Качи-Кальон. Городище

kachi-kanon-6_1454165399_1.jpg

Городище Качи-Кальон относится к группе так называемых «пещерных городов» Крыма. Городище расположено в Бахчисарайском районе близ современного с. Баштановка Верхнереченского сельского совета, на юго-западном склоне г. Фыцки-Кая-Баш. На сегодняшний день памятник представляет собой комплексный объект археологии и архитектуры общей площадью 12,5 га, на территории которого расположено пять естественных гротов и 118 искусственных пещерных сооружений. Во многих пещерах вырублены хозяйственные помещения — подвалы, стойла, а также хозяйственные ямы и тарапаны. Именно большое количество винодавилен, на данный момент, и выделяет Качи-Кальон среди других «пещерных городов».качи кальон карта.jpg

Впервые памятник привлек к себе внимание профессиональных историков и путешественников в конце XVIII в. Шведский историк И. Э. Тунманн, посетивший Крым между 1774 и 1777 годами, вскользь упомянул Качи-Кальон, говоря об обрубленной вниз горе, и что в ней высечены с середины до вершины пещеры. П. И. Кеппен обращает внимание на наличие стены, а в стене находятся ворота, войдя в которые можно увидеть пещеры в несколько ярусов и источник св. Анастасии. Ф. Дюбуа де Монпере, говоря о сходстве памятника с Херсонесом, первый указывает на то, что на Качи-Кальоне

«находятся приспособления, явно служившие виноградными прессами <…> в некоторых зерновых ямах еще находились зерна пшеницы, почерневшие от времени».

Дюбуа де Монпере зарисовывает два христианских надгробия. В некоторых из крипт находились кости, но исследователь считает, что ни одна из них не служила церковью, и предполагает, что пещерный город предшествовал христианству, лишь позже

«обитатели его, став христианами, пожелали иметь храм, они задумали высечь в огромной отделившейся глыбе…».

Г. Э. Караулов упоминает о Качи-Кальоне, как об обширном пещерном городе в несколько ярусов, где еще можно проследить улицы и переулки. В. Х. Кондараки приписывал сооружение пещер «тавро-скифам». Крипты, по его мнению, были казармами части войск, которая должна была защищать проход со стороны моря. Кондараки услышал рассказ местного греческого населения о том, что название Кальон - «корабль» появилось в связи с тем, что «здесь существовало какое-то капище с истуканом этого имени».

Первые научные исследования на Качи-Кальоне проводились в 1930 году Е. В. Веймарном и Н. И. Репниковым. Исследователи по подъемному материалу и зачистки наслоений возле стены считали, что существование поселения на месте укрепления восходит к VI – VII вв. Затем Н. И. Репников публикует отдельную статью, посвященную этому памятнику, где уже детально описывает его:

Вход к укрепленному комплексу перекрывает линия мощной стены, поднимающейся по склону и примыкающей к западному краю обрыва массива Качи-Кальонского утеса. Кладка стены частично из тесаных камней, но местами использованы обломки-дикари. Территория мыска перед Четвертым гротом перекрывает оборонительная стена, которая «проходит вдоль доступного края площадки, там, где к ней из долины поднимается ложбина-балка. С западной стороны находилась башня, с которой производился обстрел подхода, от башни осталось только основание. С восточной стороны стены находилась входная калитка.

По данным Н. И. Репникова стена стояла на скале, в специальной вырубке. Состояла из крупных неравных по величине тесаных блоков на известковом растворе. Изнутри к ним примыкала бутовая кладка из неровных камней, на таком же растворе. Толщина стены в среднем составляла 1 м. В кладке стены был обнаружен фрагмент столбообразного надгробия с рельефным крестом. Была дана стратиграфическая ситуация после расчистки за стеной: верхний пласт земли с камнями и фрагментами желтой и зеленой поливной керамики, затем слой овечьего помета, зольная прослойка и нижний землистый слой с камнем и «керамикой конца I тыс. н.э.

пряжка качи.pngНа площадке располагается небольшой некрополь, на осыпи была найдена медная пряжка. Н. И. Репников отнес ее к типу «Суук-су», но если верить рисунку в таблице, то эта пряжка больше похожа на тип «Сиракузы», датируемой второй половиной VII в. Далее в статье автор ставит вопрос о боеспособности укрепления, «когда сверху, с бровки плато, как на ладони, видно все, что делается внизу».

разведки.pngВ 1954 году были проведены разведки Е. В. Веймарном. Он предположил, что этот археологический объект не мог быть крепостью, так как легко мог быть поражен сверху. По наличию некрополя и остатков церквей автор предположил, что здесь находился монастырь, а за стеной, которую Н. И. Репников принял за оборонительную, находилось открытое раннесредневековое поселение. По мнению Веймарна, данное поселение крайне интересно в аспекте изучения сельского хозяйства средневековья в связи с большим количеством тарапанов. В результате разведок было насчитано и пронумеровано 60 тарапанных комплексов, некоторые из которых были зачищены.

