Каменные ящики на горе Кошка

0_26.jpg

Согласно письменным и археологическим источникам в I тысячелетии до н.э. предгорный и горный Крым населяли племена, которые греки называли таврами. Несмотря на то, что об этом древнем народе написано большое количество научных, научно-популярных работ и даже сугубо художественных произведений, по прежнему известно о нем совсем не много. На протяжении столетий тавры привлекали к себе внимание ореолом таинственности, а порой дикостью и варварством, которые часто упоминаются в античных текстах. Немаловажную роль в этом сыграли их каменный гробницы, сокрытые в крымских горах. Более десятка таврских могильников известно на Южном Берегу Крыма, по больше части в окрестностях Ялты. Об одном из таких памятников, расположенном на горе Кошка, и пойдет речь дальше.

Первые обследования на горе Кошка над Симеизом были произведены еще в первой половине XIX века и отражены в знаменитом «Крымском сборнике» (1837 г.) исследователя крымских древностей Петра Ивановича Кеппена (1793-1864 гг.). Тогда было отмечено наличие на Кошке древнего укрепления, по мнению, П.И. Кеппена средневекового. На склоне горы в это время появляется поселение Сембос, представлявшее к середине XIX в. небольшую татарскую прибрежную деревушку. Живописные места вызывали стремление знатных русских аристократов здесь поселиться. В 1820-е гг. на восточном склоне горы Кошка появляется имение «Симеиз», ставшее «сердцем» будущего южнобережного курорта. Влекли морские глади и горные вершины не только людей богатых, но и любознательных. Симеиз посещали этнографы, антропологи, историки, археологи и просто путешественники, желавшие запечатлеть местные красоты.

3_77.jpg

В начале ХХ века ведущую роль в археологическом изучении южнобережья играл ялтинский инженер, генерал-майор Александр Львович Бертье-Делагард (1842-1920 гг.). Непосредственно им или при его поддержке было исследовано большое количество памятников разнообразных эпох от Ласпи до Алушты, в том числе и в окрестностях Симеиза. Здесь, еще в 1890 г. была открыта и описана антропологом Н.И. Лыжиным группа погребений в каменных ящиках (около 20), к сожалению, разрушенных и разоренных еще в древности. Ему удалось обнаружить лишь несколько человеческих костей и фрагментов лепных сосудов. В 1904 г. этим могильником заинтересовался А.Л. Бертье-Делагард. Осенью он провел небольшие раскопки, но никаких особых результатов они не дали, кроме находки нескольких бронзовых украшений. Зимой 1906 года на этом же могильнике, по поручению Александра Львовича, были расчищены еще два каменных ящика, в которых были найдены предметы схожие с находками из каменных ящиков Байдарской долины. И вот здесь, в истории изучения памятника появляется необычный «исследователь». В 1907 году раскопками на могильнике заинтересовался известный русский художник и мастер исторической живописи Аполлинарий Михайлович Васнецов.

4_65.jpg

Летом этого года он, находясь в Симеизе, в свободное от этюдов время, по его словам, «занимался поверхностным обследованием местности в историческом отношении».

5_49.jpg

Видимо, связавшись в А.Л. Бертье-Делагардом, художник решил обследовать и могильник, хорошо известный местным жителям. Вот такое описание памятника он оставил:

… на северо-запад расположено заинтересовавшее меня кладбище… почему-то оно слывет у местных жителей под названием тавро-скифского. Некоторые могилы расположены на открытой площадке… или среди густого кустарника, покрывающего эту возвышенную террасу. Главная ось могил направлена с севера на юг. Могилы похожи на каменные ящики, составленные из пяти массивных грубых плит; четыре из них составляют бока и пятая – крышу. Одна могила с отваленным боковым камнем дает возможность видеть ее внутренность, которая в длину имеет аршина два, в ширину аршина полтора, а в вышину не более аршина. Таковы все могилы. Вероятно, покойника клали в боковом согнутом положении, а не вытянутом во весь рост. Возможно, что могилы первоначально находились на поверхности земли, немного только углубляясь в землю боковыми плитами… дно могилы состоит из рыхлого перегноя с остатками частей скелета, глиняных черепков, морских раковин не местного происхождения, служивших для украшения одежды. Могилы бедны: в скудном количестве бронзовые бляхи и браслеты – вот и вся роскошь погребений; они очень усердно разрываются симеизскими дачниками и, благодаря этому, теперь трудно найти вполне сохранные; хотя две, три еще остались с тяжелыми верхними камнями, трудно поддающимися усилиям любопытных…

