Качи-Кальон. Городище
Городище Качи-Кальон относится к группе так называемых «пещерных городов» Крыма. Городище расположено в Бахчисарайском районе близ современного с. Баштановка Верхнереченского сельского совета, на юго-западном склоне г. Фыцки-Кая-Баш. На сегодняшний день памятник представляет собой комплексный объект археологии и архитектуры общей площадью 12,5 га, на территории которого расположено пять естественных гротов и 118 искусственных пещерных сооружений. Во многих пещерах вырублены хозяйственные помещения — подвалы, стойла, а также хозяйственные ямы и тарапаны. Именно большое количество винодавилен, на данный момент, и выделяет Качи-Кальон среди других «пещерных городов».
Впервые памятник привлек к себе внимание профессиональных историков и путешественников в конце XVIII в. Шведский историк И. Э. Тунманн, посетивший Крым между 1774 и 1777 годами, вскользь упомянул Качи-Кальон, говоря об обрубленной вниз горе, и что в ней высечены с середины до вершины пещеры. П. И. Кеппен обращает внимание на наличие стены, а в стене находятся ворота, войдя в которые можно увидеть пещеры в несколько ярусов и источник св. Анастасии. Ф. Дюбуа де Монпере, говоря о сходстве памятника с Херсонесом, первый указывает на то, что на Качи-Кальоне
«находятся приспособления, явно служившие виноградными прессами <…> в некоторых зерновых ямах еще находились зерна пшеницы, почерневшие от времени».
Дюбуа де Монпере зарисовывает два христианских надгробия. В некоторых из крипт находились кости, но исследователь считает, что ни одна из них не служила церковью, и предполагает, что пещерный город предшествовал христианству, лишь позже
«обитатели его, став христианами, пожелали иметь храм, они задумали высечь в огромной отделившейся глыбе…».
Г. Э. Караулов упоминает о Качи-Кальоне, как об обширном пещерном городе в несколько ярусов, где еще можно проследить улицы и переулки. В. Х. Кондараки приписывал сооружение пещер «тавро-скифам». Крипты, по его мнению, были казармами части войск, которая должна была защищать проход со стороны моря. Кондараки услышал рассказ местного греческого населения о том, что название Кальон - «корабль» появилось в связи с тем, что «здесь существовало какое-то капище с истуканом этого имени».
Первые научные исследования на Качи-Кальоне проводились в 1930 году Е. В. Веймарном и Н. И. Репниковым. Исследователи по подъемному материалу и зачистки наслоений возле стены считали, что существование поселения на месте укрепления восходит к VI – VII вв. Затем Н. И. Репников публикует отдельную статью, посвященную этому памятнику, где уже детально описывает его:
Вход к укрепленному комплексу перекрывает линия мощной стены, поднимающейся по склону и примыкающей к западному краю обрыва массива Качи-Кальонского утеса. Кладка стены частично из тесаных камней, но местами использованы обломки-дикари. Территория мыска перед Четвертым гротом перекрывает оборонительная стена, которая «проходит вдоль доступного края площадки, там, где к ней из долины поднимается ложбина-балка. С западной стороны находилась башня, с которой производился обстрел подхода, от башни осталось только основание. С восточной стороны стены находилась входная калитка.
По данным Н. И. Репникова стена стояла на скале, в специальной вырубке. Состояла из крупных неравных по величине тесаных блоков на известковом растворе. Изнутри к ним примыкала бутовая кладка из неровных камней, на таком же растворе. Толщина стены в среднем составляла 1 м. В кладке стены был обнаружен фрагмент столбообразного надгробия с рельефным крестом. Была дана стратиграфическая ситуация после расчистки за стеной: верхний пласт земли с камнями и фрагментами желтой и зеленой поливной керамики, затем слой овечьего помета, зольная прослойка и нижний землистый слой с камнем и «керамикой конца I тыс. н.э.
На площадке располагается небольшой некрополь, на осыпи была найдена медная пряжка. Н. И. Репников отнес ее к типу «Суук-су», но если верить рисунку в таблице, то эта пряжка больше похожа на тип «Сиракузы», датируемой второй половиной VII в. Далее в статье автор ставит вопрос о боеспособности укрепления, «когда сверху, с бровки плато, как на ладони, видно все, что делается внизу».
В 1954 году были проведены разведки Е. В. Веймарном. Он предположил, что этот археологический объект не мог быть крепостью, так как легко мог быть поражен сверху. По наличию некрополя и остатков церквей автор предположил, что здесь находился монастырь, а за стеной, которую Н. И. Репников принял за оборонительную, находилось открытое раннесредневековое поселение. По мнению Веймарна, данное поселение крайне интересно в аспекте изучения сельского хозяйства средневековья в связи с большим количеством тарапанов. В результате разведок было насчитано и пронумеровано 60 тарапанных комплексов, некоторые из которых были зачищены.
