Могильник Опушки

Опушки – некрополь римского времени в Предгорном Крыму, на территории которого хоронили представители различных культур в I в. до н. э. – IV в. н. э. На некрополе открыты позднескифские склепы с многократными захоронениями, погребения сарматской культуры, традиционные склепы для аланских племен, а также трупосожжение германской традиции.

Могильник Опушки расположен в центральной части крымских предгорий, с 20 км к юго-востоку от г. Симферополя и был открыт грабителями. Председателем Мазанского сельского совета были замечены дети, играющиеся с человеческими костями. После этого инцидента летом 2003 г. началось изучение могильника с охранными целями профессиональными археологами. По итогам полевого сезона 2019 г. раскопано 281 погребальное сооружение различных конструкций. Но за период разграбления на территории около 3 га было уничтожено или частично разрушено несколько сот погребений, что нанесло науке непоправимый урон.

С 2003 г. по настоящее время руководителем Опушкинской археологической экспедиции является доктор исторических наук, профессор КФУ им. В. И. Вернадского (ранее ТНУ им. В. И. Вернадского) Игорь Николаевич Храпунов. С 2016 г. на базе Опушкинской экспедиции проходят археологическую практику студенты исторического факультета. Это позволило увеличить масштабы раскопок по сравнению с предыдущими годами, когда местом проведения археологической практики был сармато-аланский могильник Нейзац. Кроме того, в рамках образовательных программ и реализации грантов на базе Опушкинской экспедиции с 2016 г. проходят смены Крымской молодежной полевой археологической школы, работают волонтеры из разных уголков Крыма и России.

Главными особенностями могильника Опушки являются длительность его использования, с I в. до н. э. по IV в. н., что не имеет аналогий среди крымских варварских могильников т.н. римского времени и концентрация в одном месте памятников пяти археологических культур. Здесь открыты позднескифские склепы с многократными захоронениями, погребения средне- и позднесарматской культуры, склепы, традиционные для аланских племен, а также трупосожжение германской традиции.

кони.jpgМогильник Опушки можно разделить на два больших участка, так называемые ранний и поздний. Ранний участок представлен погребениями I в. до н. э. – II в. н. э. Поздний – могилами III-IV вв. н. э. Особенностью раннего участка и могильника в целом является наличие нескольких десятков конских погребений. В большинстве случаев лошади положены в могилу на брюхо с подогнутыми ногами, головы их помещались на специальную ступеньку, вырубленную в грунте. Погребения заваливались камнями, лошадей часто хоронили взнузданными. Встречаются парные, в одном случае тройное погребение лошадей вместе с двумя собаками. На позднем участке также были обнаружены погребения коней, но на боку, без использования камней в конструкции погребальной ямы, и без удил с псалиями. Также на раннем участке изучены подбойные, грунтовые могилы и грунтовые склепы с многократными погребениями. В ходе полевого сезона 2019 г. принес ученым две интересные находки: каменный склеп с многократными погребениями и грунтовый склеп, конструктивно принадлежащий типу могил позднего участка. Каменный же склеп сооружен в позднескифской традиции, однако до этого не было обнаружено подобных конструкций на грунтовых некрополях без перекрывающей насыпи и в хронологическом периоде могильника Опушки.

кремация.jpgНа позднем участке могильника изучены подбойные, грунтовые погребения, готская кремация в каменном ящике с использование лепного сосуда в качестве погребальной урны, грунтовые склепы особой конструкции. В 2018-2019 гг. между могилами были выявлены места сожжения дров с фрагментами керамики и бус, что свидетельствует, вероятно, о справляемой тризне.

Позднескифская культура, существовавшая в III в. до н. э. – III в. н. э., представлена на могильнике грунтовыми склепами с многократными погребениями. В подобного рода погребальных сооружениях похоронено от несколько десятков до 200 человек. Использовались такие склепы многие годы, а когда заканчивалось место, кости сдвигали в сторону. Погребальный инвентарь представлен лепной и гончарной керамической посудой, курильницами, изделиями из бронзы (кольца, браслеты, серьги), бусами, железными изделиями. В грабительском отвале позднескифского склепа № 123 в 2016 г. были обнаружены несколько десятков золотых бляшек и пронизей.

Среднесарматская культура представлена погребениями рубежа эр. Погребения совершались по большей части в подбойных могилах, реже в грунтовых, в вытянутом положении на спине. Погребальный инвентарь стандартный: миска с костью (заупокойная пища) и железным ножом, бронзовые браслеты, серьги, фибулы, курильницы, в редких случаях стеклянные сосуды. Одно из погребений сарматского воина сопровождалось набором римских вещей, в частности, бронзовым тазиком, наполненным железными черешковыми наконечниками.

На позднем участке могильника Опушки изучены погребения позднее сарматской культуры. Для таких погребений характерна расшивка бусами женского костюма. Погребения также совершались в подбойных могилах, погребенных клали в вытянутом положении на спине.

Особый интерес для исследователей представляют склепы с короткими дромосами. Их появление связывают с миграцией предков средневековых алан в Крым с Северного Кавказа. Склеп состоит из вытянутой входной ямы, погребальной камеры прямоугольной или трапециевидной формы и, соединяющих их небольшого дромоса. Погребения в них совершались в гробах или на угольной подсыпке в вытянутом положении на спине с ориентацией головой на запад. Погребальный инвентарь разнообразен. Особый интерес представляют вещи, выполненные в догуннском полихромном стиле. Данный стиль предполагает использование вставок из полудрагоценных камней или цветного стекла в сочетании с золотой орнаментированной фольгой, покрывающей серебряную основу.

На позднем участке выявлено одно уникальное погребение. В данном случае речь пойдёт о единственном на территории могильника Опушки каменном ящике. Он был сооружён в грунтовой яме прямоугольной формы. Ящик сложен из небольших необработанных известняковых плит. Внутри каменного ящика находился большой фрагмент(примерно половина) лепного горшка с ручкой. Его положили горлом на юго-восток ручкой вниз на каменную плиту, расположенную на высоте 0.2-0.15 м. от дна ямы, и служившего полом погребального сооружения. Кости, вероятно, принадлежали ребёнку 4-5 лет (удалось идентифицировать фрагменты челюсти, правой локтевой кости, ключицы, надколенной чашечки). Среди костей обнаружены три необожжённых обломка костяного гребня, один из них – с бронзовой заклёпкой. Находки, сделанные в каменном ящике, дают немного оснований для его датировки, можно лишь констатировать общее мнение исследователей о том, что костяные гребни появились в Крыму в результате контактов с носителями культур, в формирование которых участвовали германцы. На территории могильника найдено пока только одно погребение, совершенное по обряду кремации, которое характерно для германцев. Это первый случай, когда в центральной части крымских предгорий найдено трупосожжение римского времени. На позднем участке было обнаружено погребение, представляющее собой фрагментированный лепной сосуд с фрагментов костяного гребня и кальцинированными костями. Сосуд помешался в каменный ящик, выполненный из плиток. Кроме того, в грабительском отвале был найден фрагмент сосуда с вставками из прозрачного стекла. Данный вид погребения и стиль изготовления сосудов свойственен для германских племен.

бисер.jpgЕжегодно в ходе раскопок в погребениях обнаруживается множество бус и подвесок. Бусы изготовлены из различных материалов: стекла, сердолика, гагата, цветной пасты, янтаря и т.п. Частой находкой являются жуки скарабеи и фигурки львов, лежащих на постаменте, сделанные из так называемого египетского фаянса.

Все находки передаются на хранение в Центральный музей Тавриды, после тщательного описания для дальнейшего изучения.