтарной частью) — 2,2 на 1,2 м. На многих блоках (в основном туфовых), обнаруженных во время раскопок, сохранились следы светлой закопченной штукатурки без росписи. Видимо, внутри храм был отштукатурен, но наличие фресковой росписи не зафиксировано. При зачистке пола у южной стены храма в восточной ее части были обнаружены фрагмент расписной синей лампады, медная византийская монета г. Херсона XIII—XIV вв., фрагмент железного кованого предмета.
Грунт с культурными остатками пещеры Иограф II был частично выброшен наружу пещеры грабителями и накопился у ее входа, частично — был оставлен внутри пещеры. Всего из перемещенного грунта собрано 104 находки. Это 72 фрагмента красноглиняных черепиц-керамид VIII—X вв., среди которых обломки с остатками известкового раствора, 6 фрагментов стенок красноглиняных амфор, 16 обломков красноглиняной посуды, в том числе и 4 осколка от поливных чаш. Также найдено 2 фрагмента стеклянных лампад, 2 железных гвоздя, 6 осколков костей млекопитающих. Не исключено, что пещера Иограф II могла служить в качестве кельи. Пещера достаточно сухая. Однако, судя по незначительной мощности культурных напластований, период ее использования не был продолжительным. Характеристика археологического материала Керамические изделия Строительная керамика представлена главным образом фрагментами красноглиняных керамид VIII (?) — X вв.
В результате анализа археологических находок из раскопок пещер Иограф I и Иограф II Н.П. Турова выделяет пять этапов существования пещерного христианского комплекса над Ялтой.
I этап — X (?) - XI—XIII вв. связан со строительством храма в пещере Иограф I и начальным функционированием всего пещерного комплекса. К этому времени относятся фрагменты глазурованных белоглиняных и красноглиняных импортных сосудов открытой и закрытой формы, многочисленные фрагменты стеклянных лампад и сопутствующие им бронзовые крепления, предметы церковной утвари и личного благочестия, стеклянные браслеты и бусины, большинство типов пуговиц—бубенчиков.
II этап — XIV-XV вв. Характеризуется многочисленными находками фрагментов неглазурованной и глазурованной посуды местного (крымского производства), монетами.
III этап — конец XV - конец XVIII вв. Этот период, вероятно, связан с постепенным упадком данного культового места, обусловленным захватом в 1475 г. Крыма Османской Портой и последующим разрушением храма уже после принудительного переселения крымских христиан в Приазовье. В памяти этих людей он остался как церковь св. Вознесения. К этому периоду относятся единичные предметы этнографического костюма местных жителей и многочисленные нумизматические находки как в «пещере с храмом» (Иограф I), так и в «малой» пещере (Иограф II).
После присоединения Крыма к России (1783 г.) — на IV этапе истории культового комплекса, храм в пещере Иограф разрушился окончательно в силу естественных причин. Интерес к объекту был возобновлен на короткое время в конце XIX — в первых десятилетиях ХХ вв., но только в качестве краеведческой достопримечательности.
V этап — современный, он начался во второй половины ХХ в. Пещера Иограф I превратилась в место удобной туристической стоянки. И, как следствие этого, с каждым годом в пещере появляются все новые и новые кострища, перекрывающие перекопы минувших столетий.
Таким образом, хронологические рамки функционирования христианского пещерного комплекса хребта Иограф в качестве культового объекта, охватывает период с X(?)—XI до конца XVIII вв. На данный момент известно три храма, расположенных в радиусе более 10 км от пещерного комплекса Иограф. Это два наземных сооружения — храм у перевала Гурзуфское Седло и храм на г. Ай-Петри и третий храм, построенный в пещерном комплексе г. Басман. Пещерный христианский комплекс хребта Иограф является уникальным археологическим памятником, своеобразным христианским святилищем. Это единственный из известных в южной части Крымских гор и Южного Берега Крыма христианский пещерный комплекс.