Последние разведки на объекте производились в 2016 году В.В. Лавровым. Они были нацелены на составление карты расположения объектов на памятнике, а также зачистки оборонительной стены в районе четвёртого грота от растительности. Исследования производились, начиная от Первого грота до Третьего и в районе оборонительной стены у Четвёртого грота. На общей площади в 12,5 га изучено порядка 9 га памятника. В результате исследований было пронумеровано и зафиксировано 28 явных тарапанных комплексов и 3 «возможных тарапана», также промаркировано 62 пещерных сооружения и 4 скальных «подрубки».
Кроме разведок, задачей которых было выявление, фиксация и описание сохранности объектов, второй целью экспедиции была очистка оборонительной стены перед четвертым гротом от растительности, её графическая фиксация. Кладка стены двухпанцирная с забутовкой, мощностью около 0,9 м, состояла из двух куртин, место стыковки которых сильно задерновано. Для выявления места стыковки куртин потребовалось заложение шурфа.
Куртина № 1 имела длину 15,6 м, при максимальной сохранившейся высоте 4,6 м. Очевидно, что куртина № 1 примыкала ко входу с северо-восточной стороны, а с юго-западной стыковалась с куриной № 2. Куртина № 2 длинной 3,2 м, и сохранившейся высотой 3 м, имела угол в восточной части. За ним стена меняла направление, но, к сожалению, не сохранилась. Возможно куртина № 2 являлась стеной башни, о которой упоминал Н.И. Репников, учитывая, её направление параллельно тропинке, которая ведёт ко входу в укрепление. Силами экспедиции также от растительности и мусора был очищен вход в укрепление шириной около 1,5 м.
Скорее всего, Качи-Кальон в разные периоды истории являлся и открытым сельским поселением, и небольшим укреплением, а на последнем этапе — монастырем. Предполагается, что сельское поселение появляется здесь в период раннего средневековья. Не раннее XI в. часть памятника огораживается стеной. Впоследствии, вероятно, в XIII— XV вв., на части поселения основывается монастырь. Сведения о нем содержатся в некоторых жалованных грамотах русских царей XVI в., например, Бориса Годунова, 1598 года. После выселения христиан из Крыма в 1778 году монастырь был полностью заброшен. В 1851 году данная территория, принадлежащая помещику Хвицкому, по его завещанию была передана в ведение Бахчисарайского Успенского скита, и в начале XX в. здесь была образована Свято-Анастасиевская киновия, закрытая в 1921 году.
Все памятники поселения, в том числе 118 пещерных сооружений (по данным Е.В. Веймарна), группируются вокруг пяти естественных скальных гротов. Первый грот, обращенный к западу, находится у северного мыса Качи-Кальонского массива. Территория вокруг него (около 1,5 га) была ограждена стеной. Ворота находились под обрывом мыса. Внутри защищенной территории размещались хозяйственные сооружения, в том числе более 10 тарапанов и небольшая пещерная церковь св. Софии. Между Первым и Вторым гротами в скале вырублен пятиярусный комплекс пещерных сооружений (свыше 50 помещений).
В полу многих пещер высечены тарапаны, хозяйственные ямы, кормушки для скота. Еще один комплекс пещер можно наблюдать между Вторым и Третьим гротами, большей частью на расположенном ниже выступе скалы. В Третьем гроте находятся остатки трех полупещерных церквей и еще ряд помещений различного назначения. Более 30 пещерных сооружений вырублены между Третьим и Четвертым гротами. Ниже этого комплекса расположен выступ скалы площадью 0,2 га, защищенный стеной толщиной около метра. Она сложена из тесаных камней вторичного использования различной величины и датируется не ранее XIII—XIV вв. В западной части стены находилась прямоугольная башня, а в восточной— ворота.
Большая часть огражденной территории использовалась под кладбище (по крайней мере на последнем этапе), здесь же находилась и часовня. В Четвертом, самом большом, гроте высечен трехъярусный пещерный комплекс. Здесь же находится источник. В гроте и ниже по склону располагался скит св. Анастасии. Следы монастырской церкви видны в одном из обломков скалы. В труднодоступном Пятом гроте известно более 10 пещер. На его стенах сохранилось много граффити и надписей, очевидно, Нового времени.
Восточнее и ниже Пятого грота находятся ряд пещерных сооружений и 15 тарапанов. На территории поселения, как отмечалось, известно несколько культовых сооружений. Это, например, церковь № 1 (св. Софии) высечена в отдельном камне, имеет овальную в плане форму и размеры 5,3х2,4х2,15 м. Апсида подковообразная, размерами 1,85x2,64x2,2 м. Над наосом она возвышается на 0,32 м. В апсиде сохранился одноступенчатый синтрон высотой 0,57 м. В центральной части в полу есть углубление, где первоначально стоял престол. Его размеры 0,35x0,47x0,14 м.
