Чуфут-Кале. Городище

chufut-kale-e1461594765306.jpg

2018-05-21_18-21-00_0.pngГородище Чуфут-кале находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 м над уровнем моря. С трех сторон — северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 м, обрывами, и только с четвертой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ. Общая площадь поселения — 46 га. карта крыма чистая чернобелая (1)_0.jpgТерритория городища разделяется на три части: с запада на восток — мыс Бурунчак (мысок) (36 га)— незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древнейшей частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв.

К началу XX века практически все знания о Чуфут-Кале представляли собой сведения, оставленные исследователями и путешественниками, посетившими городище, а также некоторые заметки в общих работах по истории Крыма. Одним из таких ранних источников является сочинение Гильома де Рубрука, в котором сказано: 

… между Керсоной и Солдайей существует сорок замков... 

Ф. К. Брун еще в XIX в., ссылаясь на Рубрука, предположил, что «под этими “quadragintacastella” скрывается тогдашнее название города Кырк-Ера, означающее «сорок мест». Арабский историк XIV в. Абу-ль-Фида сообщает, что в одном дне пути от моря существует укрепленный замок на горе, где в минуту опасности скрывается местное население. Название замка — Керкер или Керкри, что в переводе с турецкого значит «сорок человек». В XV в. венецианский купец Иософат Барбаро писал о двух поселениях, обнесенных стенами, но не считающимися крепостями. Одно из них Солхат, другое — «Керкиарде», что на их (татарском) наречии означает «сорок селений». Посол Венецианской республики Амвросий Контарини, направляясь в 1474 г. в Персию, путешествовал в компании с литовским послом, который должен был явиться «к Хану, находившемуся тогда в крепости Керкер (Chercher)».

Большинство европейских путешественников XVII – XIX вв. при описании Бахчисарая чаще всего говорили о Чуфут-Кале, как месте обитания караимов. Монах Эммидио Дортелли д’Асколи, возглавлявший доминиканскую миссию в Каффе в 1624–1634 гг., составил известное «Описание Черного моря и Татарии». Он в течение десяти лет собирал различные сведения о близлежащих землях, владея распространенными среди местного населения языками, — турецким и татарским, а также греческим и армянским. Чуфут-Кале им назван «Топра-кала», что значит «земляная крепость». О крепости им сказано мало: "крепость населена евреями, которые возвращаются туда для ночевки, главное ее достоинство не в фортификационных сооружениях, а в местоположении". Намеки на земляные укрепления (возможно, насыпь или укрепленные землей и камнями стены) присутствуют в трактате «Deduabus Sarmatiis» польского историка и географа начала XVI в. Матвея Меховского, где описан «Таврический остров»: 
«Другой город, менее значительный, Киркея, в котором находится замок, сделанный из дерева и дерна на вершине скалы» 

Сведения иностранцев отличаются по своей точности, достоверности и стилю составления. Эти произведения во многом несут отпечаток субъективности и образованности их авторов. Тем не менее, они представляют нам первый важный этап знакомства европейцев с памятником и в целом историей Крыма. В отличие от российских путешественников, иностранцы даже в XVII – XIX вв. видели в Таврике «далекую восточную страну». Чуфут-Кале со своим караимским населением, необычным как в религиозном, так и бытовом плане, привлекал больше внимание как местообитание этого затерянного народа, чем древнее укрепленное городище. Отсюда скудость информации об устройстве его фортификационных сооружений и редкость детальных описаний отдельно взятых объектов. 

Evliya_Celebi_by_Piros_Rostás_Bea_(2014)_in_Eger,_2016_Hungary_0.jpgС XVII в. появляются более подробные описания памятника, что связано с дипломатической активностью Крымского ханства и возрос- шим интересом к нему представителей других государств. Ярким примером этого служат сведения, оставленные турецким путешественником Эвлией Челеби, который побывал в Крыму в 1666 г. В десятитомной «Книге Путешествий» («Сейяхатнаме»), по большей части, содержатся записи собственных наблюдений, но также вставки из других. В своем описании Чуфут-Кале Челеби приводит известные ему названия крепости — «Бутмай» и «Гевхер-керман». По его словам, после захвата Менгли Гиреем крепость была хорошо устроена, в ней находился отборный гарнизон. При описании Восточной оборонительной стены и рва крепости Челеби говорит, что этот оборонительный комплекс был сооружен во «времена неверных». Внутри крепости Эвлия Челеби видел «однослойную стену» с тремя башнями, очевидно, Среднюю оборонительную стену, явно уже не имеющую никакого оборонительного значения, и 1530 иудейских домов с красной черепицей, причем 200 из них находились между двумя стенами. Упомянуты также «маленькие железные ворота». Челеби замечает, что в крепости много оружия, но отсутствует огнестрельное оружие. Как средство для обороны крепости названы кучи каменных глыб для сбрасывания вниз. 