С начала и до середины ХХ века о памятнике «забыли». Только после окончания Великой Отечественной войны археологи «вернулись» в окрестности Симеиза. В это время в Крыму «набирала обороты» деятельность Тавро-Скифской археологической экспедиции. В 1949 г. её Горный Бахчисарайский и Историко-архитектурный отряды провели рекогносцировочное и археологическое обследование могильника на горе Кошка, а в 1950 году под руководством П.Н. Шульца была произведена топографическая съемка всего памятника. Тогда же было установлено, что могильник состоит из трех групп каменных ящиков:

1) Верхняя (северная) группа занимает площадь 40 × 65 м и состояла из 27 каменных ящиков. Группа разделена на западную и восточную.

2) Средняя группа занимает площадь 5 × 30 м и состояла из 6 каменных ящиков. Данная группа расположена в 40 м к юго-западу от северной группы.

3) Нижняя (южная) группа занимает площадь 10 × 45 и состояла из 10 каменных ящиков, находится в 120 м к юго-западу от северной.

Кроме того, П.Н. Шульц безусловно отнес его к таврам, при том, что ранее допускалась и «киммерийская», и средневековая принадлежность каменных ящиков.

Дальнейшая судьба памятника, к сожалению, будет связана с масштабными строительными работами на его территории, начавшимися в 1960-е гг. Так, один из каменных ящиков был разрушен в 1963 году во время земляных работ, связанных с расширением Симеизской обсерватории. В 1969 г. могильник на горе Кошка был поставлен на государственный учет и формально находится под охраной. Тем не менее, в начале 2000-х гг. на его территории началась частная застройка.

В 2013 г. начал разрабатываться проект по созданию парка-музея «Лименский хребет», куда предполагалось включить и могильник. С этой целью впервые был сделан его подробный топографо-геодезический план, на котором обозначены уже только две группы ящиков: северная и южная.

6_43.jpg

В августе – сентябре 2022 г. в связи с необходимостью паспортизации памятников и определения их границ благотворительным фондом «Наследие тысячелетий» проводились обследования могильников из каменных ящиков, расположенных на Южном берегу Крыма, в т.ч. и в Симеизе. В результате проведенной работы были локализованы две отдельные группы каменных ящиков – нижняя (Кошка 1) и верхняя (Кошка 2), расположенные на расстоянии 130 м друг от друга. «Среднюю группу» (по П.Н. Шульцу) обнаружить не удалось, так как значительная часть территории памятника, в том числе и та, где некогда располагалась эта группа, обнесена частным забором и закрыта для доступа.

2_74.jpg

Могильник из каменных ящиков на горе Кошка 1

Памятник находится на вершине невысокой возвышенности, в можжевеловой роще у вышки телевизионного ретранслятора. В 2022 году было выявлено восемь сохранившихся каменных ящиков: семь из них вытянуты грядой с юга на север, один расположен восточнее. Каменные ящики ориентированы с запада на восток. Все они в большей или меньшей степени разрушены, разграблены, плиты перекрытий отсутствуют.

7_39.jpg

Могильник из каменных ящиков на горе Кошка 2

Памятник расположен в 130 м северо-восточнее «Кошки 1» на можжевеловом склоне. Здесь выявлено 25 сохранившихся каменных ящиков, ориентированных с юга на север. Все они в большей или меньшей степени разрушены, разграблены, плиты перекрытия отсутствуют или сдвинуты с места.

9_23.jpg

8_25.jpg

Список литературы
Крис Х.И. Кизил-кобинская культура и тавры. М.: Наука, 1981.
Лесков А.М. Горный Крым в I тысячелетии до нашей эры. Киев, 1965.
Тесленко И.Б., Турова Н.П. Таврский могильник на г. Кошка, история исследования и современное состояние // 70 лет Тавро-Скифской экспедиции. Материалы научной конференции. Симферополь. 2015. С. 20–21.
Храпунов И.Н., Стоянова А.А., Турова Н.П., Шабанов С.Б. Исследования могильника Опушки в 2022 году // История и археология Крыма. Вып. XIX. Симферополь, 2023. С. 286–325.