Культовый комплекс на г. Эклизи-Бурун
Эклизи-Бурун - высокогорный культовый комплекс. Время его существования охватывает период раннеримского — позднесредневекового времени. Он расположен в центральной части Главной гряды Крымских гор, на вершине горы Чатыр-Даг. Настоящий памятник представляет собой пятно культурных отложений площадью около 1,4 га, залегающих на слегка наклонной площадке и окружающих её склонах различной крутизны.
По результатам раскопок, подъемному материалу и историко-архивным сведениям, принято выделять четыре этапа его формирования:
1) «раннеримский» (последняя треть I в. до н. э. – первая половина II в. н. э.);
2) «позднеримский» (вторая половина II – первая половина IV в.);
3) «средневизантийский» (VIII – IX–X вв.);
4 «позднесредневековы» (XV – XVIII вв.).
На первом и втором этапе на Эклизи-Буруне находились варварские святилища, на третьем и четвертом - христианские храмы. Из-за многочисленных перестроек, естественных природных разрушений, действий грабителей представить внешний вид данного памятника практически невозможно, особенно учитывая тот факт, что более чем за полуторатысячелетнюю историю здесь сменилось значительное количество культурных сооружений самого разного назначения. Судя по находкам здесь совершались массовые жертвоприношения животных (преобладают домашние: свинья, мелкий и крупный рогатый скот) посредством сожжения их останков (в основном голов и нижних челюстей). Тут же осуществлялась ритуальная трапеза с возлияниями и последующим разбитием. Судя по особенностям структуры и условиям залегания останков, они были перемещены еще в процессе функционирования святилища в процессе его реорганизации.
Среди находок также обнаружены монеты, элементы костюма, оружие, орудия труда, посуда и т.д., однако явных признаков «цивилизации» при изучении святилища Эклизи-Бурун «раннеримского» времени и других известных и связанных с ним археологических объектов Крыма (например святилище Гурзуфское Седло «раннеримского» и некрополь Лучистое-2) пока не зафиксировано точно, в связи с чем принято считать, что они созданы и использовались «варварскими» «безгосударственными» социумами, культурно связанных с влиянием Боспорского государства.
Немаловажным будет отметить, что исследования Гурзуфского Седла и Эклизи-Бурун демонстрируют военизированный характер святилищ, что позволяет сделать заключение о том, что их адепты происходили из социумов с племенной организацией и представляли собой довольно эффективную военную силу (профессиональные воины), достаточно независимую от Римской империи, других античных государств и крупных «варварских» образований. Исходя из общего расположения рассматриваемых памятников можно с уверенностью сказать, что этот социум располагался в горах между Херсонесом и Боспорским государством, у юго-восточной границы известной части ареала позднескифской археологической культуры, т.е. в т.н. античной «Таврике». Письменные греко-римские источники приведут к мысли, что святилище на Эклизи-Буруне непосредственно связано с народом, который в них упоминается как «тавры» или «скифо-тавры», которые в начале первого тысячелетия нашей эры фигурируют с одной стороны, как агрессоры против Херсонеса и римлян, а с другой — как объект завоевания для Боспорского государства, из чего можно сделать вывод, что они являлись отдельным политическим игроком в Крыму.
Яркой особенностью святилища можно назвать наличие довольно многочисленных вещей римского производства (в частности, элементов римского военного снаряжения, а также редких в Северном Причерноморье «ранних» римских серебряных монет), которые скорее всего представляют из себя трофеи. По хронологической позиции данные «трофеи» можно разделить на три группы. Первая - эпоха правления Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.). Вторая - временем правления Тиберия (14–37 гг.) – Клавдия (41–54 гг.). Вещи третьей группы характерны для второй половины II – первой половины III вв. н. э.
Исходя из вышесказанного можно предположить, что частота ритуалов в данном святилище определялось частотой столкновений с римлянами, и что римские артефакты каждой из выделенных хронологических групп оказались здесь одновременно. В этом случае, исходя из ассортимента и дат «трофеев» (под которыми мы понимаем римские вещи и монеты), а также данных исторических источников можно полагать, что эти люди по крайней мере трижды вступали в боевые столкновения с римскими войсками. Еще одной любопытной находкой является гиря для весов, выполненная в виде бюста римского императора. Высокое качество и хорошая сохранность изделия позволили авторам раскопок предложить вариант портретной идентификации представленного на гире персонажа. Удалось установить, что он обладает совокупностью признаков, близкой к набору примет лишь одного из римских императоров — Тиберия Клавдия Нерона.
Первой половиной III в. датируется разрушение действующего комплекса Эклизи-Бурун. Очевидно военная активность относящегося к нему социума к этому времени была окончательно подавлена.
В данный момент Эклизи-Бурун не представляет из себя открытого для обзора культурного памятника, так как даже позднехристианская церковь не уцелела. Сейчас на вершине можно наблюдать два памятных знака, связанных именно с т.н. церковью Панагии, и поклонный крест.