В 2016 - 2018 годах в различных средствах массовой информации нередко появлялись сообщения о сенсационных находках археологов вдоль строящейся трассы «Таврида». Теперь, когда раскопки на объектах этой крупнейшей в Крыму транспортной системы завершены, можно в общих чертах представить, что же в целом было сделано в ходе полевых исследований. Их проводила Крымская новостроечная археологическая экспедиция Института археологии РАН. Работы велись от Керчи — до Севастополя. А начало изучению и сохранению объектов исторического наследия, попадающих в зону строительства, было положено в 2016 году с археологических разведок.
На первом этапе задачей являлось уточнение местоположения и границ уже известных поселений и могильников и обследование территории для выявления еще неизвестных памятников археологии. В апреле 2017 года начались собственно археологические раскопки. Протяженность фронта работ экспедиции составила чуть менее 300 км. Трассы проходят по трем основным природно-географическим зонам Крыма — приморской, степной и предгорной. Здесь исследовано более 90 археологических памятников различных эпох. Общая вскрытая раскопками площадь составляет более 90 га. Археологические исследования такого масштаба проводились в Крыму впервые, да и в целом в нашей стране работы лишь единичных экспедиций можно сравнить с ними по объемам и срокам.
Большинство памятников исследованы широкими площадями или целиком, что дает качественно новую информацию о древнем населении Крыма, его культуре и хозяйстве. В частности, впервые были получены данные о полных размерах и общей планировке постоянных поселений позднего бронзового века (II — начало I тысячелетия до н. э.), раскапывавшихся ранее лишь небольшими участками.
Для выполнения этих работ была проведена своеобразная «мобилизация» научных кадров, имеющих опыт исследования памятников различных эпох. Вместе с сотрудниками Института археологии РАН в работах в Крыму участвовали ученые Института истории материальной культуры РАН, Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, Института археологии Татарстана АН РТ, Института археологии Крыма РАН, а также Восточно-крымского музея-заповедника, музеев-заповедников «Херсонес Таврический» и «Неаполь Скифский». В раскопках принимали участие и представители нескольких коммерческих археологических организаций Крыма и Краснодарского края. Помимо специалистов-археологов в работах экспедиции участвовали ученые смежных дисциплин: антропологи, палеозоологи, почвоведы, реставраторы различных специальностей, геодезисты, геофизики и другие.
Раскопки проводились на современном научном уровне с использованием новейших методик поиска и фиксации археологических объектов: геомагнитной и георадарной разведки, лазерного сканирования и фотограмметрии, тахеометрической съемки и аэросъемки с дронов, и др.
Исследованные памятники относятся ко всем эпохам истории Крыма — от палеолита (древний каменный век) до начала ХХ в. Можно заметить определенную закономерность в расположении памятников разных эпох. Так, немногочисленные стоянки каменного века открыты в предгорной зоне, в долинах небольших крымских речек. Среди них можно отметить стоянку Новенькое в Бахчисарайском районе. Полученная в результате раскопок коллекция кремневых изделий может быть разделена на комплексы, относящиеся к разным традициям: крымскому микоку (90–30 тысяч лет назад), западно-крымскому мустье (70–30 тысяч лет назад) и верхнему палеолиту (после 30 тысяч лет назад).
В бронзовом веке поселки оседлого населения располагались в основном на Керченском полуострове. Степную зону с бронзового века вплоть до эпохи позднего Средневековья занимали различные кочевые племена. Основной вид памятников, оставленных ими в Крымской степи, — курганы. Кочевники часто совершали погребения в уже существовавшие насыпи более раннего времени. При этом они сооружали в них новые конструкции и досыпали земляные насыпи. В результате некоторые курганы превращались в «слоеный пирог», содержащий десятки захоронений кочевников, которые датируются временем от бронзового века до позднего Средневековья.
