Наскальные рисунки в Алимовой балке

2022-01-01_19-30-27_0.png

Недалеко от средневекового "пещерного города" Качи-Кальон, на левом берегу реки Качи, есть тенистое, заросшее лесом урочище Алимова балка, изобилующее историческими памятниками самых разных эпох. Здесь под навесом скалы Ступа, в средние века располагался загон для скота и пастушеское жилище, оборудованное под плоской каменной глыбой. Al18.jpgНа скале выбиты два изображения – равноконечный крест и тамгообразный знак наподобие трезубца, по-видимому, одновременные загону. Но рядом найдены древние рисунки, сделанные красной охрой.

В отличие от петроглифов Таш-Аира, известных с первой половины ХХ века и давно превратившихся в экскурсионный объект, фигуры Алимовой балки, открыты только в 80-х годах, а дорогу к ним знает лишь небольшое число знатоков краеведения. Изображения в Алимовой балке были обнаружены А.А. Щепинским в 1980-х гг. Наскальное панно представлено тремя группами композиций, нанесенных коричневато-красной краской (возможно, охрой). В этих рисунках их первооткрыватель усматривал стилизованные изображения построек (загона или ограды), антропоморфных фигур, в том числе женских, исполняющих ритуальный танец.

Al2.jpgИнтерес вызывает всадник на коне, который имеет отдаленное сходство с подобными изображениями Таш-Аира и Кызык-Кулак-Каи. А.А. Щепинский датирует наскальные изображения Алимовой балки (второго Алимовского навеса) концом III—началом II тыс. до н.э. Он отмечал, что изображения носят сюжетный, повествовательный характер. В то же время, они сочетаются с определенными культовыми представлениями и обрядами.

Среди наскальных росписей преобладают изображения человека. Люди изображались двумя художественными приемами — в стилизованном (схематически-геометризованном) и относительно реалистическом стилях. Реже отмечаются рисунки повозок, оград (загонов для скота). Из животных хорошо представлены рисунки верховых лошадей. Наскальные изображения Алимовой балки дорисовываются уже современными «художниками». К большому сожалению, на сегодняшний день нет реальных правовых механизмов для сохранения и защиты этих ценнейших единичных памятников в горнолесной местности Крымского полуострова.

Список литературы
Герцен А.Г., Душенко А.А., Руев В.Л. Вновь открытые наскальные изображения в крыму: наскальное Панно У С. Красный мак // Музей. Памятник. Наследие. - 2021. - 2 (21)