По словам путешественника, население Чуфут-Кале, включая все должностные лица, было полностью иудейским. Этот факт, как и отсутствие татарских воинов и артиллерии, свидетельствуют о постепенной утрате Кырк-Ором своего военного значения в период Крымского ханства. После того, как мусульмане покинули город, мечеть закрывается и единственным действующим сооружением времени ханской администрации остается тюрьма , высоко оцененная путешественником. По его словам, «Гевхер-кермен» превратился в жилой и частично складской комплекс, который изредка использовался в качестве апартаментов для иностранных послов. Богатые иудеи-купцы, видимо, проживали в ухоженных домах, а в прилегающих пещерах ютилась иудейская беднота. 

2018-05-21_22-18-59_0.png

Крым, как новое территориальное приобретение Российской империи, стал притягивать к себе с начала XIX в. множество посетителей, в том числе из образованной среды. Интерес многих был направлен на побережье полуострова, богатое памятниками античности. Однако окрестности Бахчисарая, бывшей столицы Крымского ханства, и, соответственно, Чуфут-Кале, не могли остаться без их внимания.  П. И. Сумароков, дважды посетивший городище, передал свои впечатления от стоящего на скалах «Джуфут-Кале». Им указано количество существующих на тот момент (1799 г.) жилых домов — 227. Следует отметить книгу академика П. И. Кеппена, который, по поручению графа А. С. Воронцова, в 1833 г. объехал горную часть Крымского полуострова и собрал сведения о его различных «древностях». Он не оставил «классического» описания Чуфут-Кале, но собрал воедино сведения различных авторов о нем. 

Становление российской администрации в Тавриде дало толчок для начала крымоведческих публикаций, которые постепенно заполняют пробелы в общих знаниях об истории полуострова. К середине XIX в. Чуфут-Кале начинает фигурировать в работах местных крымоведов. В публикациях этого времени содержатся некоторые полезные сведения, в том числе о состоянии застройки и системе водоснабжения городища. Некоторые авторы, оставляя описание городакрепости, приводили различные версии о времени его появления. Ф. Л. Ливанов, посвятивший Чуфут-Кале книгу, написал, что массовый исход караимов в Бахчисарай начался в 1846 г. Автор отмечает, что в крепости живет всего 5 семей караимов. Он побывал в пустующих домах, где заметил тандыр в середине одной из комнат. Помимо выпечки, тандыры использовались и для обогрева в зимний период. В целом, большая часть сочинения касается караимов — их истории, религии и обычаев. Историю крепости Ф. Л. Ливанов связывает с караимами, предполагая, что еще в I в. н. э. ими было основано поселение,

MarkovEL_young.jpgКрымский краевед В. Х. Кондараки предположил, что крепость была основана скифским царем Скилуром, а позже перешла под влияние хазар. Караимы, по его мнению, полностью заселили крепость в момент переноса столицы в Бахчисарай. Он писал об одной семье, проживающей в крепости и приглядывающей за памятниками городища, среди которых отмечен подземный ход у малых ворот, ведущий к источнику. В книге А. Уманца «Исторические рассказы о Крыме» высказывается мнение, что крепость была основана готами, а караимы обитали здесь ранее, проживая в пещерах. В описании Чуфут-Кале, составленном по материалам М. А. Сосногоровой, сказано, что оставшиеся 200–300 домов начинают разрушаться. Вероятно, это было подмечено в 1830 г., когда издательница «Путеводителя по Крыму» совершала поездки по различным местам полуострова. В «Очерках Крыма» и статье «Пещерные города: путевые впечатления» Е. Л. Маркова содержатся описания памятников крымского средневековья, в том числе наиболее крупных из них — Мангупа и Чуфут-Кале.