Последние разведки на объекте производились в 2016 году В.В. Лавровым. Они были нацелены на составление карты расположения объектов на памятнике, а также зачистки оборонительной стены в районе четвёртого грота от растительности. Исследования производились, начиная от Первого грота до Третьего и в районе оборонительной стены у Четвёртого грота. На общей площади в 12,5 га изучено порядка 9 га памятника. В результате исследований было пронумеровано и зафиксировано 28 явных тарапанных комплексов и 3 «возможных тарапана», также промаркировано 62 пещерных сооружения и 4 скальных «подрубки».

Кроме разведок, задачей которых было выявление, фиксация и описание сохранности объектов, второй целью экспедиции была очистка оборонительной стены перед четвертым гротом от растительности, её графическая фиксация. Кладка стены двухпанцирная с забутовкой, мощностью около 0,9 м, состояла из двух куртин, место стыковки которых сильно задерновано. Для выявления места стыковки куртин потребовалось заложение шурфа.

куртина 1.pngКуртина № 1 имела длину 15,6 м, при максимальной сохранившейся высоте 4,6 м. Очевидно, что куртина № 1 примыкала ко входу с северо-восточной стороны, а с юго-западной стыковалась с куриной № 2. Куртина № 2 длинной 3,2 м, и сохранившейся высотой 3 м, имела угол в восточной части. За ним стена меняла направление, но, к сожалению, не сохранилась. Возможно куртина № 2 являлась стеной башни, о которой упоминал Н.И. Репников, учитывая, её направление параллельно тропинке, которая ведёт ко входу в укрепление.  Силами экспедиции также от растительности и мусора был очищен вход в укрепление шириной около 1,5 м.куртина 2.png

Скорее всего, Качи-Кальон в разные периоды истории являлся и открытым сельским поселением, и небольшим укреплением, а на последнем этапе — монастырем. Предполагается, что сельское поселение появляется здесь в период раннего средневековья. Не раннее XI в. часть памятника огораживается стеной. Впоследствии, вероятно, в XIII— XV вв., на части поселения основывается монастырь. Сведения о нем содержатся в некоторых жалованных грамотах русских царей XVI в., например, Бориса Годунова, 1598 года. После выселения христиан из Крыма в 1778 году монастырь был полностью заброшен. В 1851 году данная территория, принадлежащая помещику Хвицкому, по его завещанию была передана в ведение Бахчисарайского Успенского скита, и в начале XX в. здесь была образована Свято-Анастасиевская киновия, закрытая в 1921 году.

Все памятники поселения, в том числе 118 пещерных сооружений (по данным Е.В. Веймарна), группируются вокруг пяти естественных скальных гротов. Первый грот, обращенный к западу, находится у северного мыса Качи-Кальонского массива. Территория вокруг него (около 1,5 га) была ограждена стеной. Ворота находились под обрывом мыса. Внутри защищенной территории размещались хозяйственные сооружения, в том числе более 10 тарапанов и небольшая пещерная церковь св. Софии. Между Первым и Вторым гротами в скале вырублен пятиярусный комплекс пещерных сооружений (свыше 50 помещений).

shema.jpg

В полу многих пещер высечены тарапаны, хозяйственные ямы, кормушки для скота. Еще один комплекс пещер можно наблюдать между Вторым и Третьим гротами, большей частью на расположенном ниже выступе скалы. В Третьем гроте находятся остатки трех полупещерных церквей и еще ряд помещений различного назначения. Более 30 пещерных сооружений вырублены между Третьим и Четвертым гротами. Ниже этого комплекса расположен выступ скалы площадью 0,2 га, защищенный стеной толщиной около метра. Она сложена из тесаных камней вторичного использования различной величины и датируется не ранее XIII—XIV вв. В западной части стены находилась прямоугольная башня, а в восточной— ворота.

Большая часть огражденной территории использовалась под кладбище (по крайней мере на последнем этапе), здесь же находилась и часовня. В Четвертом, самом большом, гроте высечен трехъярусный пещерный комплекс. Здесь же находится источник. В гроте и ниже по склону располагался скит св. Анастасии. Следы монастырской церкви видны в одном из обломков скалы. В труднодоступном Пятом гроте известно более 10 пещер. На его стенах сохранилось много граффити и надписей, очевидно, Нового времени.

план качи.png

Восточнее и ниже Пятого грота находятся ряд пещерных сооружений и 15 тарапанов. На территории поселения, как отмечалось, известно несколько культовых сооружений. Это, например, церковь № 1 (св. Софии) высечена в отдельном камне, имеет овальную в плане форму и размеры 5,3х2,4х2,15 м. Апсида подковообразная, размерами 1,85x2,64x2,2 м. Над наосом она возвышается на 0,32 м. В апсиде сохранился одноступенчатый синтрон высотой 0,57 м. В центральной части в полу есть углубление, где первоначально стоял престол. Его размеры 0,35x0,47x0,14 м.fs_cachi_cerk-768x524.jpg

В стене вырублена ниша, очевидно, жертвенника. Там же, северо-восточнее, еще одна ниша, куда, вероятно, помещалась запрестольная икона. Под ней в синтроне и рядом с ним — 4 углубления, скорее всего, для установки позднего алтаря. Необходимость в последнем возникла при возобновлении церкви в XIX в., древний алтарь оказался ориентирован не строго на восток, а на юго-восток. На стыке апсиды и наоса сохранились подрубки: может быть, первоначально здесь была невысокая алтарная преграда, впоследствии замененная деревянным иконостасом. Наос имеет полуовальную форму и вырубленную по периметру скамью высотой до 0,45 м.

