Крепость Ак-Кая
Крепость Ак-Кая расположена в Белогорском районе Крыма у современного с. Вишенное, на границе между степной и горной частями полуострова. Памятник расположен на правом берегу реки Биюк-Карасу и достигает площади ок. 10 га. Его фортификационная система в плане представляет собой ломаную линию, примыкающую к скальным обрывам, и состоит из основной оборонительной стены, башен и протейхизмы на северном фланге. Археологические исследования проводились здесь, начиная с XIX столетия, а их результаты значительным образом поменяли представления об истории поздних скифов.
Первое упоминание городища и крепости Ак-Кая (Вишенное) относится к первой половине XIX в. П.И. Кеппен в своей книге упоминает несколько городищ, которые связывает с пребыванием в предгорьях Крыма скифов. Он приводит описание первооткрывателя городища Ак-Кая А.Я. Фабра:
На высоте ниже Карасубазара (ныне - Белогорск), близ речки Карасевки (ныне – Биюк-Карасу) при имении генеральши Рудзевичевой, именуемом Кая приметны слабые следы укреплений. Нет ли таковых при речке Кучук-Карасу, ниже Катырша-сарая, где река сия, судя по карте, должна протекать узким ущельем…
Вторично городище было «открыто» в 1924 году крымским краеведом А. П. Булавенко, которому в историографии и отдают право первенства обнаружения Ак-Каи. Затем в разные годы памятник осматривался П. Н. Шульцем, И. А. Барановым и А. В. Белым. Последний собрал здесь коллекцию керамических клейм и других артефактов. В 1984 году городище было обследовано и прошурфовано С. Г. Колтуховым, констатировавшим наличие позднескифского культурного слоя конца IV-II вв. до н. э. - III в. н. э., перекрытого средневековыми отложениями.
Наконец, в 2001 году на городище у с. Вишенное небольшие по объему работы провела Горно-Крымская экспедиция КФ ИА НАНУ под руководством В. Л. Мыца. В июле 2006 года, небольшой состав Крымской предгорной археологической экспедиции Крымского филиала ИА НАН Украины приступил к стационарным раскопкам городища Ак-Кая/Вишенное. Исследования были начаты в тех местах, где культурный слой был нарушен (или разрушен) в результате активного «колхозного освоения» второй половины XX века. Из обрезов грунта выступали остатки каменных сооружений. В дальнейшем работы на памятнике продолжались каждый год, за исключением двухлетнего перерыва в 2010-2011 годов.
В начале исследований было произведено сканирование георадаром двух участков городища. В результате произведенных работ были обнаружены неординарные комплексы, такие как пристенное святилище, были открыты сложные узлы обороны (башни, протейхизма). Главным достижением первого периода было доказательство существования крепости непрерывно с IV по конец I в. до н.э. В дальнейшем было определено, что крепость не имела сплошной внутренней застройки.
Видимо, в более позднее время, это место оставалось привлекательным для использования в качестве удобной площадки для укрепления. В южной, мысовой части крепости была обнаружена и исследовалась оборонительная система эллинистического периода и эпохи раннего средневековья. У восточных обрывов открыт сложный узел разновременных фортификационных сооружений, наложившихся одно на другое. В 2012-14 годах был открыт узел оборонительных сооружений эллинистического и римского периодов, а также эпохи раннего средневековья, последовательно перекрывавших друг друга. Фортификационный узел дополнялся множеством строительных комплексов как внутри, так и снаружи крепости; мощность культурного слоя на участке достигала трёх метров.
В 2014 году к востоку от городища также были доследованы (после грабительских раскопок) коллективные каменные подкурганные склепы и гробницы некрополей Чигирник, Беш-Оба и Тагай. Все они дали выразительный обряд и инвентарь эллинистического времени, типичный для раннего этапа «позднескифской» культуры Крыма.