201225.jpgК концу XIX в. в изучении городища начинается новый этап, главной особенностью которого становится появление материалов научного обследования памятника, подкрепленных информацией из письменных источников, известных на тот момент. Крепость несколько раз посещал А. Л. Бертье-Делагард. Он ввел в научный оборот деление Чуфут-Кале на «Старый» и «Новый» города и составил первый графический план плато. А. Л. Бертье-Делагард пишет о лапидарной находке — половине креста, вырубленного на одной из плит оборонительной стены у ворот Орта-Капу. К сожалению, данная находка в дальнейшем была утеряна, но этот случай фиксации следов христианства на плато дал возможность исследователям говорить о существовании здесь в древности христианского комплекса. Помимо исторической справки исследователь оставил ценные описания, которые в будущем будут использованы практически во всех работах, касающихся Чуфут-Кале. На вторую половину XIX в. приходятся и первые археологические раскопки Чуфут-Кале, предпринятые А. С. Уваровым в 1853 г., и эпиграфические исследования на территории городища. Последние связаны с деятельностью А. С. Фирковича, который посвятил изучению надписей на надгробных плитах караимского кладбища (Иосафатова долина) долгий период времени 

В первой четверти XX в. исследования Чуфут-Кале проходят в контексте изучения крымскотатарских древностей, их фиксации и учета. Для осмотра и оценки состояния татарских памятников на Чуфут-Кале был отправлен востоковед и эпиграфист О. Акчокраклы. Им была произведена фотосъемка и сделаны замечания касательно сохранности памятников. В результате проведенных работ был дополнен план городища, нанесены новые объекты исследования, а также исправлены существующие на плане неточности. Среди отмеченных О Акчокраклы памятников упоминаются развалины дома караимского ученого Соломона Бейма, привозная площадь за Восточными воротами, остатки мельницы, небольшая площадь для молотьбы хлеба, квартал «Бэшев», «Куллюк» — место городской свалки. 

1-69.jpgВ 1940 г., в ходе Крымской экспедиции ИИМК, был раскопан дромос погребения под усыпальницей дюрбе, произведен осмотр пещерных сооружений на плато. В послевоенные годы характер археологических исследований изменяется. Теперь они концентрируются вокруг изучения этнокультурных процессов, протекавших в эпоху раннего средневековья в Крыму. Наиболее ценные материалы для таких исследований предоставляли раскопки могильников. В связи с этим в период с 1946 по 1961 гг. проводятся раскопки некрополя в балке Марьям-Дере. Работы 1946–1947 гг. под руководством П. П. Бабенчикова носили разведывательный характер. Задачи, поставленные перед исследователями, заключались в следующем: наметить границы некрополя и выявить его древнейшую часть. Найденные погребения оказались полностью ограбленными, но отдельные находки позволили связать могильник с аланами, по аналогии с материалами Эски-Керменского могильника. В 1950-60-е гг. исследования этнической истории носили идеологический отпечаток, в этой связи прочие компоненты, в основном готские, в отчктах игнорировались.  

Более углубленные раскопки на могильнике продолжились в 1948 г. под руководством Е. В. Веймарна. Найдены несколько различных типов надгробий, одно из которых предположительно имело изображение креста. После непродолжительно перерыва В. В. Кропоткин в начале 50-х гг. ХХ в. возобновил раскопки в балке Марьям-дере, задачи которых заключались в изучении топографии и границ могильника, а также уточнении его этнической принадлежности и датировки . Согласно предварительным выводам, подбойные могилы связывались с аланами, склепы же принадлежали более раннему населению. Кроме погребений, на территории могильника расчищен водосток более позднего времени. Важной оказалась находка византийского равноконечного креста в круге, выбитого на стене склепа. В ходе работ 1958 г. установлено, что христианские погребения VI в. встречаются не только в нижней части склона, но и выше Старой дороги, ведущей в крепость. Здесь обнаружены отдельные камни и черепица от неизвестного средневекового здания. Обломки черепицы датированы X – XII вв. Раннесредневековые материалы, полученные в ходе систематических раскопок могильника, дали возможность к изучению древнего периода в истории Чуфут-Кале. По поводу принадлежности данного некрополя к вероятному раннесредневековому поселению высказывались сомнения Е. В. Веймарном. Более древняя часть захоронений концентрировалась в восточной части могильника, ближе к дороге на плато. Статистический анализ археологического материала, позволил датировать могильник второй половиной V – началом IX вв. (Кропоткин) либо VI – X вв. (Герцен, Могаричев) 

