Поселение эпохи бронзы Бай-Кият в Северо-Западном Крыму
Поселение расположено в 3 км к северо-западу от с. Владимировка (крымскотатарское название - Бай-Кият) Черноморского района, на относительно высоком берегу. С севера оно ограничено морем, с востока - балкой, которая в древности являлась руслом реки, являвшейся единственным источником пресной воды для обитателей поселения.
Точная площадь поселения не определена. Археологические разведки показали наличие культурного слоя с фрагментами керамики эпохи средней и поздней бронзы, а также античной, на расстоянии до 300 м к югу и до 700 м к западу от раскопанной части поселения.
Поселение было открыто в 1973 году А.А.Щепинским во время проведения разведочных шурфовок на морском побережье в районах к северо-востоку от пгт Черноморского. В 1974 г. под руководством А.А. Щепинского раскопки на памятнике проводил В.А. Колотухин. Им было открыто несколько характерных построек эпохи бронзы и на долгие годы о поселении "забыли". Вернулись сюда археологи в начале 1990-х годов. В 1991-1992 году на поселении Бай-Кият работала экспедиция лаборатории по изучению этнической истории Крыма Симферопольского госуниверситета, в 1993-1995 и 1997 годах - Крымского филиала Института археологии НАН Украины под руководством В.А. Колотухина.
В ходе раскопок было выявлено порядка десяти построек разной сохранности. К моменту возникновения поселения участок берега представлял собой относительно ровную площадку, занесенную песком. Поселение неоднократно покидалось. При возобновлении жизни перестраивались старые жилища и возводились новые, при этом каменные стены старых построек полностью или частично разбирались.
В ходе раскопок было определено, что наиболее ранние постройки были вытянуты в одну линию с севера-запада на юго-восток. Они представляли собой неглубокие прямоугольные "котлованы", стенки которых были обложены углубленными в пол известняковыми плитками (размеры - 50х60 см), стоящими на ребре. Примечательно, что для заполнения разрывов между плитами, кроме камней, использовались и кости животных. Размеры помещений достигали 4х8 и 6х7 метров. Входы в них устраивались в виде узких и длинных коридоров с южной стороны. Пол был из щебенистого суглинка со следами глиняной обмазки. В помещениях устраивались очаги, зольные ямы и, часто, по нескольку хозяйственных ям. В песчаных полах сохранились столбовые ямки от опор, которые поддерживали крышу. О том как она была устроена можно остановиться отдельно.
После того как был выкопан и облицован "котлован" в центре помещения, параллельно стенам, устанавливались деревянные опорные стойки диаметром 10-14 см и высотой около 2,5 метров. По опорным стойкам шла прямоугольная в плане обвязка. Стропила укладывались в виде веера одним концом на обвязку, другим — на стены. Поверх стропил шла деревянная обрешетка, покрытая соломой (возможно, шкурами). В нижней части кровля укреплялась двумя-тремя рядами плит, аналогичных тем, которые использовались для облицовки "котлованов".
Как уже отмечалось постройки несколько раз перестраивались частично или, в некоторых случаях, полностью. Изменялась конфигурация помещения, убирался коридор или менялся стиль кладки (в одном случае плиты устанавливались непосредственно на дно котлована, в другом — в специально вырытые под каждую плиту ямки). В одном из помещений рядом с очагом был выявлен вкопанный в пол ракушечниковый камень полушаровидной формы с лунковидным углублением в центре. Его использование в качестве опоры для столба, маловероятно из-за небольшого размера. Возможно, он использовался для ежедневного обихода, например, в качестве жертвенника.
На территории поселения обнаружено большое количество лепной посуды - кухонной и столовой. Первая представлена большими горшками, выполнявшими роль тары и жаровен, вторая - разнообразными корчагами, мисками, чашками, черпаками и кубками. Значительная часть сосудов украшена валиками, "усиками", "ёлочками", "лесенками" и насечками. Как и другие находки (мелкие глиняные предметы, костяные изделия), лепная керамика из Бай-Кият находит аналогии в памятниках сабатиновской и белозерской культур бронзового века и позволяет датировать поселение XII - XI веками до н.э.
На поселении также открыты и постройки меньшего размера, которые могли выполнять хозяйственные функции и относится к последнему периоду жизни поселения, когда поселение было оставлено жителями окончательно. Происходило это, видимо, в спокойной обстановке. На это намекает отсутствие следов пожаров и разрушений, а также отсутствие какой-либо пригодной для использования или транспортировки утвари. Практически все находки представлены сильно фрагментированной посудой (часто со следами ремонта), не зафиксированы также следы столбов и деталей кровли, которые могли быть вывезены обитателями на новое место. Оставление поселения возможно стоит связать с истощением природных ресурсов в его округе.