В ходе работ экспедиции был получен объем источников, беспрецедентный по масштабам за всю историю изучения бронзового века Крыма. Еще в 2007 году известный специалист по этой эпохе Г. Н. Тощев назвал Крым «белым пятном» в археологии бронзового века причерноморских степей. Открытые памятники представили все периоды развития культур эпохи бронзы Крыма. Ранний бронзовый век полуострова представлен памятниками ямной и кеми-обинской культур, которые датируются рубежом IV–III — первой половиной III тыс. до н. э. Они обнаружены в курганах следующих памятников: Технопарк, Льговское, Белая Скала, Добролюбовка, Крымская Роза-2, Эски-Юрт, Курган с ящиком.
Средний бронзовый век представлен курганами катакомбной археологической общности (вторая треть III тыс. до н. э.) и ингульской катакомбной культуры (рубеж III–II тыс. до н. э.). Слой этого времени исследован также на многослойных поселениях Городище 11 км вблизи Керчи и Приморский Северо-Западное у Феодосии. Погребальные комплексы посткатакомбного времени обнаружены в Льговском кургане. Они были впущены в более раннюю гигантскую кеми-обинскую курганную насыпь.
Эпоха поздней бронзы в Крыму представлена срубной, сабатиновской и белозерской культурами. Они датируются XVII–X вв. до н. э. В Крыму представлены как поселенческие, так и погребальные памятники этого времени. В частности, в материалах поселения Луговое Северо-Западное 2 на востоке Керченского полуострова хорошо выделяются материалы сабатиновской и белозерской культур.
Переход от бронзового века к железному в Крыму представлен памятниками кизил-кобинской культуры. В основном они концентрируются в предгорной и горной частях Крыма. Экспедицией были исследованы поселения Стена 1 в округе Севастополя и Тууш 3 к северу от г. Старый Крым. Общая вскрытая площадь на этих двух памятниках в два раза превысила площади, изученные на всех поселениях кизил-кобинской культуры за все предшествующие годы раскопок в Крыму. Поселение Тууш 3 на сегодняшний день определяет восточную границу распространения кизил-кобинской культуры на Крымском полуострове.
Материалы раскопок экспедиции подтвердили предположение, что в периоды ранней и средней бронзы Крым в культурном отношении был тесно связан с Предкавказьем. В раннем железном веке и в эпоху Средневековья практика захоронений в более ранних курганах сохраняется. Среди таких многослойных погребальных сооружений можно отметить курган 2 курганной группы у с. Льговское Кировского района с погребением киммерийского вождя, курган 3 группы Фонтан 1 на западе Ленинского района со сложными каменными конструкциями, курган 1 группы из 14 курганов (Аджилар) у с. Белая Скала Белогорского района, в котором открыто захоронение знатного половецкого воина с вооружением.
Памятники оседлого населения раннего железного века и периода античности располагаются в основном на Керченском полуострове и в городском округе Севастополя. Они отличаются большим разнообразием. Это греческие укрепленные и неукрепленные сельскохозяйственные поселения и усадьбы, курганы представителей боспорской знати и рядового населения, поселки поздних скифов, бескурганные могильники сельского населения Боспора и крымских варваров, а также оборонительные валы и рвы Боспорского царства — Акмонайский, Узунларский, Тиритакский и вал Безкровного.
Среди античных памятников выделяется комплекс сельской усадьбы Манитра с могильником к западу от Пантикапея (Керчи), функционировавшей в период расцвета Боспорского царства в конце V — начале III в. до н. э. Это далекая окраина эллинского мира, но здесь мы видим в лучшем проявлении опыт античного строительства — планировки, качества кладок, интерьеров. Площадь сплошной застройки большой усадьбы составляет около 5000 кв. м, она имела замкнутую прямоугольную планировку. Обнаружение и раскопки сельской усадьбы такой площади, сложности и столь хорошей сохранности уникальны не только для территории Крыма, но и для всего Северного Причерноморья.