С южной стороны, непосредственно в скамье, вырублена могила овальной формы. Под ней в полу - могила с заплечиками. В южной и северной стенах, рядом с апсидой, вырублены ниши 0,6x0,7 м для установки икон. В северной стене, в скамье севернее входа, находится углубление размером 0,32x0,22x0,8 м. Стены церкви в XIX в. были слегка подтесаны и побелены. На стенах церкви известны две греческие надписи XVI— XVII вв. В храм ведут два входа. Один, очевидно, ранний, размерами 1,6х 1,7 м вел в наос. Над ним прорублены желоба для стока дождевых вод. Здесь же вырублен крест с расширяющимися концами. Деревянная дверь открывалась наружу. Второй вход, скорее всего, более поздний (для средневековых пещерных церквей Крыма не характерен отдельный вход с улицы в апсиду), имеет размеры 1,6x0,85 м. Судя по вырубкам, он так же, как и первый, перекрывался деревянной дверью. Последняя открывалась внутрь.

kachikaleni-15-1.jpgРядом с церковью расположены усыпальницы и прослеживаются остатки кладбища (сохранились каменные надгробия). Памятник вряд ли может датироваться временем ранее XI— XIV вв. Несомненно, что храм функционировал и в XVI— XVIII вв. После выхода христиан из Крыма в 1778 году церковь была заброшена, возобновлена в 1888 году и функционировала до 1921 года.

Храм № 2 размерами 9x2,5 м расположен в Третьем гроте. Он представляет собой сочетание пещерной и наземной архитектур: северная стена и апсида вырублены в скале, а южная сложена из камня. Апсида подковообразная, размерами 1,56x1,8 м, ориентирована на северо-восток. В ней сохранились сильно разрушенные следы алтарного возвышения высотой до 0,1 м. В стене — ниша для запрестольного образа. На стыке апсиды и наоса видны подрубки для крепления иконостаса. Перекрытие, вероятнее всего, было сводчатым. Наос храма прямоугольный. В северной его части в полу вырублена гробница размерами 1,56x0,55x1,7 м. С запада к наосу примыкает нартекс, в полу которой вырублены две могилы. В церковь вели два входа: с запада — в нартекс и с юга — в наос.

Храм № 3 расположен к юго-востоку от храма № 2. Его размеры 3x1,3 м. В скале вырублена только часть северной стены, а апсида и остальные стены были сложены из камня (на поверхности скалы ясно видны следы постелей стены и места крепления балок для перекрытия крыши). Апсида полукруглой формы, в ней сохранилась подрубка под основание для престола диаметром 0,28 м. На стыке апсиды и наоса видны следы для крепления алтарной преграды. С юга к основному помещению храма примыкала галерея, объединявшая храмы № 3 и № 4.

алтарь.pngСеверная стена и нижняя часть апсиды церкви №4 были вырублены в скале, а южная стена, вероятно, была деревянной (сохранились гнезда для установки столбов). В апсиде прослеживается слабо выраженный ситрон и следы алтарной преграды. У ситрона расположено основание для престола, его диаметр 0,2 м. Кроме описанных, на Качи-Кальоне можно отметить еще два культовых помещения, частично высеченных в скале: на упомянутой площадке ниже Четвертого грота вырублена ниша с изображением рельефного процветшего креста. Рядом с ней остатки наземной церкви; на склоне под Четвертым гротом в обломке скалы апсида церкви св. Анастасии.

kachi-kalon-krym.jpgНа Качи-Кальоне известно свыше 120 тарапанов, в которых одновременно могло перерабатываться до 250 т. винограда. Это свидетельствует о значительном удельном весе виноделия в экономике данного поселения. Обычно такие винодельческие комплексы датируются VIII— IX вв. Однако эти датировки большей частью не подкреплены надежными археологическими материалами. В этой связи стоит напомнить, что Иоганн Шильтбергер в начале XV в. сообщает о городе Керкере (Чуфут-Кале), расположенном в Готии, населенной греческими христианами и производящей «отличное вино». Вероятно, виноделие практически на всем протяжении средневековой эпохи занимало важное место в экономике Крыма, и, следовательно, тарапаны могли сооружаться и гораздо позднее IX в.

Список литературы
Лавров В.В. Археологические разведки на городище Качи-Кальон (Бахчисарайский район) в 2016 году // История и археология Крыма. 2018. № 8. С. 79-80.
Лавров В.В. Археологические исследования Качи-Кальона в 1954 г. (по материалам архива Е.В. Веймарна в Бахчисарайском заповеднике) // История и археология Крыма. 2015. № 2. С. 349-363.
Могаричев Ю.М. Пещерные города Крыма. - Симферополь: Сонат, 2005. — 192 с.
Герцен А.Г., Махнева О.А. Пещерные города Крыма. - Симферополь, 1989.