Наконец в 2015 году была проведена сплошная магнитометрическая разведка территории крепости и прилегающего к нему с востока обширного поселения. Непосредственно к востоку от городища был обнаружен грунтовый некрополь позднеэллинистического времени. Здесь раскопаны четыре коллективных склепа-катакомбы, один кенотаф и четыре конских захоронения. Среди находок необходимо отметить набор железных деталей (оковка, ручка, элементы украшений) овального щита кельтского типа высотой 145 см.
В результате археологических исследований стало очевидно, что городище Ак-Кая/ Вишенное представляет собой многослойный памятник, существование которого относится к трем периодам — эллинистическому (конец IV — I вв. до н. э.), римскому (I — III вв. н. э) и раннесредневековому (VIII-IX вв. н. э.). К настоящему времени здесь исследованы десять раскопов и семь шурфов, расположенных в различных частях крепости и за её пределами. Общая исследованная площадь составляет более 2000 кв. м. Изучение памятника продолжается и имеет большие перспективы. Ведь и сегодня однозначно связать исторические названия скифских городищ с конкретными археологическими находками достаточно сложно.
Время возникновения крепости может быть отнесено к концу IV в. до н.э., когда были построены оборонительная стена шириной ок. 2,5 м, протейхизма и одна башня на северном фланге. В системе обороны крепости были, как минимум, двое ворот (северные и южные) и нескольких калиток. Первоначальная толщина стены впоследствии она была увеличена до 5 м. С внутренней стороны к стене были пристроены регулярные помещения с каменными стенами. Время активного строительства и функционирования фортификационных сооружений первой крепости относится к концу IV — первой половине II в. до н. э. Центральную часть крепости в это время занимал большой строительный комплекс, хорошо заметный на магнитометрической карте и незначительно затронутый зачистками 2009 года. На других участках крепости открыты отдельные сооружения из камыша и глины, при строительстве которых совершенно не использовался камень.
На начальном этапе существования – в 70-е гг. III в. до н.э. – происходит первая пожарная катастрофа, слой которой затем был перекрыт мусорными отложениями небольшой мощности. На их поверхности зафиксирован горизонт глиняно-плетнёвых сооружений, которые дважды гибли в пожарах в середине III в. до н.э. В это же время происходит двукратное утолщение оборонительной стены и возведение нескольких новых башен.
Следующий пожар случился в последней четверти III в. до н.э. или на рубеже III–II вв. до н.э. Наиболее выразительный комплекс этого горизонта связан со святилищем у восточной оборонительной стены, на полу которого обнаружен набор керамических алтарей, чернолаковых и лепных сосудов, а также семистрочное граффити на стенке родосской амфоры. После этого пожара, с начала II в. до н.э. начинается ослабление контроля над состоянием фортификационных сооружений и «зарастание» территории крепости большими и малыми зольниками. Слой золистого гумуса, перекрывающий слои пожара № 4, сменяется жилыми поверхностями и слоем пожара № 5, который датируется серединой – третей четвертью II в. до н.э.
Верхние горизонты памятника относятся в целом к концу II – I в. до н.э. и представлены многочисленными каменными постройками и хозяйственными ямами. С некоторыми из этих объектов связаны слои пожаров № 6 и 7 с выразительными керамическими комплексами, из которых более ранний может быть датирован ок. 70– 60 гг. до н.э. Во второй половине I в. до н.э. (возможно в 40-е гг. до н.э.) в южной части «большой» крепости, к этому времени уже совсем утратившей оборонительные сооружения, возникает «малая» крепость площадью ок. 1 га, которая просуществовала до первой половины – середины I в. н.э. и погибла в пожаре.
Территориально и хронологически с ранним периодом существования крепости Ак-Кая/Вишенное можно связать многочисленные коллективные захоронения в каменных подкурганных гробницах, которые являются традиционными для крымских варваров начиная с IV в. до н.э. Значительная площадь, развитая фортификация и выразительный археологический материал позволяют предполагать, что в III – начале II в. до н.э. городище Ак-Кая/Вишенное являлось ключевым объектом, вероятно столичной варварской крепостью как в масштабах Крыма, так, возможно, и всего Северного Причерноморья.