i_135.jpgС 1969–1976 гг. на городище проводились эпизодические работы под руководством М. Я. Чорефа. Раскопки 1971 г. были посвящены пещерному комплексу в районе Малых ворот. В целом из-за неблагоприятных климатических условий работы 1971 г. носили непродолжительный характер. Основной целью раскопок следующего, 1973, года было изучение культурных напластований на мысе Бурунчак. Основная часть работ производилась близ водоема, вырубленного в скале. Кроме этого исследовались отдельные пещеры на плато и проводился сбор подъемного материала. В 1974 г. исследовались пещерные комплексы в верхней кромке обрывов плато и прилегающие к ним боевые площадки в балке Пенджере-Исар. Продолжались разведки на мысе Бурунчак. В 1975 г. проводилась очистка некоторых пещерных комплексов от мусора на юго-западных обрывах плато Чуфут-Кале. Обнаружены винаградодавильня в балке Пенджере-Исар и несколько хозяйственных пещер на ее склоне. Виноградодавильня представляет собой вырубленное в скале прямоугольное сооружение размерами 2,0 х 1,5 м и глубиной 18–20 см, окруженное водоотводными желобами. Выводы, сделанные на основе полученных материалов, свидетельствовали о том, что на участке возле Малых ворот находился христианский культовый комплекс. Часть нижних пещер начала наполняться мусором и натечной землей с начала XVIII в., позднее здесь пребывал караул. Найденные фрагменты позднеантичной и раннесредневековой керамики, монета императора Юстиниана I (527–565) подтверждали предположение о существовании на Чуфут-Кале раннесредневекового поселения.

srednevekovaya-epoxa-kryma-doros-vtorichno-zaxvachennyj-xazarami-282x300.jpgВ 1983 г. совместной археологической экспедицией Симферопольского Государственного университета им. М. В. Фрунзе (А. Г. Герцен) и Бахчисарайского музея (В. М. Хоменко) проводились исследования непосредственно территории Чуфут-Кале. Помимо фиксации отдельных пещерных сооружений основное внимание было сосредоточено на изучении оборонительных сооружений возле так называемой «Малой Кенассы». Археологические исследования на городище Чуфут-Кале возобновились в 1987 г. под руководством А. Г. Герцена и Ю. М. Могаричева. Раскопки были сосредоточены в районе Восточной оборонительной стены, на участке к северу от ворот Биюк-Капу, где сохранились остатки средневековых бань. В 1988 г. продолжались исследования археологических объектов в районе ворот и башни Биюк-Капу. 

Летом 1978 и 1979 гг. на караимском кладбище в Иософатовой долине Институтом востоковедения АН СССР были предприняты эпиграфические исследования. Работы экспедиции ограничились лишь теми надгробиями, которые находились на поверхности или были скрыты тонкие слоем листьев и дерна. Выяснилось, что все изученные объекты (300 единиц), датируются в промежутке XV в. – 1951 г. В их эпитафиях содержались библейские, турецкие и татарские имена. В надписях в основном соблюдались лексические нормы древнееврейского языка. Участок исследований представлял раскоп площадью 80 м², заложенный у тыльной стороны северной части стены и еще два небольших раскопа у южной куртины. В пределах первого раскопа были открыты средневековая усадьба и баня, функционировавшие до начала работ по возведению стены.

В 1991 г. экспедицией под руководством А. О. Добролюбского была исследована позднесредневековая караимская усадьба напротив кенасс. Вскрыт фундамент и площадка вокруг погибшего при пожаре дома. Материал из раскопа датирован XVI – XVIII вв. Кроме этого зачищена кладка стены у водосборника, где обнаружен фрагмент надгробия. В августе 1998 года исследователями был заложен раскоп в 150 м к западу от Южных ворот городища и в 35 м к югу от укрепления Пенджере-Исар. В ходе работ найдено устье колодца. В период с 1998 по 2001 гг. пройдено вглубь более чем на 30 метров. При раскопках колодца найден боковой проход, за которым обнаружилась 108-метровая галерея высотой в человеческий рост и шириной до 2,5 м, а также каменная лестница, ведущая одним концов к поверхности, другим к каменному резервуару. После расчистки нижней части системы от ила и грунта, ее общая глубина составила 45 м. В ходе раскопок найдены редкие обломки керамики и железных предметов (замки цилиндрической формы, гвозди). Раскопки продолжались в 2002 г. Общий объем подземного комплекса составил около 900 куб. м. Археологический материал, найденный при исследовании гидротехнического сооружения, можно условно разделить на три периода. Первый — вторая половина VIII – первая половина X вв., второй — XIV – XV вв., третий — XVII – XVIII вв. 