Комплекс греческих сельскохозяйственных усадеб Фонтан 6 IV в. до н. э. является одним из самых крупных поселенческих комплексов такого рода из открытых на Боспоре, возможно, он относится к «царской хоре». Уникален курган Госпитальный с погребениями представителей боспорской знати второй половины IV в. до н. э. Он самый восточный в цепочке курганов на центральной скальной гряде Юз-Оба в Керчи. Высота его грунтовой насыпи около 7,5 м, диаметр около 90 м. Раскопки курганов подобных размеров не проводились в Крыму более 150 лет. Впервые они осуществлены комплексно, на современном научном уровне.
В итоге, была получена важная информация о погребальном обряде представителей высшей боспорской знати, их погребальных сооружениях и технике их строительства. Рядом с курганом раскопано поселение Госпиталь I, в котором жили строители этого монументального сооружения. Ко второму расцвету Боспорского царства, в римскую эпоху (в конце I — III в. н. э.), относится средний слой многослойного Городища 11-й километр (Ленинский район) с двумя могильникам Александровские Скалы 1 и 2, оставленными его населением. На городище найдено большое количество терракотовых статуэток, антропоморфные бронзовые фигурки, светильники и монеты боспорских царей.
Памятники римского времени исследовались также на территории городского округа Севастополя, в долине реки Бельбек. Это поселение Фронтовое 2, комплекс поселений У стены 2, а также уникальный могильник Фронтовое 3. Средний горизонт поселения Фронтовое 2 датируется раннеримским временем. Здесь открыты многочисленные остатки сооружений — наземные легкие столбовые конструкции (преобладают), и заглубленные подпрямоугольные землянки и полуземлянки. Каменные строительные остатки здесь отсутствуют. Кроме того, на памятнике открыто более 1700 хозяйственных и столбовых ям и 11 погребений младенцев в амфорах. Находки — монеты, пряжки и фибулы — надежно датируют этот горизонт I в. до н. э. — I в. н. э.
Памятник У стены 2 представляет собой комплекс из укрепления на верхнем плато и нескольких небольших неукрепленных поселений у его подошвы. Археологический материал позволяет датировать памятник серединой II — первой половиной III в. н. э. и связать его с поздними скифами. В 2018 году также был полностью раскопан бескурганный могильник Фронтовое 3 в Нахимовском районе Севастополя. Он датируется концом I — концом IV в. н. э. Могильник уникален сохранностью, многообразием погребальных сооружений (подбойные и грунтовые могилы, грунтовые склепы, детские захоронения в амфорах, а также погребения животных в ямах) и обрядов погребения (трупоположение и кремация), а также многочисленностью и разнообразием погребального инвентаря.
В числе средневековых памятников степной зоны выделяется аристократическая усадьба XIV века Жемчужина в округе Старого Крыма, где найдена целая коллекция дорогой импортной поливной посуды, изготовленной в разных центрах, от Испании до Персии и Китая. Стоит упомянуть и огромный археологический комплекс Кош-Кую общей площадью до 25 га к западу от Керчи. Первые следы присутствия человека на этом очень удобном для заселения месте датируются еще периодом мезолита. Здесь также представлены материалы почти всех более поздних эпох: неолита, бронзового века, предскифского, скифского, римского времени и последующих периодов. Своего расцвета поселок, просуществовавший с перерывами до конца XVIII в., достигает в эпоху Золотой Орды и Крымского ханства. Полученные здесь материалы позволяют проследить изменения в материальной культуре местного населения на протяжении десятков веков.
Некоторые из исследованных экспедицией средневековых поселений просуществовали до середины ХХ в., а поселок Агибель Ленинского района существует и до сих пор под названием Луговое. На его северо-западной окраине был раскопан участок поселения периода Крымского ханства и Нового времени (Луговое Северо- Западное 1). Еще на одном из таких памятников, Аргин (Ленинское 7), были раскрыты остатки почтовой станции XIX в. При многих поселениях периода Крымского ханства и нового времени были обнаружены могильники. Безынвентарные погребения этого времени впервые массово исследовались на современном научном уровне. Эти работы показали большое разнообразие конструкций погребальных сооружений даже на одном кладбище и значительные различия в антропологических типах погребенных на них.