Во второй половине I в. до н.э. (возможно в 40-е гг. до н.э.) в южной части «большой» крепости, к этому времени уже совсем утратившей оборонительные сооружения, возникает «малая» крепость площадью ок. 1 га. Вторая по счёту крепость занимала треугольный скальный мыс с отвесными западными и восточными обрывами. От обрыва до обрыва была возведена обронительная стена длиной ок. 130 м, в плане представляющая собой слабо изогнутую дугу и напольной стороной обращённая на север. Толщина стены на разных участках колеблется в пределах 3,5 — 2 м, основанием в разных местах служат более ранний культурный слой, скальная поверхность либо предшествующие оборонительные стены. Техника кладки — двухпанцирная, с забутовкой, из крупных необработанных камней на глиняном растворе. На восточном фланге открыты одна башня и проем калитки с коридором.
Внутренняя часть крепости в это время была занята наземными каменно-сырцовыми постройками, среди которых особо следует отметить здание мегаронного типа, пристроенное к оборонительной стене. Период функционирования крепости римского времени охватывает время от рубежа эр до III в. н. э., возможно его середины.
Также в южной части плато локализована локализуется третья, средневековая крепость, полностью повторяющая планировку и площадь второй. Фундаментом для возведения оборонительной стены VIII — IX вв. н. э. послужили остатки стен римского времени. Внешний панцирь стен был возведён из хорошо отёсанных и тщательно подогнанных один к другому блоков известняка и ракушечника, уложенных насухо. Внутренний панцирь (насколько можно судить по результатам раскопок) был сложен из необработанного камня. Толщина стены в среднем составляет ок. 4 м.
Для устройства башни раннесредневековой крепости на восточном фланге было использовано основание более ранней башни, которую обнесли новым поясом из обработанных блоков и дополнительно укрепили мощной платформой. Судя по особенностям рельефа и другим данным, ворота в крепость находились примерно в центре оборонительной линии, а на западном фланге была устроена ещё одна башня. К северу от раннесредневековой крепости располагалось обширное поселение, соответствующее примерно по площади крепости эллинистического времени. Его культурный слой мощностью до 0,5 м оказался полностью переотложен в результате плантажной вспашки 60-70-х гг. XX в. Судя по наличию в нём большого количества камней различного размера, на территории поселения также существовало множество наземных построек.
Крепость Ак-Кая, построенная по хорошо продуманному плану и по эллинским стандартам фортификации, пока является единственной в своем роде на обширной варварской территории Крыма на протяжении всего III в. до н. э. Существуют, правда, и свои специфические особенности, такие как принцип жилой застройки. Возможно укрепление было «варварским» форпостом Боспора у западных его границ, а его строительство стало целенаправленной акцией боспорской политики.
В числе других версий — центр «варварской силы» у западных границ Боспора, вероятная ставка царя Агара, упоминание которого в известном контексте свидетельствует о наличии власти у скифов. Несмотря на четыре пожара-катастрофы, крепость активно и успешно существовала весь III и первую половину II в. до н. э. Между вторым и третьим произошло масштабное укрепление оборонительных стен и строительство башен. На рубеже эр «большая» крепость перестраивается в «малую», которая в свою очередь существует ещё примерно три века.
Судя по высокому качеству облицовки оборонительных стен, находкам черепицы и другим археологическим находкам, в VIII-IX вв. н. э. крепость АкКая/Вишенное была и важным пунктом средневековой Таврики. Не исключено, что здесь находился христианский храм (о чем косвенно свидетельствуют находки черепицы необычно крупных размеров). Крепость была разрушена, по имеющимся данным, около середины IX в. н. э.