В стене вырублена ниша, очевидно, жертвенника. Там же, северо-восточнее, еще одна ниша, куда, вероятно, помещалась запрестольная икона. Под ней в синтроне и рядом с ним — 4 углубления, скорее всего, для установки позднего алтаря. Необходимость в последнем возникла при возобновлении церкви в XIX в., древний алтарь оказался ориентирован не строго на восток, а на юго-восток. На стыке апсиды и наоса сохранились подрубки: может быть, первоначально здесь была невысокая алтарная преграда, впоследствии замененная деревянным иконостасом. Наос имеет полуовальную форму и вырубленную по периметру скамью высотой до 0,45 м.
С южной стороны, непосредственно в скамье, вырублена могила овальной формы. Под ней в полу - могила с заплечиками. В южной и северной стенах, рядом с апсидой, вырублены ниши 0,6x0,7 м для установки икон. В северной стене, в скамье севернее входа, находится углубление размером 0,32x0,22x0,8 м. Стены церкви в XIX в. были слегка подтесаны и побелены. На стенах церкви известны две греческие надписи XVI— XVII вв. В храм ведут два входа. Один, очевидно, ранний, размерами 1,6х 1,7 м вел в наос. Над ним прорублены желоба для стока дождевых вод. Здесь же вырублен крест с расширяющимися концами. Деревянная дверь открывалась наружу. Второй вход, скорее всего, более поздний (для средневековых пещерных церквей Крыма не характерен отдельный вход с улицы в апсиду), имеет размеры 1,6x0,85 м. Судя по вырубкам, он так же, как и первый, перекрывался деревянной дверью. Последняя открывалась внутрь.
Рядом с церковью расположены усыпальницы и прослеживаются остатки кладбища (сохранились каменные надгробия). Памятник вряд ли может датироваться временем ранее XI— XIV вв. Несомненно, что храм функционировал и в XVI— XVIII вв. После выхода христиан из Крыма в 1778 году церковь была заброшена, возобновлена в 1888 году и функционировала до 1921 года.
Храм № 2 размерами 9x2,5 м расположен в Третьем гроте. Он представляет собой сочетание пещерной и наземной архитектур: северная стена и апсида вырублены в скале, а южная сложена из камня. Апсида подковообразная, размерами 1,56x1,8 м, ориентирована на северо-восток. В ней сохранились сильно разрушенные следы алтарного возвышения высотой до 0,1 м. В стене — ниша для запрестольного образа. На стыке апсиды и наоса видны подрубки для крепления иконостаса. Перекрытие, вероятнее всего, было сводчатым. Наос храма прямоугольный. В северной его части в полу вырублена гробница размерами 1,56x0,55x1,7 м. С запада к наосу примыкает нартекс, в полу которой вырублены две могилы. В церковь вели два входа: с запада — в нартекс и с юга — в наос.
Храм № 3 расположен к юго-востоку от храма № 2. Его размеры 3x1,3 м. В скале вырублена только часть северной стены, а апсида и остальные стены были сложены из камня (на поверхности скалы ясно видны следы постелей стены и места крепления балок для перекрытия крыши). Апсида полукруглой формы, в ней сохранилась подрубка под основание для престола диаметром 0,28 м. На стыке апсиды и наоса видны следы для крепления алтарной преграды. С юга к основному помещению храма примыкала галерея, объединявшая храмы № 3 и № 4.
Северная стена и нижняя часть апсиды церкви №4 были вырублены в скале, а южная стена, вероятно, была деревянной (сохранились гнезда для установки столбов). В апсиде прослеживается слабо выраженный ситрон и следы алтарной преграды. У ситрона расположено основание для престола, его диаметр 0,2 м. Кроме описанных, на Качи-Кальоне можно отметить еще два культовых помещения, частично высеченных в скале: на упомянутой площадке ниже Четвертого грота вырублена ниша с изображением рельефного процветшего креста. Рядом с ней остатки наземной церкви; на склоне под Четвертым гротом в обломке скалы апсида церкви св. Анастасии.
На Качи-Кальоне известно свыше 120 тарапанов, в которых одновременно могло перерабатываться до 250 т. винограда. Это свидетельствует о значительном удельном весе виноделия в экономике данного поселения. Обычно такие винодельческие комплексы датируются VIII— IX вв. Однако эти датировки большей частью не подкреплены надежными археологическими материалами. В этой связи стоит напомнить, что Иоганн Шильтбергер в начале XV в. сообщает о городе Керкере (Чуфут-Кале), расположенном в Готии, населенной греческими христианами и производящей «отличное вино». Вероятно, виноделие практически на всем протяжении средневековой эпохи занимало важное место в экономике Крыма, и, следовательно, тарапаны могли сооружаться и гораздо позднее IX в.