7-го ноября в Петербурге на 93-м году жизни скончался историк, археолог, антрополог, один из основателей Европейского университета, разработавший основы теоретической археологии - Лев Самуилович Клейн. Его вклад в археологическую науку признан российскими и зарубежными специалистами, хотя некоторые работы оценивались достаточно неоднозначно. Судьба Л.С. Клейна во многом нетипична для этого поколения российских ученых. Он много раз круто менял направление своих исследований, переходя от методики к теории познания прошлого, и обратно; не ограничиваясь сугубо академическими проблемами, громко обозначал свою общественно-политическую позицию демократа, атеиста, гуманиста.
Лев Клейн родился в Витебске 1 июля 1927 года. В 1951 году с отличием окончил исторический факультет Ленинградского государственного университета, затем аспирантуру, после чего два десятка лет преподавал на кафедре археологии. В 1981 году Клейна арестовали по обвинению в мужеложестве и осудили, а после освобождения он лишился кандидатской степени и звания доцента. Его долгое время не принимали на работу, пока в 1994 году Клейн не стал профессором кафедры философской антропологии философского факультета Санкт-Петербургского университета. До 1997 года он преподавал в Европейском университете. После выхода на пенсию в 70-летнем возрасте продолжал преподавать в зарубежных университетах – Берлинском, Венском, Даремском, Копенгагенском, Люблянском, Турку, Тромсё, университете Вашингтона в Сиэтле, Высшей Антропологической школе Молдавии и др. Выступал с докладами и лекциями в Кембридже, Оксфорде, Лондоне, Стокгольме, Мадриде и других научных центрах Европы.
В 2010 году была вышла автобиографическая книга "Трудно быть Клейном", в которой биография ученого и его вклад в науку раскрываются в основном через интервью разных лет, фрагменты его произведений и личную переписку. В научном сообществе высоко ценятся его успехи в филологии и антропологии — например, работы по гомероведению и археологические открытия. Начиная с первых раскопок и атрибуции древностей эпохи бронзы южнорусских степей, его интересовали индо-арии (кандидатская диссертация, “Время кентавров. Степная прародина греков и ариев”); варяжский вопрос, борьба с вульгарным антинорманизмом (“Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон”); археологическая теория и методология; теоретические и конкретно-исторические модели миграций и этногенеза (“Этногенез и археология”: в 2-х томах. СПб.: Евразия, 2013. 1044 с.); субкультура советского концлагеря (“Перевернутый мир”. СПб.: Фарн, 1993. 224 с.); археология гомеровского эпоса («Бесплотные герои. Происхождение образов “Илиады”». СПб.: Художественная литература, 1994. 192 с.; “Анатомия Илиады”. СПб.: СПбГУ, 1998. 560 с.); славянское язычество (“Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества”. СПб.: Евразия, 2004. 480 с.); история русской, советской и мировой археологии и этнологии: (“Феномен советской археологии”. СПб.: Фарн, 1993. 128 с.; “История археологической мысли”: в 2-х томах. СПб.: СПбГУ, 2011 и “История русской археологии”: в 2-х томах. СПб.: Евразия, 2014; “История антропологических учений”. СПб.: СПбГУ, 2014. 744 с.). Л.С. Клейн – автор более 500 статей и 20 монографий. Наиболее фундаментальные сочинения были опубликованы в последние годы.
Источники:
https://ria.ru/20191108/1560709077.html
https://www.spb.kp.ru/online/news/3665978/