В этом же году, рядом с раскопом, обнаружен красноглиняный сосуд с монетным кладом. Клад состоял из 4256 серебряных, 1 медной и 30 золотых монет XIV – XV вв. В 2003–2004 гг. проводились работы под руководством В. И. Баранова, которые пока что, остаются, последними археологическим исследованиями на плато. Проведенные в 2012 г. разведки в 5-километровой зоне вокруг плато, позволили дополнить представление об округе Чуфут-Кале в докрепостной период. Большинство из найденных поселений принадлежат позднеантичному времени, которые прекращают свое существование к III – IV вв. па, были отдельные фрагменты керамики второй половиной XIV – XV вв. 

Чуфут-кале — было хорошо укрепленной крепостью. Главным ее защитным сооружением (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена — самый древний архитектурный памятник городища.Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности. Стена состоит из двух куртин по 60 м длиной. Северная проходит по ровной местности, а южная — по склону. В месте стыка куртин расположен воротный проезд шириной 3,6 м. С севера ворота прикрывались выступом стены, шириной 3,6 м. У северной оконечности стены у края скалы была сделана вылазная калитка, прикрытая от взоров неприятеля, штурмующего ворота. Первоначально стена состояла из двух панцирей известняковых блоков и забутовкой между ними. Ее толщина составляла 4,5—5 м, высота — 7—8 м. Отсутствие фланговой защиты для северной куртины возмещалось проходящим параллельно с ней на расстоянии 10,5м рвом, вырубленным в скале, шириной 4 м, глубиной 2 м. До края обрыва он не доходил 7 м. Здесь параллельно главному рву были вырублены еще два небольших.

Восточная оборонительная стена длиной 128 м состоит из трех куртин и трех башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использованного материала. Между средней и северной куртинами высится прямоугольная башня с открытой тыльной стороной (горжой). В верхней части ее лицевой стены можно видеть круглую пушечную бойницу. Другая башня — Биюк-капу (Большие ворота) — разделяет центральную и южную куртины. Башня прямоугольная, размерами 5x6,5м, ее высота—с напольной стороны—9,3 м, ширина воротного проема 3,5 м, а длина 4,8 м. Ворота, ставшие главными в Чуфут-кале, двустворчатые, оббиты снаружи полосами кованого железа. Над ними вмурована прямоугольная плита из проконесского мрамора, на которой вырезаны два знака: «сердце и вилы».

tik-kuyu1.jpgЕстественно, что, воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о ее водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы. Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджаре-исар. Это Тик-кую. К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений.

На протяжении столетий Чуфут-кале владели христиане, затем мусульмане и в конце иудеи. Но если культовые сооружения двух последних конфессий мы знаем, то с христианскими памятниками ситуация более сложная. Построив такую мощную крепость, византийцы должны были воздвигнуть там и базилику. Еще в 20 гг. XX в. Осман Акчокраклы предположил, что базилика находилась на месте мечети (о ней см. ниже), правда последующее изучение памятника опровергло эту гипотезу. Но за время археологических исследований на городище были обнаружены, архитектурные детали, которые, скорее всего, принадлежали христианскому храму. В частности, это 3 капители VI—VII вв., упоминавшаяся плита над воротами Биюк-капу, плита у входа в кенассныи дворик. Фрагменты от раннесредневековой базилики были найдены и в окрестностях городища. В контексте поиска христианских памятников обращает на себя внимание пещерный комплекс в районе Южных ворот.

898622.jpgМечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора. Это четырехугольное здание размерами 13,8x10,65 м по наружному обводу. Толщина стен 0,65 м. Они были сложены из бута с использованием тесаного камня. Вход в здание был с западной стороны. Слева от входа находился минарет. Внутренний объем здания делился на три части колоннами со сталактитовыми капителями, поддерживающими купольное перекрытие. Мечеть была построена в 1346 г. в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав ее соборной.

chufut_kale.jpgТерритория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад—восток. Их условные названия (с юга на север) — Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены. Стержнем Нового города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своем засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы.

Город возник предположительно в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа (между 530/550 и 560/580 гг.) для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере, и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан. В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.

В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен войском бея Яшлавского из орды Ногая. В XIII—XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.

Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крымского ханства Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
 

Список литературы
Вус О. В. Опорна фортеця Кирк-Ор у контексті військово-інженерних заходів Візантії на Кримському півострові в VI ст. — Київ, 2016.
Набоков А.И. Основные этапы изучения городища Чуфут-Кале // История и археология Крыма. 2016. № III. С. 348-371.
Зайцев И.В. Кырк-Ер/Кыркор (Чуфут-Кале) и ранняя история Крымского ханства // Восточная Европа в древности и средневековье. 2012. Т. 24. С. 97-102.
Могаричев Ю. Н. Пещерные города в Крыму. — Симферополь, 2005.