Наиболее известный из таких исследованных могильников — кладбище Кырк-Азизлер на северной окраине Бахчисарая. Это был аристократический некрополь столицы Крымского ханства, он просуществовал до 1920-х годов. Проведенные раскопки выявили погребения по мусульманскому обряду и остатки надгробий, самое раннее из которых датировано XIV в. Еще один примечательный могильник конца XIII — начала XVIII в., оставленный жителями села Су-Баш, раскопан в Кировском районе. Открыто более 1000 погребений. Могильник выделяется большим разнообразием погребальных сооружений (простые могилы, могилы с каменными или деревянными перекрытиями, подбои, каменные склепы и др.) и дал обширный материал для изучения этнического состава и физических особенностей местного населения.
Необычные средневековые захоронения были обнаружены рядом с курганом 1 курганной группы Технопарк в Бахчисарайском районе. Здесь открыты два неглубоких рва, заполненные сброшенными в беспорядке обезглавленными мужскими скелетами. На некоторых из них имеются следы ранений. Здесь же найдены два наконечника стрел XI–XIII вв. По-видимому, это останки жертв массовой казни военнопленных, захваченных в ходе каких-то междоусобных столкновений.
Наиболее поздние из раскопанных памятников (середина XIX — начало ХХ в.) связаны с военной историей России. Это остатки двух полевых лагерей русских войск. Один из них открыт на северной стороне Севастополя, по дороге к Бахчисараю. Он функционировал во время обороны Севастополя 1854–1855 годах. В нем происходили пере формирование и отдых войск, находились полевые лазареты, сосредоточивались резервы. Были открыты остатки жилых и хозяйственных бараков и стационарных палаток, офицерских землянок и других лагерных сооружений. В некоторых из них сохранились остатки печей. Все это позволяет наглядно представить условия жизни русских войск вне поля боя.
Второй лагерь открыт на северо-западе Керчи. Это летний полевой учебный лагерь гарнизона крепости Керчь, сезонно функционировавший в 1870-х годах — начале ХХ в. Здесь открыты основания летних палаток и различных хозяйственных сооружений. В обоих лагерях найдены детали оружия и военного снаряжения, мелкие инструменты, личные вещи офицеров и солдат, бытовой мусор. В лагере под Севастополем среди находок встречены предметы трофейного снаряжения. Находки из лагеря в Керчи (остатки фарфоровой посуды, бутылки из-под минеральной воды и не только) свидетельствуют о более комфортных условиях жизни в мирное время. При сравнении находок из этих двух лагерей видны изменения в техническом оснащении русской армии во второй половине XIX — начале ХХ в. и в целом возросшее за это время благосостояние офицеров и солдат.
Проведенные в Крыму в 2017–2018 годах раскопки на строящихся трассах позволили сделать свое образный археологический разрез через весь Крым с востока на запад. Он наглядно показывает особенности исторического развития и характер хозяйственной деятельности населения основных природно-географических зон полуострова на протяжении нескольких тысяч лет. Помимо этого, осуществление научных полевых работ такого масштаба дало неоценимый опыт организации и проведения подобных исследований, а также позволило усовершенствовать методики раскопок археологических памятников различного типа. Научная обработка полученных раскопками материалов уже началась и займет не один год. К ней привлечен широкий круг исследователей гуманитарных и естественнонаучных специальностей. Но уже сейчас ясно, что проведенные полевые работы дают возможность уточнить, конкретизировать, а где-то и пересмотреть существующие представления об историческом развитии полуострова. Все находки, обнаруженные при этих работах, сдаются в фонды крымских музеев.
Источник: Крым — Таврида. Археологические исследования в Крыму в 2017–2018 гг. в 2 т. / под ред. С.Ю. Внукова; О.В. Шарова — М. : Институт археологии РАН, 2019. — Т. 1. — 420 с.